Традиционная культура на современном этапе
Традиционные формы социальной жизни не уходят в прошлое, а сосуществуют вместе с индустриальной, массовой, урбанизированной культурой. Ряд современных исследователей считает, что массовая, урбанизированная цивилизация эпохи Модерна не вытесняет традиционную культуру, а инкорпорирует, включает её в себя. В последние годы некоторые исследователи всё настойчивее говорят и пишут о возникновении принципиально нового типа культуры, являющего собой, по существу, некий симбиоз культуры традиционной и современной.
Между двумя областями внутри культуры – традиционной и современной – происходит непрерывный обмен, в результате которого появляются «вторичные формы современной культуры». Под вторичной в отечественной этнографии понимается форма, находящаяся в более сложных отношениях с традицией (т.е. не являющаяся её прямым продолжением) или вовсе с ней не связанная, но в чём-то схожая с «первичной» (т.е. традиционной). Выделяется четыре группы «вторичных» форм: 1) квазиподобные – внешне схожие с традиционными, но возникшие без прямой связи с традицией; 2) регенерированные – уже изживавшиеся или изжитые, но под влиянием каких-либо факторов восстановленные в новых условиях и поэтому тоже не являющиеся простым продолжением традиции; 3) фольклоризмы – внешне иногда сходные с традиционными формами или просто их воспроизводящие, однако включённые в новые культурно-бытовые системы, выполняющие нетрадиционные функции; 4) обобщённые – могущие совпадать или не совпадать ни с одной из реально бытовавших локальных форм культуры, ставшие символами традиционной этнической культуры, противопоставляемыми культурам других народов.
Вторичные формы культуры возникают под воздействием процесса проникновения инноваций. Инновация, которая может начинаться в любой сфере культуры и в любой социальной прослойке или группе, рано или поздно, в той или иной мере обычно приводит к некоторым изменениям и в других культурных сферах и социальных группах. Выделяется четыре этапа зарождения и развития инноваций в культуре этноса: селекция, воспроизведение или копирование, приспособление или модификация, структурная интеграция.
Селекция заключается в отвергании одних импульсов или культурных мутаций и отборе других для последующего их усвоения или переработки. Критерием отбора служат тенденции развития культуры, воспринимающей или порождающей инновации и её социально-политические и экономические особенности.
Воспроизведение отражает раннюю стадию усвоения воспринятых извне или порождённых изнутри инноваций. Оно заключается в их простом копировании без попыток их сколько-нибудь органической интеграции и серьёзной трансформации. На данном этапе культура этноса может легко отбросить соответствующую инновацию, если изменившиеся условия делают её ненужной для нормального функционирования и развития культуры.
Модификация связана с процессом постепенного усвоения инновации, её приспособления применительно к специфике культуры данного этноса. Бытовавшие ранее элементы данной культуры в контактной зоне с инновацией также должны претерпеть определённую трансформацию. Адаптируемая инновация на определённом этапе в свою очередь вызывает изменения в соприкасающихся с ней элементах культуры.
Последний этап усвоения инновации – её структурная интеграция в рамках культуры данного этноса, когда инновация уже перестаёт осознаваться как таковая и превращается в органическую часть этнической культурной традиции. Подвергшись соответствующей переработке, она может приобрести черты этнической специфики, отличной от её первоначального прототипа.
В современном обществе происходит «утилизация» различных жанров народного творчества, существовавших ранее как относительно обособленные виды художественной практики, и «нагрузка» их жизненно важными общественными функциями: просветительскими, образовательными, информационными, организационными, политико-пропагандистскими, развлекательными и т.д.
