Идея решения проблемы (замысел)

Социальный проект

«Создание консультационно-адаптационного центра для мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации »

Направление подготовки:

Психолого-педагогическое образование

Выполнил: Архипова Л.В. гр. 132

Проблема.

Анализ показывает, что сущность психологии миграции заключается в деформации смысловых составляющих образа жизни, которые, по определению В.П. Зинченко, представляют собой «пятое измерение бытия», и в таком понимании предстают как «реальная, укорененная в бытии сила, определяющая наше поведение, образ жизни, сознание» .

Психологические коллизии, сопровождающие процесс миграции, уходят своими корнями в те трансформации, которые происходят на уровне смысловых составляющих образа мира мигрантов, обусловливающие те деформации, которые объективируются в поведении мигрантов, особенностях переживания ими вынужденно возникающего «экзистенциального вакуума», стратегиях построения нового образа жизни и т.д.

Психологическая помощь людям, резко меняющим образ жизни, а вместе с ним и всю систему ценностно-смысловых оснований, обеспечивавших реальность их актуального бытия, должна базироваться на психотерапевтических установках, которые учитывают реальные механизмы перестройки жизненного мира вынужденных мигрантов.

Эффективность перестройки определяют следующие факторы: континуум «открытость- закрытость» человека как самоорганизующейся системы, готовность к изменению образа жизни и образа мира, уровень активности человека, проявляющийся в возможности человека отвечать на вызовы общества риска инновационной деятельностью.

На основе учета этих факторов выделяются типы вынужденных мигрантов, ориентируясь на которые можно оказывать им адресную помощь.

(Теоретико-методологические основания исследования: представление о человеке как открытой психологической системе (Л.С. Выготский, А.Г.Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, Д. А. Леонтьев, В.И. Слободчиков и др.). Конкретной методологической базой исследования стала теория психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.В. Галажинский и др.). Своеобразие этого научного направления заключается в том, что человек рассматривается в нем хронотопически, что позволяет выйти к пониманию многомерности человеческого бытия в создаваемом им самим многомерном мире.)

Идея решения проблемы (замысел)

Миграция опасна тем, что она вовлекает в себя совершенно разных людей, одни из которых способны открываться в новых условиях, а другие обречены на «закрытие», которое становится мощнейшим источником личностной деструкции.

Целью создания консультационно-адаптационных центров для мигрантов является помощь человеку в осознании того, что миграция открыла для него не просто новое «пространство для жизни», к которому надо приспособить имеющийся «опыт», но что сам опыт должен быть творчески перестроен в условиях открывающегося нового «пространства жизни».

На основе методологических установок разработаны принципы так называемого «открытого консультативного процесса», основанного на понимании человека как открытой психологической системы.

Теоретическая значимость проведенного ранее исследования:

- расширено психологическое содержание феномена миграции;

-определены принципы психологического консультирования мигрантов, основывающиеся на новом понимании человека, складывающемся в постнеклассической психологии, т.е. на представлении о нем как сложной саморазвивающейся и самоорганизущейся открытой системе.

Это позволило выйти за пределы традиционного понимания прикладных психологических проблем миграции исключительно как проблем помощи человеку в его адаптации к новым условиям. На основе данных методологических установок разработаны принципы так называемого «открытого консультативного процесса».

Практическая значимость исследования заключалась в использовании ее результатов и выводов, психолого-консультативной программы для практической работы в таких сферах социальной работы как психолого-консультативная и психотерапевтическая деятельность, миграционная служба, служба занятости, и др.

Цели, результаты. Эффекты

Цельюсоздания консультационно-адаптационного центра для мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации, является психологическое консультирование, социально-правовая поддержка, помощь в трудоустройстве, обеспечение достойным временным жильем, создание условий для культурной и языковой адаптации.

Тип проекта: социальный, долгосрочный, коллективный.

Участники проекта: психологи, преподаватели, работодатели, иностранные граждане и члены их семей.

Сроки реализации проекта: с сентября 2016г. по сентябрь 2017г.

