Специалисты и технический персонал
Специалисты аппарата управления (экономисты, инженеры, диспетчеры, юристы, программисты и т.п.) призваны исполнять конкретные функции управления для содействия в принятии управленческих решений, а также обеспечивать деятельность линейных и функциональных подразделений (финансовые, бухгалтерские, технологические, инструментально-конструкторские, планово-экономические, нормирование труда и т.д.).
Технический (вспомогательный) персонал (секретари, курьеры, делопроизводители, копировщицы, стенографистки, табельщицы ит.д.) осуществляет обслуживание процесса управления и обеспечивает передачу управленческой информации, ее сбор, первичную обработку, хранение.
Уровни, категории и ступени в группе руководителей
Руководители первичных ступеней управления или руководители первой категории – это мастера, бригадиры, заведующие секторами, начальники бюро, отделов и т.д.
Руководители первой (первичной) категории делятся на производственных руководителей, руководителей первичных подразделений аппарата управления предприятием, первичных руководителей территориального, министерского и ведомственного уровней.
Руководители средней категории руководят группой первичных коллективов, например, на предприятии это цех, служба, отдел, филиал, управление. Заместителей руководителей относят к тем же классификационным позициям, что и первых лиц.
Руководители высшей категории – это руководители самостоятельных организаций, которые имеют свои аппараты управления.
Понятие персонального потенциала
Понятие персонального потенциала связано с конкретными личностями. Оно включает наличие, уровень проявления и значимость деловых качеств сотрудника, т.е потенциал отдельных сотрудников.
По каждой конкретной должности потенциал сотрудника фиксируется в профессионально-квалификационных требованиях или профессиограммах, которые включают систему требуемых качеств и уровень их проявления, необходимый для выполнения соответствующих функций.
Понятие кадрового потенциала
Понятие кадрового потенциала связано с подразделениями и организацией в целом. Категория «кадровый потенциал» не идентична категории «кадры», так как под кадрами понимается совокупность работников разных профессий и специальностей, уровень их подготовки и образования.
Кадровый потенциал синтезирует то, что в литературе советского периода называли человеческим фактором, а в западной – персоналом организации, ее структурой управления.
Главное в организации – не потенциалы отдельных работников, а её единый кадровый потенциал, как, например, главное с в системе не сами элементы, а взаимодействие между ними. Поэтому важно рассматривать кадровый потенциал во взаимосвязи со структурой, целями, задачами данной организации.
Кадровый потенциал службы управления персоналом
Современные службы управления персоналом от чисто кадровых вопросов, нормативно-методического, делопроизводственного и правового обеспечения управления персоналом переходят к самому управлению персоналом.
Это осуществляется благодаря:
- управлению профессиональным продвижением;
- формированию реального кадрового резерва и действенной работе с ним (совместно с линейными руководителями);
- планированию и анализу показателей по труду, расходов на персонал (совместно с отделом организации труда и заработной платы);
- изучению рынков трудовых ресурсов, а также внутренних источников кадрового потенциала;
- обеспечению социально-психологических условий взаимодействия подразделений, взаимоотношений в коллективе, предотвращения конфликтов, удовлетворения трудом и его оплатой.