Школа научного управления
В конце XIX и первой половине XX столетия получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческих знаний и опыта, формирование которых происходило во времени по мере развития производства, общества и накопления опыта управления предприятиями и организациями. Важно подчеркнуть, что даже самые прогрессивные и успешные современные организации используют определенные концепции и методы, разработанные этими школами на довольно длительном промежутке времени.
Получила мировую известность как «научный менеджмент», формировалась американским инженером Ф. Тейлором и его последователями Г. Ганттом, Ф. и Л. Гилбрейтами, Г. Фордом и др. Ф. Тейлором был сформулирован важный вывод, ставший источником формирования концепции научного управления: работа по управлению - это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего.
Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:
1. Создание научного расклада (метода) к организации выполнения конкретной работы, который включает разделение работы на отдельные элементы, операции и определение научно-обоснованного способа их выполнения на базе научного исследования каждого элемента работы.
2. Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, физических и интеллектуальных данных, их обучение и тренировка способам ее выполнения.
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.
4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Тейлор предложил научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются хронометраж, дифференцированная система оплаты труда, математический способ исчисления себестоимости, способ рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и т.д. Методология научного управления по Тейлору состоит из анализа содержания работы, определения основных операций работы, а также разработки стандартных приемов выполнения работы. Предусматривалось, что количество времени, выделяемого на выполнение определенных заданий, должно быть реальным и учитывать необходимость отдыха и перерывов. Все это давало возможность устанавливать нормы и платить дополнительно тем, кто их перевыполнял.
Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности - несовершенность системы стимулирования рабочих, и разработал систему материальных стимулов. Для поддержания у рабочих постоянного желания работать производительно Тейлор предложил использовать прогрессивную систему оплаты труда. Таким образом «тейлоризм» это экономическая и психологическая целесообразность. Основные положения «тейлоризма» актуальны и сейчас.
Тейлоризм получил развитие в трудах Генриха Форда, Френка и Лилиан Гилбрейт, Генри Гантта. Американский инженер Генри Гантт изучал уже не отдельные операции, а производственный процесс и целом. Он разработал систему плановых графиков («графики Гантта»), позволившие осуществлять контроль реализации планов, и разработал систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты труда. Гантт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора и высказывал убеждение, что рабочий должен иметь возможность хорошо зарабатывать и испытывать состояние удовлетворенности.
Супруги Ф. и Л. Гилбрейт работали над оптимальными способами выполнения работы с использованием элементарных движений. Для этого они использовали наблюдения и замеры. Гилбрейты изобрели микрохронометр. Используя этот прибор в сочетании с кинокамерой, они измеряли рабочие операции - проводили хронометраж. Они разработали микрокарты - карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Таким образом, они создавали систему контроля рабочих операций.
Генри Форд, основатель, американского автомобилестроения, создал теорию, получившую название «фордизм». В книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» отражены основные положения фордизма:
• высоко оплачивать труд рабочего и следить за тем, чтобы все 48 часов в неделю человек трудился производительно , но не больше;
• обеспечить оптимальное состояние машин, следить за чистотой, приучать людей уважать окружающих и самих себя.
Он действительно установил 8-часовой рабочий день, создал лабораторию для изучения условий труда, заботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий, регулярно снижал продажные цены, черно рабочих заменил машинами. По словам А. Гастева, который является инициатором создания в России научной организации труда: «Завод Форда представлял собой высший тип административного автомата. Форд это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью. Форд - это самое последнее слово тейлоризма». Школа научного управления сосредоточилась на таких внутренних переменных организации, как задачи и технология управления. Приверженцы школы научного управления занимались повышением эффективности 3-го уровня, то есть уровня ниже управленческого. На этом уровне они добивались эффективного выполнения многих операций ручного труда через анализ содержания работы.
Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась этапом, после которого управление стали считать самостоятельной областью научных исследований. Впервые методы и подходы, применяемые в науке и технике начали обосновано использовать для достижения целей организации.