Гипотеза: Если правильно организовать деятельность консультационно-адаптационного центра для мигрантов, сформировать психологическое консультирование, социально-правовую поддержку, оказывать помощь в трудоустройстве , обеспечивать временным жильем, создавать условия для культурной и языковой адаптации, то можно достичь изменения сознания мигрантов в том, что миграция для них открыла не просто новое «пространство для жизни», к которому надо приспособить имеющийся «опыт», но что сам опыт должен быть творчески перестроен в условиях открывающегося нового «пространства жизни».

Актуальность:

Мигранты испытывают проблемы с социальной и психической адаптацией. Для мигрантов, в равной мере как и для принимающей стороны, важно формирование и сохранение среды, способствующей безболезненному вхождению прибывших людей в существующий на новом месте социум.

Увеличивающиеся миграционные потоки на территорию России порождают многочисленные проблемы адаптации к условиям принимающей среды. Социальное содержание проблемы адаптации иммигрантов состоит в расхождении исходных ожиданий в отношении среды адаптации и реальных условий. Результатом этого несоответствия является выстраивание очень сложных, нередко конфликтных взаимоотношений с населением принимающей среды. Источник данной проблемы следует искать не только в сфере экономической конкуренции между иммигрантами и местным населением на рынке труда. Проблема имеет как утилитарно-экономическое, так и социально-культурное измерение.

Адаптация протекает более или менее легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею. Если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается и сопровождается психологическим дискомфортом, нервными срывами, низкой социальной активностью.

Миграция - это особый образ жизни, для которого характерны экстремальность ситуации, унижение, подавление личности. Он накладывает весьма существенный отпечаток на структуру личности, ее ценностные ориентации, восприятие, поведение. Отмечается, что среди необустроенных со временем развиваются маргинальные настроения.

Часть мигрантов вынуждена возвращаться в страну прежнего проживания, терпеть новые унижения со сменой гражданства, пропиской, трудоустройством, приобретением потерянной уже однажды собственности и т.д.

Вынужденный переезд приводит к тяжелым для мигрантов последствиям: расшатывается физическое и психическое здоровье, обостряются хронические заболевания. В проведенных ранее исследованиях обнаружились фобические реакции, психологические заболевания у детей, невротические проявления у взрослых. У многих мигрантов налицо симптомы состояния посттравматического стресса, для них характерна повышенная агрессивность, этническая интолерантность. Проблемы, от решения которых зависит моральное и физическое состояние мигрантов, проживающих на территории России, напрямую связаны с возможностью реализации прав человека, записанных в гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации. Наиболее остро для вынужденных переселенцев и беженцев стоит задача реализации такой конституционной нормы, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Создание консультационно-адаптационных центров для мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации, продиктовано сложившейся миграционной ситуацией, решение которой чрезвычайно актуально сегодня.

Я выбрала этот социальный проект потому, что тема адаптации и интеграции мигрантов является самой актуальной на современном этапе и интересной для меня как специалиста, работающего в сфере ФМС России. Последствия слабой адаптации и интеграции мигрантов могут привести к следующим проблемам:

- взаимоотношения мигрантов с рабочими, администрацией на производстве;

- взаимоотношения мигрантов и местных жителей;

- влияние миграции на криминальную обстановку;

- неудовлетворительные условия труда и быта работников-мигрантов;

- напряженная ситуация вокруг иностранных граждан формирует негативное отношение к принимающей стране.

Целевые группы:

Первичная целевая группа - мигранты, члены их семей.

Вторичная целевая группа – психологи, преподаватели, работодатели.

Благополучатели – сами мигранты, члены их семей, то сообщество, которое окружает мигрантов и членов их семей.

Задачи проекта:

1. Оказать мигрантам и членам их семей, прибывших на территорию Российской Федерации, помощь в виде психологического консультирования, социально-правовой поддержки.

2. Содействовать мигрантам и членам их семей, прибывших на территорию Российской Федерации, в жилищном обустройстве и трудоустройстве, обучении востребованным рабочим специальностям.

3. Оказать мигрантам и членам их семей, прибывших на территорию Российской Федерации, помощь в виде информационной и правовой в подготовке документов, необходимых для получения патента, разрешения на работу, разрешения на временное проживание, вида на жительство.

4. Провести профилактическую работу среди мигрантов и членов их семей, прибывших на территорию Российской Федерации, по недопущению совершения ими преступлений и административных правонарушений.

