Тема 14. Метод фокус-групп в исследовании потребительских интересов в рекламе
1. Основные характеристики метода фокус-групп
2. Процедура фокус-группы
3. Психологические особенности работы ведущего
фокус-группу
4. Проблемы эффективности фокус-групп
Ключевые понятия темы:
– фокус-группа, групповая дискуссия;
– рекрутирование участников фокус-группы;
– психологические типы участников фокус-групп;
– эффективность фокус-групп.
1. Основные характеристики метода фокус-групп
Опрос населения занимает достаточно много времени по сравнению с другими средствами маркетинга, но он очень эффективен. Самое важное в нем – возможность личного контакта.
В мировой практике принято тестирование рекламной продукции методом фокус-групп. В самом общем виде фокусное исследование является углубленным интервьюированием потенциальных потребителей рекламы – целевой аудитории.
Метод фокус-групп – один из качественных методов социально-психологических исследований – представляет собой групповое целенаправленное (полустандартное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и ориентированное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности. На содержательном уровне это может быть что угодно: например, материалы средств массовой коммуникации, собственно реклама, конкретные товары, различные услуги, программы и пр.
С психологической точки зрения «субъективная информация», получаемая от потребителей в ходе фокус-групп, есть не что иное, как одна из форм обратной связи. Она дает возможность организаторам практической деятельности увидеть эту деятельность глазами потребителей, что может способствовать принятию адекватных решений по ее реализации или совершенствованию.
В последние годы метод фокус-групп широко используется в маркетинге, в частности в исследовании рекламы, что обусловлено
возрастанием потребности в качественных методах анализа всего рекламного дела.
Основным психологическим механизмом фокус-групп можно считать групповую дискуссию, организация которой подчиняется некоторым общим правилам, таким, как соблюдение определенных фаз развития групповой дискуссии, создание доброжелательной атмосферы и благоприятных условий для каждого ее участника.
В групповой дискуссии принято выделять три фазы: ориентировка, оценка и завершающая фаза.
Основная задача фокус-группы состоит в получении как можно более полной и разнообразной информации о том, как и почему участники групповой дискуссии воспринимают те или иные объекты. В этой двязи главное внимание уделяется фазе ориентировки. В рамках этой фазы обеспечивается четкое определение целей и темы дискуссии, знакомство ее участников друг с другом, сбор информации об их мнениях и суждениях по теме дискуссии.
В фокус-группах фактически опускается фаза, которая предполагает совместную оценку ее участниками полученной информации или вырабатываемого решения.
Завершающая фаза содержит краткое подведение .итогов работы без какой-либо оценки ее конкретных участников.
2. Процедура фокус-группы
Качество тестирования определяется специфической постановкой вопросов, когда участники группы, оценивая продукт (рекламный ролик, плакат, упаковку и т.п.) с разных сторон, как бы постепенно фокусируются на тех его свойствах, которые в конечном счете и оказываются главными в глазах потребителя.
Подобного рода интервью, как правило, снимаются на видеокамеру, что дает возможность проанализировать не только высказанные вслух мнения, но и неосознанно выраженные, невербальные реакции. А это весьма важно, ибо клиент вместе с обработанными данными исследования получает видеозапись, подтверждающую объективность полученных выводов.
Процедурные особенности метода фокус-групп, как и других качественных методов, во многом задаются конкретной целью исследования, социальными и психологическими особенностями участников, спецификой объекта исследования.
Основные этапы процедуры фокус-групп:
– определение места и времени проведения фокус-групп;
– обеспечение необходимого технического оснащения;
– выработка критериев отбора (рекрутирования) участников;
– подготовка топик-гайда (порядка задавания вопросов);
– выбор методических приемов в зависимости от планируемого уровня обсуждения получаемой информации;
– подготовка материалов, необходимых для использования конкретных методик;
– обработка и интерпретация данных;
– представление результатов в заранее оговоренных формах. Рассмотрим некоторые этапы более подробно. Длительность фокус-групп в зависимости от цели исследования колеблется от 1,5 до 3,5 часов. Как правило, для их проведения выбирается время, наиболее удобное для респондентов.
Участие в группе – это довольно интенсивная умственная нагрузка для респондентов, поэтому очень важно, чтобы они пришли на дискуссию отдохнувшими, успокоенными и даже сытыми.
