Дать характеристику мышлению как высшему психическому процессу.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано. Мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.
Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь мышления ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность. Задачи мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений.
Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существование мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии или действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
А так же для мышления человека более существенна взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. Высшей формой мышления является вербально логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи. Более того человеческое мышление невозможно без языка, в каких бы формах оно не осуществлялось. Так же существенным является тот факт, что у различных людей, особенно у тех, кто стоит на различных ступенях умственного развития, соотношение наглядно-образных и логических связей оказывается неодинаковым. Логические связи, усваиваемые человеком в процессе умственного развития, и составляют объективную основу его продуктивного мышления, но при этом человек не рождается с логическим чувством. Наблюдения показывают, что операции умозаключения имеют место далеко не на всех ступенях развития. И человек должен пройти длинный путь, пока обретает возможность оперировать логическими отношениями, которые сами по себе способны передавать информацию независимо от непосредственной практики. Дл этого человеку необходимо овладеть формами обобщения, которые формулируются большой посылкой, и начать оценивать ее как утверждение о всеобщности этого обобщенного правила. Необходимо, чтобы он сразу перевел рассуждение из плоскости наглядно-действенных практических процессов в сферу вербально-логических теоретических построений и начал относиться к утверждению второй малой посылки как к частному случаю большой общей посылки. Именно эти процессы, служащие необходимым психологическим условием теоретического или дедуктивного мышления (возможность делать выводы из общего правила путем теоретических логических операций). Мышление человека, опирающееся на средства языка, является и специальной формой продуктивной деятельности. Оно позволяет не только упорядочить, анализировать и синтезировать информацию, относить воспринимаемые факты к известным категориям, но и выходить за пределы непосредственно получаемой информации, делать выводы их воспринимаемых фактов и приходить к известным заключениям, даже не располагая непосредственными фактами и исходя из получаемой словесной информации. Мыслящий человек оказывается способным рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность.
Рассматривая индивидуальные особенности мышления, нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность как целое. Немало умных решений осталось лишь проектами, не воплощенными в жизнь, поэтому большое значение имеет соединение ума с активностью личности, с готовностью применять свои силы в полезной деятельности.
2. Составить схему «Виды памяти», таблицу « Процессы памяти»
Виды памяти:
По ведущему анализатору – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
По предмету, материалу деятельности – двигательная, эмоциональная, образная, вербальная.
По продолжительности протекания процесса – кратковременная, долговременная, оперативная.
По форме психической активности – непроизвольная, произвольная.
Процессы памяти:
Память – это процесс запоминания и воспоминания.
Сохранение в памяти какой-то информации включает 3 процесса памяти.
Первый процесс памяти - это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.
Второй процесс памяти – это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.
Третий процесс памяти – это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.
3. I) Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуация:
· Ученик без интереса выполняет чертеж ступенчатой детали в разрезе – произвольное внимание.
· На уроке музыки во время прослушивания вальса Штрауса в дверь кабинета неожиданно постучали – не произвольное внимание.
· Проходя мимо актового зала. Пятиклассник видит, как там устанавливают елку – не произвольное внимание.
· Выпускник усиленно готовится к экзамену по географии – произвольное внимание.
· Студент следит за докладом преподавателя и задает ему в процессе лекции много вопросов – произвольное внимание.
· Редактор поручает корректору срочно проверить ошибки в напечатанном тексте – произвольное внимание.
II) Определите, на какие свойства внимания учащихся ориентированы данные психолого-педагогические рекомендации:
· Учителю следует чаще задавать вопросы по ходу урока, чтобы ученик меньше отвлекался на посторонние дела – концентрированное внимание.
· Родители не должны ругать ребенка, если он, закончив решать задачу по математике, никак не может вникнуть в суть задания по русскому языку - переключение внимание.
· Чтобы такой ребенок успешно справлялся с подготовкой к урокам, родителям следует до минимума ограничивать отвлекающие факторы ( не включать в этот момент телевизор, магнитофон, не разговаривать громко и т.д.) – концентрированное внимание.
· Родители вполне могут разрешить своей дочери вышивать, шить, рисовать в момент прослушивания ею детских передач по ТУ или по радио – распределение внимания.