Психологическая проблема потери работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................... 3
ВВЕДЕНИ……………………………………………………………………4
1. ЛЕКЦИЯ 1: Введение в курс: предмет дисциплины, ее содержание, цели и задачи ………………………………………………………………7
2. ЛЕКЦИЯ 2:Рынок труда как основа поиска работы и трудоустройства 13
2.1. Понятие и сущность рынка рабочей силы.............................. 13
2.2. Факторы формирования и модели рынка труда..................... 16
2.2.1. Факторы формирования рынка труда.................................. 16
2.2.2. Модели рынка труда.......................................................... 17
2.3. Субъекты рынка труда.......................................................... 21
2.4. Элементы рынка труда.......................................................... 24
2.4.1. Спрос на рабочую силу...................................................... 24
2.4.2. Предложение рабочей силы................................................ 26
2.4.3. Цена рабочей силы............................................................. 30
2.4.4. Конкуренция на рынке труда............................................. 33
2.4.5. Инфраструктура рынка труда............................................. 34
2.4.6. Конъюнктура рынка труда.................................................. 35
2.4.7. Резерв рабочей силы.......................................................... 37
2.4.8. Емкость рынка труд........................................................... 38
2.5. Виды рынков труда............................................................... 39
3. ЛЕКЦИЯ 3:Безработица: социально-экономическая природа и пути преодоления 41
3.1. Понятие, статус и показатели безработицы........................... 41
3.2. Форма российской безработицы............................................ 50
3.3. Причины и факторы безработицы......................................... 57
3.4. Экономические последствия безработицы............................. 58
3.5. Социально-психологические последствия безработицы......... 72
3.6. Формы и методы защиты от безработицы и увеличения занятости 85
4. ЛЕКЦИЯ 4:Программа содействия занятости населения как инструмент реализации политики занятости 92
4.1 Общие положения и виды целевых программ содействия занятости населения 92
4.2. Технология разработки программы содействия занятости населения 94
4.3. Структуры и основное содержание программы содействия занятости населения Республики Марий Эл………..96
5. ЛЕКЦИЯ 5:Активные программы содействия занятости населения как форма повышения конкурентоспособности на рынке труда.............................................................................. 99
5.1. Сущность и содержание активных программ содействия занятости населения 99
5.2. Основные направления специальных программ содействия занятости населения 100
5.2.1.Содействие трудоустройству незанятых граждан.............. 100
5.2.2. Создание и сохранение рабочих мест............................... 103
5.2.3. Организация общественных работ……………………….105
5.2.4. Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы……………………………………………………..108
5.2.5. Временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет…………………………………………..113
5.2.6. Оказание содействия самозанятости населения…………115
5.2.7. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда……………………………………………………………….118
5.2.8. Организация ярмарок вакансий рабочих
и учебных мест……………………………………………………119
5.2.9. Информирование населения и работодателей
о положении на рынке труда…………………………………….122
5.3. Система профессиональной подготовки и переподготовки кадров 124
5.4. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан 130
5.5. Традиционные и нетрадиционные (инновационные) услуги в сфере занятости……………………………………………………….136
6.ЛЕКЦИЯ 6:Занятость населения как результат поиска работы....... 147
6.1. Понятие и признаки занятости…………………………………147
6.2. Структурные характеристики, статусы, принципы и показатели занятости 150
6.3. Виды и формы занятости……………………………………….153
7. ЛЕКЦИЯ 7:Правовые основы занятости…………………………...167
7.1. Нормативно-правовые основы занятости……………………….167
7.2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» ….185
7.2.1. Общие положения………………………………………….185
7.2.2. Права граждан в области занятости………………………....187
7.2.3. Гарантии государства в области занятости………………..187
7.2.4. Регулирование и организация занятости населения…………………………………………………………..188
7.2.5. Участие работодателей в обеспечении занятости населения…………………………………………………………..190
7.2.6. Социальные гарантии и компенсации…………………….190
8.ЛЕКЦИЯ 8:Технология поиска работы.................................. 192
8.1. Психологическая проблема потери работы.......................... 192
8.2. Технология поиска работы.................................................. 198
8.3. Способы поиска работы...................................................... 212
8.4. Методика поисковых телефонных переговоров................... 217
8.5. Методика собеседования с работодателем............................ 221
8.6. Адаптация к новому рабочему месту................................... 232
8.7. Психологическое сопровождение профессионального обучения 237
8.6. Профессиональное тестирование и требования к составлению документов (анкета, автобиография, профессиональное резюме).................................................. 242
9.ЛЕКЦИЯ 9:Методика проведения деловых игр..................... 248
