Составь рассказ по картинке.
Задание направлено на умение составить связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».
Оборудование: две сюжетные картинки (на первой — начало действия, на второй — завершение).
Наглядный материал: набор № 4, рис. 369, 370.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Фиксируются: умения понять последовательность действий, изображенных на картинках; разложить их в соответствии с логикой сюжета; построить связный рассказ.
СЕРИЯ 6
Задания направлены на определение состояния грамматической стороны речи.
ПРЯТКИ.
Задание направлено на выявление понимания и активного использования сложных предлогов (со, между, около, из-за, из-под).
Оборудование: игрушка — зайка.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы и дают задания: «Откуда выглядывает зайка? Спрячь зайку под стол. Откуда выглядывает зайка? Посади зайку на стол. Зайка спрыгнул на пол. Откуда спрыгнул зайка?»
Фиксируются: понимание и употребление ребенком сложных предлогов.
ПОСЧИТАЙ.
Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два яблока и т. д.
Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласовывать в речи существительное с числительным.
НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.
Задание направлено на выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, красить, лететьв соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».
Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.
НАЗОВИ.
Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.
Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 371—376.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)
Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.
СЕРИЯ 7
Задания направлены на проверку состояния звукопроизношения.
1. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО
Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 303—350.
С: сад, коляска, глобус. Сь:василек, такси. 3: замок, Незнайка. Зь:земляника, обезьяна. Ц: цапля, кольцо, индеец. Ш: шашки, ошейник, карандаш. Ж: жираф, жук, лыжи. Щ: щука, щенок, плащ. Ч: чайник, печенье, мяч. | Л: лампа, волк, стол. Ль:лимон, плита, соль. Р: рак, марки, мухомор. Рь:река, пряники, фонарь. И: лейка, яблоко, еж, крылья. К: куртка, скрипка, шкаф. Г: грядка, виноград. X: хлеб, ткачиха, петух. |
2. ПОВТОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Оборудование: сюжетные картинки:
У Зины зонт.
У сома усы.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбит ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 351—358.
Методика обследования: ребенку предлагают назвать картинки. В данных словах обследуемые звуки стоят в начале, середине и конце. Затем с этими же словами просят произнести предложение.
Фиксируется: умение ребенка произносить звуки изолированно в начале, середине, конце слова и во фразе.
СЕРИЯ 8
Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранности его иннервации. Методика обследования подробно изложена в разделе «Обследование речевого развития ребенка 3—4 лет».
«Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего возраста»
Под редакцией Е.А. Стребелевой