Классификация идентификационных
ПРИЗНАКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Классификация признаков письменной речи – это собственно криминалистическая классификация, в ней фиксируются признаки, используемые только для криминалистической идентификации. Разумеется, идентификация личности по признакам письменной речи предполагает использование тех лингвистических, психологических и других классификаций, которые созданы з соответствующих науках (классификации лексических, синтаксических и других единиц языка; классификации психических свойств, состояний и т. д.). Но при всем своем значении такие классификации оказываются недостаточными для выделения и индивидуализации единичного материального объекта[25].
Рамки настоящей работы не позволяют критически рассмотреть имеющиеся в криминалистической литературе классификации признаков письменной речи. Отметим только, что в этих классификациях не всегда выдерживается единое основание деления, отсутствует четкое разграничение общих и частных признаков письменной речи, неоправданно сужен объем частных признаков.
Э. У. Бабаева высказала мнение о том, что в настоящее время еще не может быть разработано научно обоснованное деление признаков письменной речи на общие и частные, поскольку такое деление может быть произведено только в том случае, когда на большом экспериментальном материале проведены исследования по качественной и количественной оценке признаков[26].
Спорным, прежде всего, представляется методологический аспект. Э. У. Бабаева, по-видимому, исходит из того, что разработка теории криминалистического исследования письменной речи должна идти по пути создания так называемых «эмпирических моделей», т. е. преимущественно индуктивным путем. Не отрицая большого значения эмпирического моделирования, следует, па наш взгляд, при разработке методики криминалистического исследования письменной речи отдать предпочтение моделям дедуктивным. Эти модели конструируются на базе данных о письменной речи, о структуре личности, которые имеются в лингвистических, психологических и смежных науках, и в криминалистике. Выдвинутые на качественном уровне положения, модели (в данном случае – классификация общих и) частных признаков письменной речи) в дальнейшем проверяются (верифицируются) и уточняются путем экспериментально/ статистических исследований.
Так, классификация признаков языковых навыков на общие и частные, разработанная нами путем теоретического анализ/, письменной речи, была в дальнейшем проверена экспериментально-статистическим исследованием, в результате чего была уточнена и дополнена система общих признаков, установлены количественные критерии их выделения и корреляционная зависимость их в письменной речи человека.
Что касается признаков интеллектуальных навыков письменной речи, то разделить их на общие и частные представляется возможным только в отношении одного из их видов – навыков дискурсивного (логического) мышления.
Предлагаемой классификации необходимо предпослать определенное уточнение терминологического характера. Представляется, что понятия «общие признаки письменной речи» и «частные признаки письменной речи» недостаточно конкретны. Когда мы. говорим об общих и частных признаках почерка, то имеем в виду свойства одного навыка – письменно-двигательного[27]. Основой же владения письменной речью служит, как уже отмечалось, комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков. Поэтому следует ввести также понятия общих и частных признаков соответствующих навыков.
Качественные критерии оценки языкового материала очень важны при оценке одной и той же стороны письменной речи: в одном случае, например, исследователь устанавливает признаки синтаксических навыков речи автора, исходя из того, в какой мере синтаксис текста соответствует нормам языка, а в другом случае – оценивает коммуникативную целесообразность применения синтаксических средств в данной речевой ситуации. «Активное владение языком складывается, в частности, из 1) умения выражать свою мысль идиоматично, т. е. в соответствии со свойственными данному языку нормами лексической и синтаксической сочетаемости; 2) умения многократно перефразировать мысль, если этого требуют обстоятельства»[28].
Для получения однозначных критериев оценки языковых средств следует рассматривать «правильность речи» и «культуру речи» как два уровня владения литературным языком[29]. О правильности речи (низший уровень) мы говорим при овладении индивидом нормами литературного языка. Критерии оценки языковых средств на этом уровне: правильно – неправильно. О культуре речи в собственном смысле (высший уровень) можно говорить лишь при условии, что индивид владеет литературными нормами языка. Критерии оценки на этом уровне: лучше – хуже; точнее, целесообразнее и т. п.
Общие и частные признаки языковых навыков письменной речи. Языковый навык можно рассматривать как определенную «координационную структуру» (Н. А. Бернштейн), которая представляет собой освоенное умение решать ту или иную задачу языкового общения. Исходя из этого, под общим признаком языкового навыка предлагается понимать характеристику его структурной зрелости, степени его развития. Общий признак языкового навыка – это показатель того, в какой мере данное; лицо владеет определенными нормами литературного языка: лексико-фразеологическими, синтаксическими и т. д.
Таким образом, общие признаки языковых навыков письменной речи отражают степень развития лексико-фразеологических, синтаксических, стилистических, орфографических и пунктуационных навыков. Общие признаки названных навыков выделяются путем оценки соответствующих языковых средств на основе критериев: правильно – неправильно, т. е. на основе соответствия этих средств нормам. Здесь следует различать: высокую, среднюю и низкую степени развития лексико-фразеологических, синтаксических и стилистических навыков письменной речи; высокую, среднюю, низкую и (условно) «нулевую» степень развития пунктуационных и орфографических навыков/
Правомерность выделения «нулевой» степени развития указанных навыков была установлена путем экспериментально- статистического исследования. Она характеризует письменную речь лиц, у которых, в сущности, отсутствуют навыки орфографически и пунктуационно правильного письма (свыше 55 орфографических и свыше 35 пунктуационных ошибок на 200 словоформ).