9.1. Имитационная игра «Занятость населения»......................... 248
9.2. Деловая игра «Регулирование занятости»........................... 251
9.3. Сюжетная игра «Трудоустройство»..................................... 254
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................... 258
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 259
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рекомендации по выполнению контрольной
работы (реферата), подготовке докладов и сообщений по учебной
дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»............. 262
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методические указания по организации
самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине
«Занятость населения и ее регулирование»................................ 265
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 271
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Извлечения из государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Извлечения из республиканской целевой программы «Содействие занятости населения республики Марий Эл» на 2012-2020 годы
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Извлечения из закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» представлены
ЛЕКЦИЯ 6
Технология поиска работы
8.1. Психологическая проблема потери работы
8.2. Технология поиска работы
8.3. Способы поиска работы
8.4. Методика поисковых телефонных переговоров
8.5. Методика собеседования с работодателем
8.6. Адаптация к новому рабочему месту
8.7. Психологическое сопровождение профессионального обучения
8.8. Профессиональное тестирование и требования к составлению документов (анкета, автобиография, профессиональное резюме)
Психологическая проблема потери работы
Изначально будет не лишним обратить внимание на то, какова эмоциональная реакция человека на его увольнение, закрытие предприятия, на котором он работает, т.е. реакция человека на потерю работы, ибо именно эмоциональное состояние предопределяет успешность в деле поиска работы и дальнейшего определения себя в профессиональной жизни. В этом отношении следует обратить внимание на модели стадий индивидуальных реакций на безработицу. В литературе по этой проблематике говорится о том, что люди проходят через несколько различных фаз (стадий) приспособления к стрессовой ситуации, вызванной увольнением, - от первоначального шока до полной адаптации. Эти модели предполагают, что люди проходят различные стадии адаптационного процесса, обычно начинающегося с шока, гнева и протеста. Затем наступает фаза оптимизма и активных поисков работы. Если эта стадия заканчивается безрезультатно, наступает стадия пессимизма, безразличия и пассивности, где человек может переживать сильный дистресс (однако, при малейшем появлении надежды стадия активности и оптимизма может вернуться). Это наиболее критическое состояние. На финальной стадии человек полностью может подчиниться судьбе и начинает адаптироваться к новому состоянию, которое отличается снижением уровня запросов и ограниченным выбором. К этому моменту его прежние жизненные позиции разрушены.
Столкнувшись с потерей работы, человек пытается каким-то образом осмыслить происходящее. Он задает себе вопрос: Почему это случилось? Он начинает сомневаться в своих способностях и правильности ранее выбранных решений, которые касались выбора профессии и деловой карьеры.
Люди, оказавшиеся в ситуации неопределенности, обусловленной потерей работы, нуждаются в создании для себя нового представления о реальности, способного объяснить случившееся. Это осмысление уменьшает неопределенность, придает значимость и некоторую упорядоченность ранее неизвестному состоянию. И поскольку эта новая субъективная реальность как бы «нашла свое место», осознана, личность далее может действовать, исходя из представления о том, что это объективная реальность, а не кошмарный сон.
Имеются достаточно устойчивые индивидуальные различия в том, как люди пытаются справиться с неблагоприятными обстоятельствами в своей жизни. Самооценка соотносится с личной предрасположенностью видеть себя и свои способности в позитивном свете. Индивидуумы с высоким уровнем самооценки имеют большую уверенность в своей способности успешно справиться со стрессовой ситуацией, сильными нагрузками и менее предрасположены к негативным переживаниям по поводу своих возможностей найти работу.
Чем сильнее, интенсивнее переживания людей в связи с потерей работы, тем ниже их активность.
Потеря работы расценивается психологами как одна из самых стрессовых ситуаций в нашей жизни, которая оказывает отрицательное воздействие буквально по каждому параметру психического и физического здоровья. Люди, потерявшие работу, становятся более беспокойными. Переживания, испытываемые человеком в данной ситуации достаточно стереотипны, однако, большая разница может быть в интенсивности переживания. Общие же чувства таковы:
• Шок - неспособность оценить, что же произошло
• Гнев - на самом деле этого не случилось
• Потеря своего образа - я потерпел неудачу, моя работа ускользнула. Я никогда не найду другую.
• Снижение самоуважения - я бесполезен. Я ненадежный.
• Потеря - ориентиров, коллег, обеспеченности и всех других «удобств», исходящих от постоянной работы
• Отвержение - предыдущим нанимателем, потенциальными работодателями, нанимателями, когда они не знакомятся с заявлениями; друзьями, когда они не отвечают на телефонные звонки.