Помещение для дискуссии (его объем, меблировка) должно быть максимально комфортабельным и обеспечивать возможность необходимых манипуляций. Во всяком случае общий интерьер должен быть достаточно гармоничным. Участник, попавший в это помещение, должен чувствовать себя комфортно как физически, так и психологически.
Стандартное количество участников фокус-группы 7–9 человек. Если на группу пришло только 5 человек, она может состояться, но ведущий рискует получить зауженный спектр мнений.
Критерии отбора участников для фокус-группы определяются целями исследования и зависят от множества факторов: социально-демографических, статусных, материальных, психологических и других.
Существует несколько способов рекрутирования участников:
– отбор по результатам предварительно проведенного массового опроса по случайной выборке. Затем с помощью анкеты отбираются респонденты, отвечающие всем необходимым требованиям, они-то и приглашаются на группу;
– отбор по анкете в уличном опросе и как разновидность его – отбор в тех местах, где присутствие нужного контингента наиболее вероятно;
– распространенный способ рекрутирования по принципу «снежный ком». Он предусматривает поиск респондентов с нужными характеристиками через знакомых своих знакомых.
Существует ряд ограничений, которыми необходимо руководствоваться при рекрутировании участников фокус-групп:
– респондент должен принимать участие в дискуссии по данной теме впервые либо не ранее чем через год после участия в аналогичной дискуссии, а самое большое количество фокус-групп в его жизни должно быть не более 3;
– участниками фокус-групп, являющихся частью маркетингового исследования, не могут быть специалисты по рекламе, маркетингу, исследованию рынка, связям с общественностью, а также журналисты, художники, дизайнеры, кинематографисты, торговые работники, даже студенты, изучающие указанные специальности. Весьма желательно, чтобы у участников фокус-групп не работали в названных сферах члены семьи или близкие друзья.
Рекрутирование участников фокус-групп – одна из самых сложных задач. С точки зрения психологии из всех организационно-подготовительных мероприятий рекрутирование в наибольшей степени определяет успех всего исследования.
Участие в фокус-группе с психологической точки зрения – очень тяжелый труд. Он требует выраженных индивидуальных способностей:
– быстро реагировать;
– концентрироваться;
– ясно и кратко выражать свои мысли;
– работать в контакте с незнакомыми людьми;
– быть доброжелательным и открытым.
3. Психологические особенности работы ведущего фокус-группы (модератора)
Для того чтобы адекватно руководить дискуссией в фокус-группе, модератор должен хорошо знать психологические процессы в рамках групповой динамики. Это руководство должно быть мягким, ненавязчивым. Модератору группы необходимо поддерживать спонтанность и в то же время не допускать отклонений от темы.
Другими важными качествами модератора являются хорошая память, умение слушать, устанавливать контакт, проявлять искренний интерес к другим людям, способность вызывать доверие и создавать доброжелательную обстановку для высказывания участниками дискуссии своего мнения.
Модератор должен обладать чувством времени, чтобы, выполняя всю программу групповой дискуссии, равномерно распределить обсуждение всех вопросов. Он обязан ясно и отчетливо выражать свои мысли как письменно, так и устно.
Основные аспекты внутренней подготовки модератора определяются его способностями к концентрации внимания. Ему приходится концентрировать свое внимание не только на общем ходе группового обсуждения, но и на мнениях, высказываемых отдельными участниками дискуссии. В ходе дискуссии он не только не навязывает, но даже не выражает свою точку зрения.
Очень важно, чтобы руководитель групповой динамики помнил наизусть содержание и порядок задаваемых вопросов, поскольку
члены группы невольно этот порядок нарушают. Если руководитель зачитывает вопросы, то он теряет зрительный контакт (глядя в глаза) с участниками и тем самым нарушает естественный ход обсуждения.
Другой аспект внутренней подготовки к руководству фокус-группой заключается в выработке дисциплины одновременного слушания и думания, умения находиться одновременно в прошлом, настоящем и будущем: он должен помнить, что уже обсуждено, что обсуждается сейчас, какой вопрос будет следующим и, наконец, что все это даст для решения задач исследования.
