Характеристики типов телосложения и темперамента по У. Шелдону
Висцератония (эндоморфизм) | Соматотония (мезоморфизм) | Церебротония (эктоморфизм) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Каждый из типов темперамента характеризовался набором из 20 черт.
Висцеротонику свойственны такие черты, как: расслабленность, любовь к комфорту, замедленность реакций, любовь к пище, социализация пищевой потребности, удовлетворение от пищеварения, потребность быть среди людей, приветливость со всеми, жажда похвалы и одобрения, ориентация на других людей, стабильность эмоциональных проявлений, терпимость, безмятежная удовлетворенность, хороший сон, бесхарактерность, легкость в обращении и выражении чувств, общительность и мягкость, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на семью и детей.
Соматотонику присущи: уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам и приключениям, энергичность, потребность в движениях, стремление к власти, любовь к риску, решительные манеры, храбрость, агрессивность, психологическая нечувствительность, боязнь замкнутого пространства, отсутствие жалости и такта, громкий голос, безразличие к боли, общая шумливость, соответствие внешнего вида более пожилому возрасту, экстраверсия, настойчивость, тяга к действию в тяжелую минуту, ориентация на юношеские цели и занятия.
Церебротоник наделен такими качествами: сдержанность манер и движений, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, склонность к одиночеству; чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность; скрытность чувств, эмоциональная сдержанность; беспокойные движения глаз и лица; страх перед социальными контактами; застенчивость; трудность приобретения новых привычек; боязнь открытого пространства; неумение предвидеть отношение к себе других людей; тихий голос, боязнь вызвать шум; чрезмерная чувствительность к боли; плохой сон, хроническая усталость; юношеская живость манер и внешнего облика; концентрированное, скрытое и субъективное мышление; устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов, потребность в уединении в тяжелую минуту, ориентация на пожилой возраст.
Стадии развития личности по Э.Эриксону
Эрик Эриксон – известный американский психолог ХХ века - выделяет 8 основных задач, которые человек решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз одна из них актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Не пройдя успешно какой-либо возрастной период, он чувствует себя как школьник, не умеющий решать задачи какого-то типа.
№ | Возраст | Центральная область отношений | Результат развития | Полярности механизмов приспосабливания | Существенные полярности личности |
Грудной 0-1 год | Мать или заместитель | Энергия и жизненная радость | Приобрести – дать | Доверие – недоверие; надежда – безнадежность | |
Ползунковый 1-3 года | Родители | Контроль над собой, стремление к власти | Обладать – отказаться | Автономия – сомнение | |
Дошкольный 3-6 лет | Родители, братья, сестры | Целеустремленность | Стараться – притворяться | Инициативность – пассивность | |
Предпуберт-ный 6-12 лет | Школа, соседи | Овладение методами и указаниями | Соревноваться – конструировать | Умелость – неполноценность | |
Юность 13-18 лет | Группа сверстников | Преданность и верность | Быть самим собой – быть одиноким | Идентичность – непризнание | |
Ранняя зрелость 19-30 лет | Друзья | Потерять и найти себя в других | Интимность – одиночество | Сотрудничество – одиночество | |
Средняя зрелость | Профессия, родной дом | Творчество, заботы | Самореализация – забота о ком-то | Творческая активность – застой | |
Поздняя зрелость | Близкие, человечество | Мудрость, отрешенность | Черпать из прошлого – сопротивляться небытию | Умиротворение - отчаяние |
VI стадия. Ранняя зрелость
Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста.
Задача этапа: близость против изоляции.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь.
Эриксон. Человеку важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Характерное понятие для этой стадии – отдача. И результатов своего труда, и своей энергии – выбранному делу, и долга: родительского – детям, сыновнего – родителям, священного – Родине и т.д.
Взрослый должен: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. А также работать, приносить пользу обществу. Для взрослого (по-настоящему, а не по возрасту) характерна продуктивность: заниматься производительным трудом и растить детей.
Люди этого возраста чаще всего говорят, что “крутятся, как белка в колесе”, “времени нет постоять и опомниться”. Они больше всего заняты жизнеобеспечением для себя и своих близких, здесь еще мало осознанности, рефлексии. Но есть реализация того, что уже подготовлено предыдущими этапами.
Девиз здесь: “Больше дела, меньше слов”.
VII стадия. Взрослость / Средняя зрелость
Задача этапа: генеративность против стагнации.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота.
Эриксон. Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира.
Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность. Причины отставания – чрезмерное себялюбие, напряженное самосозидание преуспевающей личности за счет других сторон жизни, недостаток веры, доверия, ощущения, что он желанная надежда и забота общества.
Генеративность – центральный момент этой стадии. Это понятие охватывает эволюционное развитие, которое сделало человека обучающим и организующим, равно как и обучающимся. Генеративность – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения.
Стадия наиболее связана с отношением человека к продуктам своего труда и к своему потомству. Очень важный момент этой стадии – креативность (творческое, нестандартное мышление). Именно при отказе от творчества происходит застой личности, остановка в развитии. Ко времени наступления этой стадии человеком накоплено достаточное количество знаний и умений, которое может перейти в новое качество – творческую, созидательную деятельность.
Вторая сторона творческой функции – критичность – тоже соответствует этой возрастной стадии: с позиций накопленного опыта человек уже часто выступает оппонентом, критиком.
Девиз этого состояния: “Все остается людям”.
VIII стадия. Поздняя зрелость
Возраст: пенсионный.
Задача этапа: целостность против отчаяния.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость.
Эриксон. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть.
Человек здесь выступает как эксперт, мудрец. Они чаще погружены в свои размышления, воспоминания. Пожилые люди не участвуют в общественном производстве и не производят на свет потомства, но их мудрые советы необходимы более молодым поколениям.
Девиз этого состояния: “Если бы молодость знала, если бы старость могла”.
АДАПТАЦИЯ
Вхождение нового консультанта в Tupperware®
• Обучение при вхождении
• Влияние менеджера
Изменение поведения
• Научение
• Сознательное научение
Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу.
1. Адаптация человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно и успех которой зависит от правильного взаимодействия обеих сторон: человека и организационного окружения.
2. Коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию.
3. Изменения и модификации в организации.
Одним из факторов, определяющих развитие организации, считается активизация творческого потенциала работников, которая во многом зависит от способов включения новых сотрудников в жизнь организации. В самом общем виде адаптация - процесс активного приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды.
ЧТОБЫ КОНСУЛЬТАНТЫ ОСТАВАЛИСЬ В БИЗНЕСЕ, ВАЖНО:
Успешность нового Консультанта = Профессиональное проведение Домашних Презентаций
Чтобы Консультант оставался в бизнесе, он должен получать результат от своей деятельности. Результат - следствие качественно проводимых Домашних Презентаций. Следовательно, необходимо обучить Консультанта профессионально проводить Домашние Презентации.