• Стигма - что же теперь испытывают по отношению ко мне мои друзья и соседи? Что дети скажут своим школьным товарищам?
• Утрата контроля - ведь я связался со всеми своими друзьями, заметил массу подходящих случаев, написал кучу заявлений, почему так и не нашел работу?
Конечно, ситуация довольно неприятная, но не смертельная и совсем не безнадежная. Давно установлено, что на личностном уровне важны не только и не столько события, которые с нами происходят, сколько наше субъективное отношение к ним. Сконцентрировавшись на переживании только негативных чувств, связанных с потерей работы, легко можно впасть в депрессию и оказаться в жизненном тупике. Это часто разрушает семьи, является причиной личностной деградации, а иногда приводит даже к суициду.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? КАК ИЗБЕЖАТЬ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЫВОВ, СОХРАНИТЬ ОПТИМИЗМ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?
Конечно, в каждом конкретном случае есть много нюансов и индивидуальных деталей, но есть и общие закономерности. Увольнение с работы, даже по сокращению штатов или в связи с закрытием фирмы, в большинстве случаев воспринимается как межличностный конфликт «вы, шеф и другие». Не следует усугублять ситуацию своими действиями или словами, постарайтесь избежать конфликта. Расставаясь с шефом, будьте корректны, передавая дела и освобождая рабочее место, будьте сдержанны и доброжелательны.
Ваша главная задача - сохранить достоинство и действовать конструктивно, не впадая в панику. Не стоит выплескивать на своих бывших руководителей или сослуживцев негативные эмоции, даже если это кажется вам вполне обоснованным и объективным. Постарайтесь принять ситуацию такой, какая она есть, и извлечь из нее максимум пользы для себя, будь то денежное пособие, материальная помощь, нормальная запись в трудовой книжке, хорошая служебная характеристика, наконец добрые отношения с людьми.
С чего начать новый этап в жизни? Ответ многих специалистов -начните с хорошего недельного отдыха. Как правило, последние дни перед увольнением бывают очень напряженными, особенно в моральном, психологическом плане. Поймите и осознайте, что теперь все позади. Постарайтесь забыть об этом и хотя бы в первую неделю после увольнения не думать о тех людях, которые поступили с вами несправедливо, о прежних проблемах или о тех, что ждут вас впереди. Отвлекитесь, почувствуйте себя спокойно, расслаблено и уверенно. Жизнь продолжается, и вы управляете ситуацией.
Постарайтесь сохранять доброжелательные отношения с людьми, окружающими вас в данный момент. Не думайте слишком много о их недостатках, старайтесь делать им комплименты и благодарите за всякую поддержку и стремление помочь вам. Это оградит вас от многих отрицательных эмоций, даст «положительное подкрепление» и будет вызывать уважение к вам. Постарайтесь оградить себя своего рода психологической «стеной» от разных
слухов, унижений, обид на бывших сослуживцев или новых знакомых (кстати, этот совет относится и к людям, которые в ходе ваших последующих поисках работы будут вам отказывать). Установите как бы эмоциональные «глушители» и не пропускайте через них ту информацию, которая несет значительную негативную нагрузку. Надо научиться избегать ее или воспринимать больше разумом, чем сердцем. Некоторые специалисты рекомендуют «информационное голодание», когда, например на два дня вы полностью запрещаете себе мысли и разговоры на темы, которые вас особенно волнуют.
Через неделю, набравшись сил и восстановив свой психологический статус, начинайте действовать.
Пока ищите новую работу, не потеряйте форму. С первых дней своей активности на поприще поиска новой работы привыкайте экономить время. Оно вам теперь нужнее, чем в период, когда вы работали. Теперь это ваша личная собственность, имеющая неприятную склонность все более стремительно сокращаться.
Не допускайте радикальных изменений в своем образе жизни, -это таит в себе угрозу вашему физическому и психическому здоровью. Вы сами могли наблюдать, как резко меняется самочувствие людей, вышедших на пенсию и прекративших активную деятельность. Ваша пассивность и не структурированность времени представляют собой серьезную опасность. Один из наиболее эффективных способов противодействия этому - сохранение прежнего распорядка дня. Если раньше ваш режим дня определяла работа, то теперь необходимо приложить волевые усилия для его соблюдения. Это поможет вам избежать бытового раздражения, мыслей о своей ненужности, потери уверенности в себе и правильности своих действий и т.д. Конечно, небольшие изменения в привычный I режим дня могут быть внесены, если они идут на пользу вашему самочувствию и делу. Например, не стоит вставать очень рано, если вы не «жаворонок», а в прошлом должны были это делать только из-за рано начинающегося рабочего дня или удаленности вашего места жительства от работы. Распорядок дня иногда придется нарушать в каких-то деталях, но в принципиальных моментах он должен быть обязательным, например, строго по намеченному плану используйте время, отведенное для поиска подходящего варианта трудоустройства, лишь в самых крайних случаях не позволяйте себе ложиться спать позже установленного часа и т.д.