Частные признаки языкового навыка отображают различные свойства, особенности структуры и выражаются в определенных устойчивых языковых нарушениях речи, в устойчивом использовании определенных языковых средств и устойчивых соотношениях языковых средств, используемых индивидом в типичных речевых ситуациях.
К частным признакам орфографических навыков относятся: устойчивое неправильное написание слова; устойчивое нарушение определенного правила орфографии.
Частные признаки пунктуационных навыков следующие: устойчивое нарушение определенного правила пунктуации (в том числе отсутствие членения текста на абзацы, если это диктуется смысловой стороной изложения); своеобразное (или преимущественное) использование тех или иных знаков препинания (тире, точка с запятой, скобки, кавычки и т. д.), в том числе своеобразное членение текста на абзацы, разделы и т. п.; богатство, разнообразие пунктуационного запаса.
Частные признаки лексико-фразеологических навыков следующие: использование слов в несвойственных им значениях и связях с другими словами; использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, элементов того или иного жаргона (жаргонизмов), просторечия, варваризмов (например, украинизмов – в тексте, выполненном на русском языке) и т. неиспользование слов в своеобразных значениях и связях; употребление определенных профессионализмов, архаизмов, неологизмов, тех или иных фразеологизмов, словосочетаний; устойчивое соотношение используемых лексических средств (например, существительных, глаголов и местоимений; абстрактной и конкретной лексики и т. д.); богатство словарно-фразеологического запаса.
К частным признакам синтаксических навыков следует отнести: определенные нарушения норм синтаксиса; устойчивое неправильное построение определенного предложения; преимущественное (или своеобразное) использование определенных синтаксических конструкций; устойчивое соотношение используемых синтаксических средств – сложных и простых предложений, различных видов обособлений и т. д.; богатство синтаксической структуры изложения.
К частным признакам стилистических навыков относятся: устойчивое нарушение определенных норм лексической стилистики, стилистики частей речи и синтаксиса[30]; своеобразные особенности композиции изложения.
Следует сказать, что предлагаемая классификация идентификационных признаков языковых навыков письменной речи построена преимущественно на их качественной характеристике. Как справедливо отмечает Г. Л. Грановский (1968 г.), «внедрение математических методов в криминалистическое исследование письма потребует в дальнейшем пересмотра понятий, пока еще используемых для описания письменной речи, пересмотра классификации идентификационных признаков».
Общие и частные признаки навыков дискурсивного мышления. Общие признаки формально-логических навыков характеризуют степень их развития, степень владения данным лицом логическими средствами выражения мысли (высокая, средняя, низкая).
Частные признаки формально-логических навыков письменной речи отображают их различные свойства, которые проявляются в определенных устойчивых логических нарушениях изложения, в устойчивом использовании определенных логических элементов и структур, в устойчивых соотношениях логических средств, используемых в типичных ситуациях общения. К этим признакам относятся:
Ø устойчивая логическая ошибка в рассуждении;
Ø устойчивое нарушение определенного правила (закона) логики (например, правила соразмерности определения или деления понятия, того или иного правила умозаключения, доказательства и т. д.);
Ø устойчивое использование определенных логических элементов и структур – преимущественное употребление того или иного вида определения понятия, того или иного вида энтимемы (сокращенных силлогизмов) (например, предпочтительное использование энтимем с пропущенной большей, меньшей посылкой или заключением), того или иного вида доказательства и т. д.;
Ø наличие акцентуации, количество и характер исправлений (смыслового характера).
Дискурсивность – это формальная сторона мышления, в ее структурах проявляются свойства логических навыков личности. Но, как известно, «и содержание и форма реального объекта имеют свои структуры»[31]. Следовательно, и содержательная сторона мышления личности имеет свои структуры, в которых проявляются особенности субъективного восприятия и осознания окружающей действительности, характер ценностных ориентаций автора текста.
В настоящее время, вследствие слабой разработанности этого вопроса в современной науке, представляется возможным дать не классификацию признаков интеллектуальных навыков личности, но лишь их систематизацию. К признакам интеллектуальных навыков следует отнести:
Ø характер восприятия действительности: признаки, характеризующие синтетический, аналитический и смешанный (аналитико-синтетический) типы восприятия (представители первого тина обращают преимущественное внимание на общую картину события, на общие характеристики описываемого объекта, упуская частности; представители второго типа – на детали, Частности; третий тин сочетает наблюдение, описание общих и частных характеристик объекта); признаки, характеризующие описывающий, объясняющий и смешанный типы восприятия (представители первого типа преимущественно обращают внимание па факты и описывают их, не давая своего толкования; представители второго типа – на значение фактов и преимущественно их объясняют, подменяя субъективным истолкованием описание; третий тип сочетает описание фактов с их объяснением)[32];
Ø характер акцентуации[33]: что автор выделяет, па чем преимущественно акцентирует внимание (на каких именно особенностях, деталях описываемого объекта)[34];
Ø характер аргументации: автор предпочитает ссылаться на факты, научные данные, на авторитеты и т. д., характер этих фактов (из какой предметной области действительности они почерпнуты); на кого и как ссылается автор (или кого и как цитирует);
Ø наличие и характер оценки описываемых объектов: если есть оценка, то какой аспект преобладает – этический, эстетический, прагматический (полезно – неполезно)[35], что именно в описываемом объекте вызывает эмоциональную (оценочную) реакцию: «уровень», социальный ракурс оценки (какова социально- психологическая позиция автора по отношению к описываемому объекту).
Данная систематизация не претендует на полноту описания признаков интеллектуальных навыков письменной речи человека, это лишь попытка в первом приближении систематизировать указанные признаки и наметить направление дальнейших исследований.
СТАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