Задачи, выполняемые модератором в ходе групповой дискуссии, требуют от него проявления одновременно и беспристрастности, и интереса. Как беспристрастный слушатель, он приучает себя не показывать того, что его чувства в той или иной мере задеты словами или действиями участников фокус-групп. Как заинтересованный слушатель, он демонстрирует способность к пониманию, готовность включиться в обсуждение опыта участников группы.
Модератору необходимо помнить, что он не должен высказывать оценочных вербальных и невербальных реакций, например, таких, как «хорошо», «правильно», утвердительно или отрицательно кивать головой.
С психологической точки зрения подобная модель поведения достаточно сложна и нетипична, поскольку в большинстве сфер общественной жизни действуют иные схемы управления поведением людей: так, выражение, например, чувств одним из собеседников предполагает и ответное выражение чувств другим. v Искусство ведения фокус-групп включает следующие элементы:
– распознавание типичных ситуаций и проблем, с которыми сталкивается модератор;
– знание эффективных, заранее разработанных методов для каждого типа ситуаций;
– умение применять эти методы.
Перед началом работы группы обычно имеет место «предстартовая пауза». В ходе этой паузы модератор и его ассистент встречают приглашенных на группу, дружески разговаривают с ними, угощают чаем, напитками. Основная задача в этот момент – создать непринужденную, благожелательную обстановку и избегать разговоров по теме фокус-группы, а также обсуждения вопросов, способных вызвать полярные точки зрения, – политика, злободневные проблемы города, страны в целом.
Руководитель фокус-группы в это время внимательно наблюдает за членами группы, стараясь выявить тех, кто проявляет стремление к доминированию, кто излишне застенчив, кто считает себя экспертом. Наиболее застенчивых и скромных лучше располагать
напротив модератора, чтобы содействовать лучшему контакту. Излишне словоохотливых сажать следует поближе, чтобы иметь более выгодные позиции для стимулирования разговора других участников группы.
В первые минуты работы группы модератор сообщает участникам основные правила работы группы и задает должный тон для обсуждения. Модератор должен быть готов к разнообразному поведению группы в ходе дискуссии.
Обычно для обсуждения намечают не более десяти, а чаще пять-семь вопросов, часть из которых – общие, а часть – специфичные. И те и другие должны быть как структурированными (закрытыми), так и неструктурированными (открытыми) и по стимулу и по ответу.
Цель первого вопроса модератора – включить всех членов группы в дискуссию по очереди. Первый вопрос как бы «разбивает лед» – после того как участник уже что-то сказал, ему легче вновь включаться в продолжающийся разговор.
Модератор должен стремиться сузить дискуссию, сфокусировать ее на тех проблемах, которые являются непосредственным предметом исследования.
Очень важно, чтобы модератор умел контролировать свои вербальные и невербальные реакции на высказывания участников группы, владеть техникой «пятисекундных пауз» и «просьб об уточнении».
Пятисекундная пауза необходима модератору для того, чтобы провоцировать высказывание дополнительных точек зрения после того, как было произнесено суждение кого-либо из участников дискуссии. Здесь совершенно необходим особый контакт глаз.
Просьбы об уточнении ответа помогают в тех ситуациях, когда участник дискуссии ограничивается фразами типа: «Я согласен», «Моя точка зрения аналогична предыдущей» и т.п. Обращения типа: «Не могли бы Вы высказаться об этом подробнее?» или «Пожалуйста, расскажите, что Вы имеете в виду» стимулируют участников давать более точные ответы.
Модератору полезно знать модели поведения определенных категорий участников и уметь управлять ими, если того требуют задачи дискуссии. Условно можно говорить о таких категориях, как «эксперты», «доминирующие», «застенчивые», «болтливые» и др. Каждый из подобных психотипов создает» свои трудности для работы модератора с группой и требует особой, хорошо продуманной и деликатно реализуемой тактики.
Психологическая особенность «экспертов» состоит в том, что они могут оказывать сдерживающее влияние на других участников группы, поскольку последние считают «экспертов» более авторитетными в обсуждаемых вопросах. Наилучшей тактикой по отношению к «экспертам» может быть подчеркивание того факта, что мнение каждого участника группы одинаково важно и должно быть услышано.
Психологическая особенность «доминирующих» в том, что это слишком активные участники группы. Эффективным способом переключения внимания с них на других участников для модератора могут стать высказывания типа: «Это одна точка зрения. Есть ли другие мнения по этому вопросу?».