Не потеряйте в потоке дней выходные и праздники. Они должны, как и раньше, отличаться от будней. Выделение выходных и праздников сохранит привычный ритм времени, позволит лучше подстроиться к деятельности тех учреждений, с которыми вы поддерживаете связь в процессе поиска работы.
Старайтесь в любой удобной для вас форме осуществлять планирование своей работы - на день, неделю, месяц. Это важное средство систематизации деятельности и контроля за ее выполнением день за днем.
Очень важное значение имеет постоянная занятость каким-либо делом, в первую очередь трудоустройством. Параллельно можно найти массу других - ремонт квартиры, работа на садовом участке, хобби, активные формы отдыха. Это проверенные способы снятия психического напряжения, стимулирования жизненной активности.
Кроме того, этот период жизни предоставляет вам редкую возможность расширить или сделать более современной свою квалификацию на разного рода краткосрочных курсах. Вы можете решить проблему своей компьютерной грамотности, изучить бухгалтерское дело, иностранный язык, основы менеджмента, научиться какому-нибудь практическому ремеслу и т.д.
Одним словом не стесняйтесь учиться. Потом времени на это не будет. Даже если вы потратите пару недель, обучаясь тому, что вам сейчас не нужно, не стоит сомневаться никакой опыт не бывает лишним. Кроме того, процесс учебы помогает снимать душевные проблемы, расширяет контакты, помогает держать себя в форме.
В целом, полезна любая занятость. Главное - не дать развиться пассивности и лени, не потерять мобильность и готовность к действиям. Восстановить все это в случае утраты будет труднее, чем даже формально найти рабочее место.
Технология поиска работы
Анализ ситуации на рынке труда показывает, что в настоящее время не только у молодых людей, но и у многих взрослых, наделенных неким опытом поиска работы, отсутствуют навыки и способы поведения на рынке труда, эффективного поиска работы.
Подавляющее число неудач при поиске доходного места все же связано с отсутствием подачи информации о технологии поиска работы. Увы, в школах и вузах пока такой науки не проходят. Книги, повествующие о секретах успешного трудоустройства, появились не так давно. Да и читают их, равно как и доверяют им, немногие.
Одна из наших задач - дать человеку, который ищет работу информацию, знания, позволяющие ему результативно, с максимальной эффективностью заниматься проблемой, связанной с его трудоустройством.
Как правило, - и такова закономерность - опыт, а следом и удача приходят после ряда безуспешных попыток, к этому надо быть готовым. И поэтому человеку, прежде чем приступить к делу поиска работы, необходимо твердо уяснить для себя следующие правила:
1. Поиск работы - это тоже работа, и сколь хорошо и «профессионально» она выполнена, столь и успешны результаты ее выполнения.
2. Никто не должен и не обязан предоставить работу, за получение работы нужно бороться самому.
3. Различие между «везунчиком» и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела, а не какими-то внешними факторами вроде кризиса на рынке труда.
4. Сохранять достоинство, и не загонять себя в позицию «выпрашивания» работы.
5. Мне необходимо определить, чем я отличаюсь от других людей, которые могли выполнять ту же работу, это повысит мои шансы в получении работы.
6. Не спешить принимать решение исходя из того, что есть в наличии (что доступно). Со всей настойчивостью стремиться именно к намеченному варианту поиска работы.
7. Необходимо уметь ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать необходимые сведения.
8. Необходимо помнить, что право выбора существует не только у работодателя, но и у человека ищущего работу
9. Получить сотни отказов - это нормально. При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать из колеи и какая-то из следующих попыток принесет успех.
10. Необходимо уметь извлекать пользу из ошибок, учиться на своем опыте и на опыте других людей.
Приступая к поиску работы, следует обратить внимание на основные этапы этой деятельности, которые приведены ниже:
1. «Инвентаризация» и анализ профессиональных навыков и способностей. Определение сильных и слабых сторон собственной личности, которые способствуют или тормозят процесс трудоустройства.
