Лабораторна робота № 13-14
ТЕМА: СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНИЙ РІВЕНЬ РОЗВИТКУ ГРУП (4 ГОДИНИ)
Мета:вивчення соціально-психологічного рівня розвитку групи.
ПЛАН
1. Тест «Пульсар» для оцінки рівня розвитку групи.
2. Методика вивчення згуртованості колективу Р.С. Немова.
3. Виявлення індексу групової згуртованості Сишора.
4. Виявлення нормативних вподобань в групі.
Тест «Пульсар» для оценки уровня развития группы (13-14)
Инструкция:Уважаемый товарищ! Просим Вас оценить качества организации, в которой Вы работаете. В опроснике представлены название качества и его содержательная характеристика. В бланке для ответов поставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до 1), который, по Вашему мнению, соответствует развитию данного качества в вашей организации.
Благодарим за участие в исследовании!
Баллы | Оцениваемое качество |
1. Подготовленность к деятельности Все члены нашей группы обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый сотрудник имеет высокий профессиональный авторитет. Группа добивается высоких показателей в труде. | |
Большинство членов группы имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике. | |
В нашей группе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету фирмы. | |
Сотрудники группы имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов — это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою работу. Они часто срывают выполнение производственных заданий. | |
2. Направленность Наша группа имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым, как его собственная. Группа опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашей группе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие. | |
Перед нашей группой стоит общая задача. Каждый сотрудник старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашей группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения. | |
У каждого члена нашей группы существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами фирмы. | |
Наша группа существует только как официальная система, цели которой не принимаются, а часто и входят в противоречие с целями отдельных сотрудников. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность. | |
3.Организованность Наша группа способна самостоятельно управлять своей работой и досугом. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В группе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы. | |
Наша фирма часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш организатор (менеджер, лидер, бригадир, руководитель) нечетко представляет себе план работы и возможности каждого. | |
При попытках группы организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. У нас нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику. | |
Члены группы не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В группе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии справиться с группой. | |
4. Активность Все члены нашей группы люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач, сотрудничают и помогают друг другу. | |
Большинство членов нашей группы люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное для всех дело, многие активно участвуют в общей работе, помогая друг другу. | |
Большинство членов группы пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально. | |
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены группы проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В группе преобладает соперничество, конкуренция. | |
5. Сплоченность В нашей группе существует справедливое отношение ко всем ее членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Группа участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены группы тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу: «Один за всех, все за одного». В группе велико желание трудиться совместно. | |
Большинство членов нашей группы стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентировать в новых условиях. В трудных случаях группа временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга. | |
Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наша группа «раскисает», возникает растерянность, отчужденность. | |
Наша группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявить враждебность. В трудных случаях в группе возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы. | |
6. Интегративностъ При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность группы, все члены активно участвуют в процессе выработки и принятия решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение. | |
При необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства членов группы. Решение принимается путем общего гласного голосования. | |
При необходимости выработать важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе его принятия. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов группы. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании. | |
В группе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно. | |
7. Референтность Все члены нашей группы доброжелательно настроены друг к другу. В группе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всей группы переживаются нами как свои собственные. Успехи (или неудачи) отдельных членов группы вызывают искреннее участие остальных. Критика высказывается с добрыми побуждениями. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении. У нас есть чувство гордости за свою группу. | |
В нашей группе есть всякие люди — хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всей группы искренне переживаются нами. В группе у всех хорошее, ровное настроение. | |
Большинство членов нашей группы люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В группе относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное. | |
Члены нашей группы люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В группе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Успехи отдельных членов группы вызывают зависть, неудачи — злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в группе. |
Бланк для ответов
Номер качества | Баллы |
1. | 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Обработка результатов
Ответы всех испытуемых суммируются, и по каждому качеству подсчитывается средняя оценка по формуле:
,
где m — средняя оценка,
S — сумма ответов по отдельному качеству,
n — количество испытуемых, членов группы.
В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития (зрелости). От 10 до 12 баллов — зрелая, сложившаяся, сплоченная, работоспособная и надежная группа. От 7 до 9 баллов — группа достаточно зрелая, способная выполнять производственные задания. От 4 до 6 баллов — группа недостаточно зрелая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами. От 1 до 3 баллов — группа незрелая, велика вероятность того, что она не справится с поставленными задачами.
Методика изучения сплоченности коллектива Р.С.Немова[3]
Методика предложена Р.С.Немовым и направлена на изучение ценностно-ориентационного единства группы.
Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, лидера, особенностей своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т.п.). Затем на основе их ответов составляются два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним из членов группы.
Каждому члену группы предлагается выбрать из этих наборов по пять положительных и отрицательных характеристик, которые он считает наиболее положительными (ценными) и наиболее отрицательными (ненужными).
Затем подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую характеристику, и выделяются по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы, из каждого предложенного набора. (В силу того, что все участники делают только по пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять).
Показатель сплоченности — ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) — определяется по формуле, отдельно по выборам положительных и отрицательных характеристик:
,
где ЦОЕ — сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, в %;
n — сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов;
m — сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов;
N — общее количество выборов, сделанных членами данной группы.
Группа с максимально возможным ЦОЕ — все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным ЦОЕ (полное отсутствие ценностно-ориентационного единства) — участники не отдают предпочтения ни одной из характеристик исходного набора, т.е. выбирают каждую из них одинаковое число раз.
Итоговый показатель групповой сплоченности при помощи описанной методики определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.