«Застенчивые» говорят мало и тихо. С ними необходим доброжелательный контакт глаз, более частое обращение по имени, подчеркивание важности и интересности высказанных ими суждений.
«Болтливые» тратят очень много слов, с трудом добираясь до сути собственной мысли. Разумной тактикой по отношению к ним может быть ограниченный контакт глаз, использование малейшей паузы, остановки для того, чтобы задать новый вопрос или повторить старый, обращаясь к другим участникам дискуссии.
4. Проблемы эффективности фокус-групп
Эффективность метода фокус-групп во многом определяется тем, насколько максимально условия в них приближены к условиям повседневного общения людей, насколько они привлекательны для участников и насколько они Способствуют их естественному поведению во время группового обсуждения.
Известно, что в реальной жизни на характер восприятия различных объектов влияют не только сами эти объекты, но и мнения окружающих, которые катализируются в рамках свободного группового обсуждения. Аналогичные процессы протекают в фокус-группах. Обсуждения в них при адекватном руководстве со стороны модератора предстают как бы фрагментом привычного для всех общения, в ходе которого исследователь может не только собрать различные мнения, но и проследить, как происходит процесс психологического взаимовлияния и взаимодействия в межличностных коммуникациях.
Другой отличительной чертой фокус-групп, выгодно представляющей их по сравнению с остальными методами опроса, является то, что их участники в ходе дискуссии могут спонтанно выражать свои эмоции. Это делает участие в фокус-группах живым и привлекательным, дающим важную дополнительную информацию.
Фокус-группы способны создавать благоприятные условия для самораскрытия участников и искреннего высказывания мнений. Это обеспечивается за счет непринужденной атмосферы в группе, стимулирования высказываний как позитивных, так и негативных точек зрения (ибо и те и другие важны для исследования), за счет того, что группы формируются на гомогенной основе (по признаку образования, социального положения и т.п.) и по преимуществу из не знакомых между собой людей, что само по себе способствует спонтанности, искренности высказываний.
Результаты качественных методов анализа сложнее исследовать, чем результаты количественных методов. Кроме того, метод фокус-групп предъявляет особые требования к ведущему: его работа – во многом искусство. Тем не менее практика показывает, что применение этого метода имеет хорошие перспективы.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит назначение фокус-групп?
2. Каков основной психологический механизм фокус-групп?
3. В чем состоит основная задача фокус-групп?
4. Каковы основные этапы процедуры фокус-группы?
5. Каковы психологические и иные требования к участникам фокус-групп?
6. Каковы обычные способы рекрутирования участников фокус-групп?
7. В чем суть психологических особенностей поведения ведущего фокус-группы?
8. Каковы психологические особенности участников фокус-групп:
– «экспертов»;
– «доминирующих»;
– «застенчивых»;
– «болтливых»?
9. Каковы эффективные стратегии поведения ведущего с такими участниками фокус-групп?
10. В чем состоит эффективность фокус-групп?
Примеры парадоксальной, провальной или двусмысленной рекламы
В заключение приведем несколько примеров рекламы, которые, надеемся, будут оценены не только как забавные, но и поучительные.
Парадоксальная реклама. Господа Антипов и Усманов образовали в Эстонии свою фирму и за 2 месяца увеличили свой товарный оборот в 6 раз – показатель для Эстонии беспрецедентный. Специалисты определили, что этому способствовало название фирмы. История эта выглядит так. В первый месяц работы бизнесмены подписали контракт с бельгийским представительством фирмы «Panasonic» о поставке в Эстонию телекоммуникационной техники с большими дилерскими скидками.
Президент представительства, взглянув на фирменный бланк, подписал все документы и пожал новым партнерам руки со словами: «Я уважаю деловых людей с хорошим чувством юмора». Смеялись и все последующие партнеры, а, смеясь, подписывали деловые бумаги. Когда в эстонской прессе появилась реклама «Добро пожаловать в (название фирмы)!», в центральном офисе фирмы стали раздаваться телефонные звонки, бизнесменам объясняли, какие ассоциации вызывает название их фирмы. Сначала стали готовить документы на перерегистрацию, а клиенты все шли и шли. Тогда решили оставить все как есть. Смешное объявление было предметом оживленных обменов мнениями. Совсем маленькая рекламная кампания дала тем не менее потрясающий коммерческий эффект. А название фирмы было «AnUs» (по две первых буквы из фамилий партнеров-предпринимателей). По-латыни «anus» – это конечное отверстие пищеварительного канала.