2. Определение индивидуально значимых факторов (требований) будущей работы, постановка цели поиска.
3. Отработка способов поиска вакансий (пути поиска), подготовка документов (резюме, поисковое письмо, «профессиональный портфель»)
4. Подготовка к собеседованию с работодателем
Первый этап. «Инвентаризация» навыков и способностей
Этот этап предполагает подготовку к постановке цели поиска
работы.
Он предусматривает получение ответа на вопросы «Что я могу и умею делать? Что я смогу предложить работодателю?» «Что мне необходимо, чтобы быть успешнее?. Что я могу сделать, чтобы устранить «барьеры», мешающие быть эффективным на рынке труда?» Ответить на данные вопросы поможет только тщательный пересмотр всей своей профессиональной деятельности, включая учебную в образовательных учреждениях; анализ собственных достижений и неудач.
Вспомните и проанализируйте последние события, которые происходили при вашем участии и были связаны с вашей работой. Подумайте, какие уроки вы можете извлечь из них на будущее. Встаньте на место своего бывшего руководителя и постарайтесь понять, чем были продиктованы его действия (кроме «нелюбви к вам»), какой «вклад» в создавшуюся ситуацию внесли вы сами, какие личностные особенности вашего шефа способствовали вашему расставанию с ним, какие психологические характеристики вашей личности могли не устраивать или даже раздражать его.
Проанализируйте собственные недостатки. Переход в новую жизненную ситуацию - хороший повод для того, чтобы не тащить их за собой из старой среды. Здесь вы были в плену устоявшихся стереотипов и отношений. Теперь есть возможность с самого начала многое поставить по-другому, с учетом прошлого опыта.
Прежде всего подумайте и запишите, что вам не нравилось в себе, что не устраивало ваших сослуживцев, что затрудняло служебный и профессиональный рост, взаимоотношения в коллективе, снижало ваш авторитет, осложняло отношения с руководителями. По результатам этого анализа определите, от чего вы могли бы отказаться прямо сейчас, от чего - с началом новой деятельности.
Обязательно вспомните, за что вас ценили на работе, какие ваши навыки и способности были наиболее часто востребованы, какие черты вашего характера больше всего импонировали людям.
Составьте список ваших лучших качеств и наиболее сильных сторон вашей личности. Постарайтесь опираться на них, определяясь в своем дальнейшем жизненном пути.
Для наглядности можно заполнить нижеследующую таблицу, воспользовавшись примерным списком навыков, способностей и сильных сторон:
• Способность к конструированию и изобретательству
• Исполнительность
• Умение работать в команде
• Способность работать в команде
• Способность руководить командой
• Умение работать самостоятельно
• Способность находить общий язык с другими людьми
• Готовность идти на риск
• Умение «подавать товар лицом», убеждать других людей
• Расчетливость, практичность
• Хорошая память
• Умение аккуратно и с толком обращаться с деньгами
• «Золотые руки»
• Готовность менять привычную рутину
• Быстрая реакция
• Доброжелательность
• Умение собирать и систематизировать информацию
• Умение решать проблемы
• «Твердый характер»
• Организаторские способности
• Математические способности
• Умение красноречиво говорить и писать
• Способность находить ответы на поставленные вопросы
• Умение планировать
• Умение вводить в курс дела и сообщать необходимые сведения
• Умение формулировать проблему
• Умение принимать решения
• Умение помогать другим
• Умение контролировать
• Умение управлять работой других
• Умение чинить, ремонтировать вещи
• Умение пользоваться машинами/оборудованием/ПК
• Владение компьютерными программами
• Умение четко выполнять полученные инструкции
• Умение читать чертежи
• Умение слушать
• Умение налаживать контакт с другими людьми
Таблица 8.1
Мои плюсы | Примеры того, как я их применял на практике | Мои минусы |
В личностной сфере | ||
В профессиональной сфере |
Проводя «инвентаризацию», необходимо учитывать, что каждая профессия требует определенных способностей и личностных качеств, которые необходимы или весьма желательны для успешной деятельности. При этом даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств и способностей для данной профессии еще не делает вас готовым специалистом, так как каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, т.е. профессиональной квалификации.
Второй этап. Постановка целейпоиска
Здесь необходимо четко определить и ответить на вопросы: Какую работу хочу найти? Какая работа соответствует моим профессиональным возможностям? Какие вакансии имеются сегодня на рынке труда?