Российские учёные, опираясь на данные этнографических и социологических исследований, выявили следующие формы бытования фольклорного искусства в современном урбанизированном обществе. Это, во-первых, аутентичный – в российских условиях крестьянский – фольклор, сохранившийся местами в лучших классических образцах. Во-вторых, бытовое творчество в фольклорных, преимущественно, молодёжных группах, создаваемых в городской среде. В-третьих, фольклорное исполнительское искусство на профессиональной сцене. В-четвёртых, оригинальное авторское творчество, косвенно ориентированное на элементы этнической и национальной культуры. К этому можно было бы добавить, что в профессиональном искусстве фольклорные мотивы часто используются в жанре стилизации «под народность».
Несмотря на процесс взаимодействия традиционной и современной культур, между ними продолжают существовать определённые различия, проявляющиеся в разных сферах:
1. Отношение к праву. В современной культуре основным регулятором является кодифицированное право. В традиционной культуре таким регулятором выступает традиция, нигде не зафиксированные нормы. Однако, даже в странах с развитой системой современного права широко распространены абстрактная справедливость и желание осуществить правосудие вне юридических институтов – либо путём непосредственного обсуждения конфликта сторонами, либо исходя из принципа «прямого действия».
2. Скорость происходящих изменений. Для современной культуры характерна высокая скорость изменений, модернизации, которая с каждым годом всё ускоряется. В традиционных культурах изменения малозаметны в рамках одного поколения. В случае быстрых изменений носители традиционной культуры испытывают дискомфорт, который может привести и к физической гибели.
3. Отношение к коммуникации. В современной культуре главным затруднением для коммуникации является определённая «анонимность». Некоторыми философами современное общество характеризуется как «одиночество в толпе», когда для полноценного общения не хватает времени и близкого знакомства с окружающими. В традиционной культуре наоборот общение происходит в рамках круга «знакомых людей», когда взаимодействие может быть более длительным и продуктивным. В современной культуре в последние десятилетия намечается стремление преодоления «анонимности» ради вхождения в общество «знакомых».
4. Отношение к семье. Для современного общества характерны малые семьи – супруги и дети, третье поколение отсутствует. В традиционной культуре семья, напротив, рассматривается как одна из важнейших ценностей, а потому она гораздо больше по численности и в ней существует авторитет старейшего члена.
5. Отношение к производству. В современной культуре производство унифицировано и обезличено. В традиционной наоборот – каждая вещь является уникальной и носит отпечаток мастера. Однако в современной культуре наибольшей ценностью обладают как раз «штучные товары», произведённые известными авторами.
6. Отношение к творчеству. В современной культуре в условиях модернизации свобода творчества приветствуется, тогда как в традиционной отклонение от образца считается порочным.
7. Отношение к природе. В современной культуре преобладает потребительское отношение к природе. В традиционной – она рассматривается как источник не ресурсов, но самой жизни, которую надо всячески сохранять. В последнее время в современной культуре начался пересмотр отношения к природе, звучат голоса о необходимости возврата к традиционной системе.
8. Конфликтогенная ситуация. Современная культура является непрерывным породителем конфликтов (экологических, политических, гендерных, социальных), когда каждый индивид остаётся один на один с проблемами. В традиционной культуре все конфликты регулируются авторитетом старших, а потому их решение не зависит от конкретного человека.
9. Отношение к знаниям. Современное общество – это общество знаний, процесс обучения идёт непрерывно на протяжении всей жизни, открытие нового приветствуется. В традиционной культуре обучение носит прикладной характер, новые знания пробивают себе дорогу с большим трудом. Однако в последнее время в современной культуре всё больше стремятся к узкой специализации в образовании для большинства населения.
Таким образом, несмотря на постоянно идущие процессы модернизации и глобализации, традиционная культура никуда не исчезла. Более того, она постоянно взаимодействует с современной культурой, что-то из неё заимствуя, а что-то наоборот предлагая. Популярность традиционной культуры в современном мире, в том числе, можно объяснить тягой человека ко всему необычному. Однако число «чистых» носителей традиционной культуры постоянно уменьшается, что ставит её под угрозу исчезновения, хотя и не в ближайшее время.