Одна норвежская компания по сбыту какого-то оборудования дала объявление, что ей требуется «деловой, общительный специалист по торговым операциям». На него не откликнулась ни одна душа. После публикации же повторного объявления, в котором говорилось, что компании срочно требуется «неподъемный лентяй с полным отсутствием деловой хватки для выполнения скучной обязаловки», немедленно откликнулись и подали заявления с просьбой принять их на работу 130 человек.
Провальная реклама. Информация о продаже автомобиля. Объявления, наклеенные на заднем стекле салона легкового автомобиля, предназначенного к продаже:
– не очень крупно, иногда жирно надпись – «Продам»;
далее:
марка автомобиля; год выпуска; величина пробега; мелко – номер телефона.
Встречаются объявления этого рода, в которых указано все, кроме ... телефона!
Реклама сигарет «Pall Mall»:
Щитовая реклама сигарет «Pall Mall» от фирмы «Rothmans». В самом верху щита очень крупно надпись: «Качество с любой точки зрения». Слово «Rothmans» изображено по принципу офтальмологической таблицы для проверки остроты зрения. Слева от этой таблицы – надпись (крупно): «Проверь твое зрение». Курьез в том,
что в самом низу щита в соответствии с законом о рекламе табачных изделий приведено предостережение, разумеется, буквами существенно более мелкого размера: «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Вот уж действительно: проверь свое зрение!
Реклама сигарет «Ява Золотая»:
Верхняя часть статуи Свободы в правом нижнем углу. Слева от нее – панорамный снимок верхушек небоскребов. Над всем этим с неба нависает большая коробка сигарет «Ява Золотая», навевающая представление о падающей бомбе. По верхушкам небоскребов проходит надпись: шрифтом белого цвета слово «ответный», шрифтом красного цвета и буквами размером в 2,5 раза крупнее – слово «удар».
Внизу как обычно мелким шрифтом строчка: «Минздрав России предупреждает: курение опасно для вашего здоровья».
Комментарий:
Непонятна целевая аудитория рекламы.
Если реклама рассчитана на американского курильщика, то следует иметь в виду, что в США, как известно, развернута сильнейшая антитабачная рекламная кампания, давшая, что тоже хорошо известно, впечатляюще высокий положительный эффект.
Реклама выполнена в форме экспансии, агрессии и угрозы со стороны России. Последнее – вечный политический стереотип американского менталитета. Работать на него – значит дать блестящую антирекламу российских сигарет.
Если реклама рассчитана на российского курильщика, то сомнительным выглядит американский фон (небоскребы и статуя Свободы) для пачки сигарет «Золотая Ява»: слишком сложно для восприятия и ассоциаций.
Имеются различные версии этого типа рекламы, например, с изображением «Боинга», пикирующего на город, и другие, с той же самой надписью: «Ответный удар».
Реклама продукции фирмы «ВИНАП»
На щите изображен револьвер, нацеленный в лоб зрителю. В револьверном барабане – крышечки от всевозможных пивных бутылок. Надпись: «Невозможно отказаться от такого предложения».
Комментарий: Сюжет носит выраженно агрессивный по отношению к потребителю характер.
Двусмысленная реклама. «Отдых в Сочи по сочинским ценам». Комментарий: ничего не известно про «сочинские» цены.
«Инструменты по ценам завода-изготовителя». Комментарий: ничего не известно про цены «изготовителя».
«Наши цены вас удивят!». Комментарий: «удивить» могут цены не только «смешные», но и «крутые».
Реклама сигарет марки «Bond». На фоне приятного глазу пикника крупно надпись: «Выбирай с умом». Учитывая, что реклама опять-таки сопровождается известным предупреждением Минздрава, это их «Выбирай с умом» – выглядит более чем двусмысленно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агрессивный маркетинг. – Самара. 1992.
2. Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы. – М- 1991.
3. Аллен П. Учимся торговать/Пер, с англ. – Мн. 1996.
4. Артеменко В. Г. Реклама в торговле. – Новосибирск. 1996.
5. Бейти В. Предпринимательство: игра, чтобы победить//Аг-рессивный маркетинг. – Самара. 1992.