Часто на вопрос: «Какая работа вам нужна?» следует честное заявление: «Ясам не знаю, какая работа мне нужна». Специалистами, занимающимися трудоустройством (Службы занятости, кадровые агентства и т.п.), а тем более работодателями такие ответы обычно воспринимаются негативно. Создается впечатление, в лучшем случае, профессиональной незрелости кандидата. У человека отсутствуют варианты, цели поиска, а от этого во многом зависит успех трудоустройства.
«Когда человек не знает, в какую гавань он держит путь, ни один ветер не будет ему попутным» (Сенека). Эти слова можно отнести и к человеку, который не определился в своих интересах и возможностях, а лишь следует противоречивым советам друзей и случайных знакомых.
КАКУЮ РАБОТУ ХОЧУ НАЙТИ? КАКАЯ РАБОТА СООТВЕТСТВУЕТ МОИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ? КАКИЕ ВАКАНСИИ ИМЕЮТСЯ СЕГОДНЯ НА РЫНКЕ ТРУДА?
Отвечая на первый вопрос, надо определиться в своем отношении к самой цели деятельности. Хотите ли вы трудиться полный рабочий день или вам больше подойдет работа без больших нагрузок, может даже временная или сезонная. Хотите ли вы быть руководителем, брать на себя ответственность за результаты работы коллектива или готовы подчиняться? Предпочитаете вы работать с техникой или с людьми? Какое значение для вас имеют такие характеристики деятельности, как уровень заработной платы и требуемого образования, удаленность работы от места жительства, наличие дополнительных услуг сотрудникам и т.д.? Часто на вопрос «Почему вы работаете?» без раздумий дают ответ: «Чтобы зарабатывать на жизнь». Разумеется, жизненные ситуации порой вынуждают нас отказаться от весьма походящей нашим интересам работы. Деньги - существенный фактор, но это еще не все. Исследования показали, что хотя заработок важен, люди ждут от своей работы гораздо большего: интерес, удовлетворение, гарантия обеспеченности работой, ощущение завершенности полученного результата и др. И поэтому при постановке цели стоит учитывать не только профессию как таковую и зарплату, но и факторы, определяющие вашу будущую работу, рабочее место.
Ниже приведены два варианта сходных по смыслу таблиц с примерным списком рабочих факторов. Для каждого человека те или иные факторы будут важными, другие - не значительны. Выстроив ранжир или оценив степень важности, ищущий работу «вырисовывает профиль» требований к будущей работе, что поможет ему четко знать: «Чего я хочу от будущей работы?»
1 - самый важный для Вас фактор 15 - фактор наименее важный
Таблица 8.2
Рабочий фактор | Степень важности |
Возможности для построения карьеры | |
Размер зарплаты | |
Уважение к хорошо сделанной работе | |
Гибкий график | |
Мои умения (способности) в полной мере находят применение | |
Интерес к работе | |
Гарантия обеспеченности работой | |
Обучение новым навыкам, получение новых знаний | |
Авторитетность Вашего статуса в коллективе | |
Физические условия работы (помещение, оборудование) | |
Ощущение достигнутого результата | |
Квалифицированное управление | |
Работа у хозяина (руководителя), которого уважаешь | |
Престижность предприятия, организации | |
Дружеская атмосфера в коллективе |
Таблица 8.3
Оценка требований к будущей работе
№ | Шкала оценок | Не очень важно | Важно | Очень важно |
1. | Достижения в работе | |||
2. | Признание в работе | |||
3. | Повышение (карьера) | |||
4. | Безопасность | |||
5. | Ответственность | |||
6. | Изменчивость работы (отсутствие рутинного фактора, однообразия) | |||
7. | Возможность личного развития | |||
8. | Продолжительность работы, гибкость рабочего времени | |||
9. | Зарплата (при этом необходимо определиться с минимальным уровнем) | |||
10. | Товарищеские отношения в коллективе | |||
11. | Управление работой | |||
12. | Форма организации, ее структура | |||
13. | Условия работы | |||
14. | Влияние работы на личную жизнь | |||
15. | Трудовой распорядок | |||
16. | Рабочие поездки (командировки) | |||
17. | Прочее | |||
18. | ||||
19. |
Полученные результаты необходимо внимательно проанализировать и учитывать для себя при постановке цели поиска и при принятии решения своего согласия на работу в той или иной фирме, организации (необходимо помнить, что право выбора существует не только у работодателя, но и у человека, ищущего работу).