5. Создать условия для культурной и языковой адаптации.

Управление и кадры:

Определение содержания социального проекта. Составление плана работы.

Распределение обязанностей
На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реа­лизации.
В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В про­грамму обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.

Планв проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители.

Мероприятие Срок Ответственный Результат мероприятия
       
       
       
       
       
       
       

Для реализации социального проекта создается организация, штат которой составляет 5 человек, между которыми четко распределены сферы и функции деятельности :

- руководитель организации-1;

- психолог-1;

- преподаватель-2;

- работник организации, ответственный за размещение мигрантов и членов их семей во временное жилье, за их регистрационный учет;

- бухгалтер-1;

- водитель-1.

В должностных инструкциях персонала организации достаточно ясно определена подчиненность и ответственность за определенные виды работы с мигрантами и членами их семей. Персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией.

Механизм управления социальным проектом это совокупность процессов по планированию, координации и контролю работ для реализации целей проекта с учетом ограничений на ресурсы, бюджет и требований качества. Это применение знаний, практического опыта, инструментальных средств и методов для удовлетворения потребностей заинтересованных лиц социального проекта.

План действий (этапы реализации, механизм осуществления).

Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта.

Составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.

Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.
К встрече с деловыми партнерами составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз.

Договор оформить в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.
Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Ресурсы (бюджет).

Для осуществления социального проекта нужны следующие ресурсы: финансы, материальные ценности, информация.
Объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта предусматривают поступление и расходование денежных средств. Поэтому, необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.

Сводная смета

  Статья расходов Запрашиваемая сумма (в рублях) Вклад из других источников(в рублях) (не менее 10% от запрашиваемой суммы) Всего (в рублях)
  Заработная плата (не более 30% от запрашиваемой суммы) (включая налоги) 115,00 00,00 115,00
  Командировочные и транспортные расходы 50,00   50,00
  Приобретение оборудования (не более 30% от запрашиваемой суммы) 100,00   100,00
  Аренда помещений и оборудования 100,00   100,00
  Издательские расходы 20,00   20,00
  Оплата услуг сторонних организаций 10,00   10,00
  Расходы на связь 10,00   10,00
  Расходные материалы 25,00   25,00
  Итого: 430,00   430,00
Должность в проекте Полная месячная ставка (в рублях) Процент времени, уделяемого проекту Реальная сумма в месяц (в рублях) Кол-во месяцев Запрашиваемая сумма   (в рублях) Вклад из других источников (в рублях) Всего (в рублях)  
руководитель 15,00   15,00  
психолог 15,00   15,00  
преподаватель 15,00   15,00  
бухгалтер 15,00   15,00  
регистратор 15,00   15,00  
водитель 15,00   15,00  
Всего:     125,00  
Выплаты во внебюджетные фонды        
ИТОГО: 125,00   125,00  
                       

Основные прямые расходы

А. Аренда помещения

  Запрашиваемая сумма (в рублях) Вклад из других источников (в рублях) Всего (в рублях)
Аренда учебных классов 50,00   50,00
Аренда помещения для проживания 50,00   50,00
Итого: 100,00   100,00

Командировочные и транспортные расходы:

  Запрашиваемая сумма (в рублях) Вклад из других источников (в рублях) Всего (в рублях)
Расходы на топливо 25,00   25,00
Расходы на ремонт 25,00   25,00
Итого: 50,00   50,00

Оборудование (не более 30% от запрашиваемой суммы):

  Запрашиваемая сумма (в рублях) Вклад из других источников (в рублях) Всего (в рублях)
Компьютерная техника 100,00   100,00
       
Итого: 100,00   100,00

Расходы на связь:

  Запрашиваемая сумма (в рублях) Вклад из других источников (в рублях) Всего (в рублях)
Услуги сотовой связи 10,00   10,00
       
Итого: 10,00   10,00

Д. Издательские расходы:

  Запрашиваемая сумма (в рублях) Вклад из других источников (в рублях) Всего (в рублях)
Учебные пособия 20,00   20,00
       
Итого: 20,00   20,00

Расходные материалы:

Наши рекомендации