6. Берд П. Продай себя!/Пер. с англ. – Мн. 1996.
7. Беттджер Ф. Вчера неудачник – сегодня преуспевающий коммерсант. – М. 1997.
8. Беттджер Ф. Обаять клиента. – М. 1995.
9. Беттджер Ф. Удачливый торговец. – М. 1997.
10. Бэрри Э. Карьера в рекламном агентстве. – М. 1997.
11. Введение в практическую социальную психологию. – М. 1996.
12. Викентьев И. Г. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов. – Новосибирск. 1993.
13. Власова Н.М. И проснешься боссом... – Новосибирск. 1993.
14. Власова Н.М. Рекламный конструктор. – Новосибирск. 1998.
15. Власова Н.М. Шифр к сейфу покупателя. – Новосибирск. 1996.
16. Володеева В.Н., Исакова Г.А. Основы психологии торговой рекламы. – Л. 1983.
17. Гермогенова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. – М. 1994.
18. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. – М. 1994.
19. Горин С. Нэлпер в свободном полете. – Канск. 1997.
20. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М. 1991.
21. Дайбл Г. Улучшайте свою собственную организацию//Агрес-сивный маркетинг. – Самара. 1992.
22. Датян А. Реклама/Пер, с фр. – М. 1993.
23. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе/Пер, с польск. – Мн. 1996.
24. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. – М. 1984.
25. Деринг П. Хотите стать коммерсантом?/Пер. с нем. – М. 1994.
26. Джей Э. Эффективная презентация/Пер, с англ. – Мн. 1996.
27. Джефкжз Ф. Курс маркетинга. – М. 1993.
28. ДжирардД. Виртуоз торговли/Пер, с англ. – Мн. 1997.
29. Джонсон К. Стратегия продажи в сфере услуг//Агрессивный маркетинг. – Самара. 1992.
30. Для тех, кто хочет торговать успешно. – М. 1997.
31. Дэйян А. Реклама/Пер, с фр. – М. 1993.
32. Зазыкин П.И. Психология в рекламе. – М. 1993.
33. Картер Г. Эффективная реклама. – М. 1991.
34. Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговать, или Все о переговорах/Пер, с англ. – Мн. 1995.
35. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М. 1992.
36. Критсотакис Я.Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации. – М. 1997.
37. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть II. Менеджерское искусство. – М. 1992.
38. Лебедев А.И. Особенности психологического воздействия в российской рекламе. – М. 1995.
39. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. – М. 1995.
40. Левинсон Д. Партизанские войны в маркетинге//Агрессивный маркетинг. – Самара. 1992.
41. Левинсон Д. Зарабатывать деньги без работы//Агрессивный маркетинг. – Самара. 1992.
42. Мануйлов М.А. Психология рекламы. – М. 1925.
43. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М. 1996.
44. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. – М. 1996.
45. Оховен М. Магия энергичной продажи /Пер. с нем. – М. 1996.
46. Паккард Б. О психоанализе в рекламе//Бизнес для всех. 1994. № 27-28.
47. Перепелица В. Как рекламу сделать эффективной, или Как стать известным. – Ростов-н/Д. 1997.
48. Психология рекламы. – М. 1925.
49. Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента /Пер. с англ. – СПб. 1996.
50. Рейтынбарг А. Реферат по книге Венса Паккарда «Скрытые увещеватели: психоанализ в рекламе». – М. 1968.
51. РябинскийЛ.С. Поведение покупателей рыночной экономики. -М. 1991.
52. Скотт Док. Учитесь эффективно продавать и управлять сбытом. – Киев. 1992.
53. Современный маркетинг/i?./?. Хруцкий, И.В. Корнеева, В.Е. Ае-тухова. – М. 1991.
54. Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. – М. 1996.
55. Стюарт Г. Успешный менеджмент торговли. – Мн. 1996.
56. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. – М. 1989.
57. Филлипс У. Честный бизнес//Агрессивный маркетинг. – Самара. 1992.
58. Хопкинс Т. Искусство торговать. – СПб. 1996.
59. Хопкинс Т. Умение продавать для «чайников». – К. 1997.
60. Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи/Пер, с фр. – М. 1993.
61. Шнаппауф Р. Практика продаж. – М. 1998.
62. Шук Р. Как стать профессиональным коммерсантом. – СПб. 1996.