Для ответа на второй вопрос (Какая работа соответствует моим профессиональным возможностям?) вами была проведена работа на первом этапе: вы оценили себя как специалиста и теперь можете определить для себя, на какую должность вы можете претендовать и выставлять свою кандидатуру. Одно из основных условий профессионального успеха состоит в том, что каждый должен браться за «свое» дело, ведь конечная цель поиска работы - это не факт трудоустройства или поступления на курсы переквалификации, а эффективная практическая деятельность на рабочем месте. Поэтому не надо пытаться обмануть себя и работодателя: время гарантированной занятости прошло, и теперь, даже если вам удастся, приукрасив свои возможности, устроиться на работу, при недостаточной профпригодности вы будете вытеснены конкурентами. Люди несчастны, когда пытаются играть в жизни роль, которая им не подходит. Нежелание быть собой зачастую является причиной неврозов и срывов. Поэтому при оценке себя как специалиста старайтесь быть максимально объективным, опирайтесь только на реальные факты, не допуская искусственного завышения или умаления своих возможностей.
Вопрос третий о вакантных должностях - один из центральных в общей стратегии поиска работы. Выбор самого оптимального для вас варианта работы или переподготовки в большинстве случаев будет компромиссом между теми направлениями деятельности, в которых вы потенциально готовы реализовать свои наиболее сильные качества и наличием вакантных рабочих мест. Диапазон выбора в данном случае необходимо расширять за счет выявления не одного, а двух-трех и более направлений деятельности, по которым вы могли бы реализовать (пусть не максимальной, но достаточно высокой эффективностью) различные аспекты вашего опыта и сильные стороны личности .
Возможности выбора подходящей работы расширяются и за счет использования различных вариантов решения проблем занятости. Можно выделить, ранжируя по степени желательности для личности и общества, четыре таких варианта:
1. трудоустройство по своей специальности, в крайнем случае по аналогичной или родственной профессии;
2. новая профессиональная занятость на основе опыта и знаний, приобретенных ранее в непрофессиональной деятельности (увлечения, общественная деятельность и т.п.), включая создание собственного дела;
3. кратковременная переподготовка по смежной профессии, похожей по требованиям на прежнюю деятельность;
4. профессиональное обучение по новой специальности, т.е. переподготовка и переход в новую профессиональную сферу
При выборе цели старайтесь не делать своей жизненной целью отдельную должность или специальность. Ориентируйтесь на целое направление или сферу труда, а уже в ее рамках - на конкретный вид деятельности. Человек, идущий от общего к частному, лучше застрахован от разного рода перемен, профессиональных разочарований и социальных проблем.
ПРОФПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ - ЭТО ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Профессиональная переориентация становится неизбежной для многих тысяч людей. Но, как показывает анализ ситуации и практическая консультативная работа, большинство людей оказываются психологически не готовы к возможной смене рабочего места или даже профессии. Почему?
Многие привыкли, что профессию надо выбирать один раз и на всю жизнь. В прошлое время не было ничего страшнее для карьеры, чем прослыть «летуном». Поэтому неизбежность смены профессии (особенно любимой) и необходимость профессиональной переориентации очень часто воспринимается как личная трагедия или жизненная катастрофа.
Справедливости ради надо заметить, что есть люди, которые не драматизируют ситуацию. Прежде всего это молодые специалисты и студенты, которые начинают понимать, что в ближайшем будущем ориентация на профессию окажется совершенно недостаточной. Многие стараются в ходе учебы овладеть еще 1-2 смежными специальностями, чтобы повысить свою ценность на рынке труда и подкрепить готовность к быстрой смене рабочего места. В западных странах такое положение вещей уже давно стало обыденностью и длительная профессиональная деятельность в одной области больше не считается неотъемлемой характеристикой современного специализированного труда. Около 20 млн. американцев ежегодно оставляют свои рабочие места, причем большая часть из них - добровольно, добившись прочного положения, они продолжают искать лучше оплачиваемую и более престижную работу, стремясь полностью реализовать свои растущие профессиональные возможности. По подсчетам шведских специалистов по вопросам занятости, практически каждый швед за свою жизнь 2-3 раза меняет профессию. Потребуются годы, чтобы постепенно сформировать у большинства наших граждан позитивное отношение к этому болезненному для них сейчас явлению.
Сегодня, даже имея работу, нужно быть психологически готовым к ее смене, держать в уме несколько вариантов возможного трудоустройства, последовательно расширять диапазон своих профессиональных возможностей и постоянно обновлять свой личный «банк данных» о рабочих местах.
Переход к новой деятельности изменяет, как правило, не только профессиональное, но и социальное положение личности: разрыв привычных отношений с определенным кругом людей и налаживание связей в новом коллективе неизбежны. Нередко меняется весь образ жизни - например, у уволенных в запас военнослужащих или лиц, открывших свое дело. Поэтому готовность к профессиональной переориентации включает в себя многие социально-психологические качества - такие, как общительность, умение находить и поддерживать контакты с людьми, доброжелательность, отзывчивость и т.п.
