Отражение в сознании людей правозначимых сторон действи­тельности и психическая регуляция человеком собственного пра-возначимого поведения называется правовой психологией

Правовой психологией также называется и раздел юридичес­кой психологии, который изучает психологические аспекты пра-вопонимания, правотворчества, формирования индивидуально­го, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правосоотнесенного поведения.

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется соци­ально-нормативными механизмами — социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование — упорядочение об­щественных отношений путем обязательного подчинения пове­дения субъектов этих отношений государственно санкциониро­ванным нормам.

Право, правовое регулирование — основная форма социаль­ного регулирования. Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступатель­ное развитие. Оно связано с принятой в данном обществе сис­темой ценностей, определяется уровнем общественного созна­ния.

Уже в первоначальной форме человеческого общественного строя — в первобытной общине — сформировалась система доз­волений и строгих запретов. Сначала социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными.

Право возникло в связи с развитием производства, свобод­ного товарообмена. Когда поведение отдельного человека нача­ло высвобождаться от традиционных общинных устоев, право стало приобретать особую социальную значимость.

Усложнившаяся система социальных отношений уже не мог­ла охватываться конкретными обычаями отдельных общин.

Глава 9. Правовая психология

Право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и наряду с этим упорядоче­ния и ограничения индивидуальной активности интересами со­циума. Возникла и развивалась социально-регулятивная культу­ра человечества, которая и является основным признаком циви­лизации.

Социальное расслоение общества было первопричиной воз­никновения права, правового регулирования, но отсюда не сле­дует, что право выполняет узкоклассовую функцию. Право с самого возникновения регулирует наиболее сложную общесо­циальную сферу взаимодействия людей. Вот как мотивирова­лась необходимость права уже в первом своде законов: «Для того чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить без­законных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого» (сбор­ник законов царя Хаммурапи, XVIII в. до н. э.). Та же исходная позиция права просматривается и в древнеиндийских законах Ману: «Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслу­живающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле».

В Древнем Риме сущность права была сформулирована более лапидарно: «Право — искусство правды и справедливости».

Юридические нормы предлагают человеку модель должного поведения в сложных, противоречивых, конфликтных жизнен­ных ситуациях. Все писаные законы прошлых времен — срезы особенностей человеческого поведения в прошлом, «археологи­ческие пласты» психологии. Право отражает существенные осо­бенности общественного сознания, особенности поведения лю­дей конкретной исторической эпохи.

Концептуальной основой правового регулирования является правопонимание.

Право — соционормативный институт социальной регуляции человеческого поведения на основе принятых в данном обществе базовых социальных ценностей.Посредством государственно санкционированных норм права обеспечиваются стандарты дол­жного и необходимого поведения.

Современное право — средство реализации равенства и спра­ведливости. Справедливость связана с представлениями людей о должных отношениях между ними, о соответствии между их деяниями и воздаянием им, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, между заслугами людей и их об­щественным признанием.

§ 2. Гуманистическая сущность современного права 273

Справедливо все нравственное. Несправедливы безнрав­ственность, произвол, беззаконие. Поступки людей, результаты их поведения подлежат социальной оценке через категорию справедливости. Справедливое — социально должное. Этот обще­человеческий эталон социально должного и лежит в основе права, является его сущностью.

Сформулируем общие выводы данного параграфа.

1. Право— социокультурная ценностная система общества; оно реализует базовые социальные ценности данного общества посредством государственно санкционированной социально-нормативной системы, подлежащей социальному контролю.

2. Право обеспечивает социальную стабильность посред­ством установления обязательных стандартов социально долж­ного поведения.

3. Правовая идеология общества определяет необходимость, целесообразность и возможность определенных поведенческих норм, отвечающих базовым потребностям данного общества и личности.

4. Нацеленность права на стабильную целесообразность че­ловеческого поведения характеризует его неразрывную связь с психологией общественного поведения человека..

32. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Одной из форм общесоциальной регуляции поведения людей является правовая регуляция. Правовая регуляция - это система государственно санкционированных воздействий с целью упорядочения наиболее существенных, экономически обусловленных отношений в обществе. Правовые нормы вырабатываются и утверждаются специальными государственными органами, законодательным путем, их соблюдение обеспечивается государственной властью. Нормы права кодифицируются в словесных конструкциях и объективируются в нормативных актах. После утверждения законодательными органами эти нормы становятся законом, обязательным для всех членов общества, официальных органов и организаций. Система правовых норм - самая действенная система социальных норм, так как все члены общества обязаны их знать и соблюдать.

Овладение способами поведения, соответствующими нормами права является правовой социализацией личности.

Правовая социализация личности - это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом. Эта ценностно-нормативная система составляет основу правосознания индивида.

Правосознание - система знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, это субъективное моделирование объективно существующего правопорядка. Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий. Правосознание определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений.

Основой правосознания является не столько знание многочисленных правовых норм (это является прерогативой юристов), а осознание и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое официальное закрепление в праве.

Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. Групповое и индивидуальное правосознания обусловлены общественным правосознанием, но они имеют и ряд особенностей.

Индивидуальное правосознание отличается качественно различными уровнями своего развития.

На элементарном уровне индивидуальное правосознание проявляется

в согласовании конкретной право-значимой деятельности с эмпирически представляемыми нормами правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании отдельных конкретных правовых ситуаций, правовых институтов и правового статуса человека в данном обществе.

Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его классовой сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.

В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: 1) познавательная; 2) оценочная и 3) регулятивная.

Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.

Стереотипы поведения, которыми пользуются участники правоотношений меньше всего основываются на конкретных нормах права, отмечает Имре Сабо1.

В повседневном поведении людей более существенное значение приобретают оптимальные модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.

Оценочная сторона индивидуального правосознания проявляется в личностном отношении человека к правовым явлениям, в определении их смысла. Эта сторона правосознания мотивирует поведение, обеспечивает избирательность поведенческих актов.

Социализация личности связана с постоянным усовершенствованием оценочно-мотивационного механизма поведенческих актов. Отдельные ситуационные мотивы у формирующейся личности перерастают в устойчивые, доминирующие мотивы.

Мотив поведенческого акта, имеющего правовое значение, - осмысление человеком своего поведения с позиций социальных ценностей, отраженных в правовых нормах и своих личностных интересах. Мотив поведения - это соотношение поведения с социальными нормами, реальными условиями и личностными ценностями. При этом оценке подвергаются не только возможные непосредственные результаты действия, поведенческого акта, но и их отдаленные последствия.

Формирующаяся личность корректирует свое поведение на основе требований определенного социального окружения, встречает одобрение одних своих действий и порицание других, у нее формируется определенная ценностно-нормативная модель поведения. При этом происходит интериоризация, превращение во внутреннее достояние того, что первоначально было для индивида внешним.

Первоначально определяясь внешними воздействиями, ценностно-нормативная

модель жизнедеятельности человека постепенно приобретает самостоятельность, независимость от ситуативных воздействий и становится основным фактором регуляции его поведения. Его поведение становится внешним проявлением, экстериоризацией системы внутренних позиций. Эта система внутренних позиций у разных индивидов имеет разную степень устойчивости.

Правовая социализация личности - это не только формирование правовых представлений, но и формирование потребности соблюдения норм права, убеждения в их справедливости и необходимости.

Регулятивная функция правосознания связана с контролированием процесса конкретного правозначимого действия и оценкой его результатов.

Наши рекомендации