Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.
Лекция 3
Психодиагностика негативных психических состояний
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации. Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов.
Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.
К этой группе методик можно отнести:
• опросник Т.А. Иванченко, М.А. Иванченко, Т.П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
• методику для выявления подверженности стрессу Т.А. Немчина и Дж. Тейлора;
• шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
• тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
• комплексную оценку проявлений стресса Ю.В. Щербатых;
• тест «Степень напряженности» Н.А. Литвинцева;
• методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О.С. Копниной, Е.А. Суслова, Е.В. Заикина. Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:
• опросник Т.А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
• шкала самооценки тревоги В. Цунга;
• шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера;
• опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.
Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.
Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:
• симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
• методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В.А. Баранова.
Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.
Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия.
К методикам этого класса можно отнести:
• Гиссенский опросник;
• шкала клинических жалоб SCL Р. Л. Дерогатис;
• шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС).
К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:
• Опросник суицидального риска;
• методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т.И. Балашовой;
• методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
• опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.
4.Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса - часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо
• «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость);
• тест «Здоровое поведение»,
• опросник качества жизни ВОЗКЖ-100, разработанный Всемирной организацией здравоохранения.