Что значит обладать высокой силой духа?

Текст№6

Задание№1. Прочитайте текст (автор –С. Соловейчик), ответьте на вопросы и заполните таблицу:

1.Какова тема текста?

2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

· наболевшая;

· мучительная;

· жгучая;

· тяжелая;

· первоочередная;

· принципиальная;

· главная;

· сложная;

· личностная…

4.Выражена ли в тексте позиция автора по данному вопросу?

Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

Тема Проблема может заставить нас: Позиция автора
  Заняться глубоким изучением (чего?), чтобы Раскрывает сущность поставленных проблем; Выражает мнение большинства;
С горечью понять (что?) для того, чтобы… Приводит в качестве примера, аргумента цитату: «…» Характеризует сущность раскрываемой проблемы;
Иронично относиться (к чему?) для того, чтобы… Недвусмысленно подчеркивает свое негативное отношение (к чему?)… Является строгим судьей негативных явлений
Отразить суть (чего?) для того, чтобы…оценить собственную позицию по отношению (к чему?) Точно формулирует свою мысль:… Пытается найти в читателе единомышленника…

Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:

В чем заключается сущность духовной жизни? Что значит обладать высочайшей силой духа? О проблеме содержания духовности людей рассуждает автор текстаС.Соловейчик.

Вопросо том, можно ли назвать современную жизнь каждого из нас духовной, является важным, на мой взгляд, потому что у каждого из нас свои, подчас искаженные ориентиры нравственности. Важно определить истинные духовно-нравственные ценности и следовать им всю жизнь. С этой позиции проблему, которую исследует С. Соловейчик, можно назвать философско-нравственной, потому что в поисках нелегкого ответа она требует от каждого напряжения мысли, совести, души.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что «духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому». С. Соловейчик акцентирует вниманиечитателя: для поддержания собственного духа необходимо искусство мыслить, выражающееся в чтении книг и посещении театров. Он делает вывод, что истинное искусство способствует «укреплению собственной веры в добро, правду и красоту».

Я не могу не согласиться с мнением автора, рассуждающего о сущности духовной жизни. Если человек богат духовно, то это помогает ему совершать честные и благородные поступки, делиться с окружающими своей добротой, идти по жизни уверенно, достойно, подавая другим пример.

В русской литературе к вопросу о том, что значит обладать силой духа, обращались многие поэты и писатели: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и многие другие. Так, например, в романе Л. Н. Толстого « Война и мир» один из главных героев Андрей Болконский проходит свой путь нравственных исканий и проявляет на этом пути великую силу духа. Будучи смертельно раненным, находясь перед лицом смерти, он приходит к выводу, что необходимо научиться жить, прощая и любя окружающих. Именно всепрощение и является проявлением высокой «силы и духовности личности».

Кроме того, и в романе «Преступление и наказание» проблема содержания духовной жизни обозначена Ф.М.Достоевским не менее явственно. Родион Раскольников, которому сострадает Соня Мармеладова, понимает, что жизнь должна строиться не на принципах теории «сверхчеловека», которому все дозволено. В основе человеческих отношений, по мысли Ф.М.Достоевского, должна лежать любовь к ближнему.

Итак, прочитав текст С. Соловейчика, я пришла к выводу: духовность является важной составляющей в жизни каждого человека. Поэтому необходимо читать книги, которые бы давали «образцы жизни честной, духовной, нравственной», чтобы научиться вслед за Андреем Болконским жить, преодолевая себя, вырабатывая силу духа, другими словами, по законам добра, чести и справедливости.

1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)

2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)

3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста автора?

4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)

5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора, рассуждающего о духовности человеческой жизни? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);

6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);

7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).

8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой, и вынесите на поля символ В*******)

Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании:

Наши рекомендации