Повышенная тревожность, стеснительность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе - благодатная основа для развития в личности разного рода комплексов: они могут значительно затруднить вам жизнь после того, как вы потеряли работу, негативно повлиять как на процесс поиска профессии, так и на вхождение в новый коллектив.
Успех профессиональной переориентации, в частности ее заключительного этапа, связанного с вхождением человека в новую должность, - во многом зависит от степени сходства прежнего и нового видов деятельности, что является важнейшим фактором подбора подходящей работы.
По степени сходства требований к индивидуальным особенностям специалиста В.П.Петров (Институт Психологии РАН) на основе специальных исследований выделяет четыре группы профессий:
1. Аналогичные, или «сквозные». При выполнении обязанностей по ним задействованы в основном одни и те же психофизиологические и личностные качества. Переход к другой профессии возможен после незначительной подготовки прямо на рабочем месте (например, военные и гражданские медики, строители, автомобилисты).
2. Родственные, или смежные. Наиболее многочисленная
группа видов деятельности, имеют сходство на уровне 70-75% индивидуальных качеств специалиста. Переход возможен после непродолжительной подготовки, проведение которой основано на сходстве базовых качеств.
3. Не имеющие выраженного сходства. В них доминируют различные группы индивидуальных качеств:технические профессии (создание, обслуживание, ремонт техники и работа на ней) и гуманитарные (работа с людьми - воспитание, обучение, руководство, обеспечение).
4. Несовместимые. Противоречат друг другу в требованиях к специалисту, работа по одной из профессий снижает уровень развития индивидуальных качеств, которые необходимы для успешной деятельности по другой (например, с одной стороны, клепальщик, кузнец, с другой - гидроакустик, радист).
Если сложно вам определиться с целью поиска работы в этом случае следует обратиться к профориентационным услугам Службы занятости или кадровые агенства. Подобное консультирование проводится с целью оказания помощи клиенту в выборе конкретной профессии на основании профессиональных склонностей, способностей, личностных особенностей (психодиагностика основных профессионально важных качеств, темперамента, характера, индивидуальных особенностей, стиля поведения, общения, определение способностей к обучению, оценка психологической профессиональной пригодности к различным типам профессий, выявление противопоказаний к конкретной профессии)
В результате профориентационной консультации у человека формируется профессиональная и личная мобильность, способность к выбору (изменениям), то есть умение соотносить знания о себе с требованиями профессиональной деятельности, учитывать личные перспективы профессионального развития, вырабатывать индивидуальный стиль деятельности, находить возможности для компенсации недостающих профессионально важных качеств, -или, говоря, другими словами, готовность сменить пассивную роль «безработного» на активную позицию человека, ищущего работу.
Профориентационная работа включает четыре основных направления: профинформацию, профконсультирование, профотбор, психологическую поддержку.
• Профинформация заключается в предоставлении человеку сведений о рынке труда, устойчивой потребности кадрах, динамике развития профессиональной структуры в конкретном регионе, а также информации о путях получения (перемены) профессии.
• Профконсультирование как активация профессионального самоопределения предполагает выявление запроса, подбор адекватных способов и вариантов решения проблемы, реализацию выработанных способов, обсуждение результатов (оценка вероятности трудоустройства, стабильности и перспективности рабочего места, согласование профессиональных намерений человека и актуальной ситуации на рынке труда)
• Профотбор включает отбор в группы переобучения, отбор на имеющиеся вакансии, подбор персонала по заказам работодателей
• Психологическая поддержка предусматривает изменение состояния клиента с целью создания наиболее благоприятной обстановки для консультирования, а также повышение адаптивности индивида к условиям реализации его профессиональной карьеры.
Итак, у вас есть варианты целей поиска, вы проецировали эти цели на «картину» востребованности на местном рынке труда и вы знаете чего вы хотите от будущей работы. Теперь дело за окончательным решением. Решение можно найти путем разумного компромисса между тем, к чему лежит душа, и тем, за что платят деньги. Ключ к успеху состоит в знании того, что вы хотите, и понимании того, как этого добиться.
Резюмируя первые 2 этапа, можно предложить Модель планирования трудоустройства,т.е.структурировать свой опыт и знания по данной модели для выбора цели и дальнейших действий.
Таблица 8.4
1 шаг | Ситуация «здесь» и «теперь» |