Дизартрия—нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата .
Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Нарушения артикуляциии фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений. Причинами дизартрии являются:
1. органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, гипоксии, интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным .
2. несовместимость по резус-фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка .
Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих ДЦП.
Классификация форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специф дефектами звукопроизн, голоса, артикул моторики, нуждаются в различных приемах логопед воздействия и в разной степени поддаются коррекции.
Формы дизартрии:
1. Бульбарная
2. подкорковая
3. псевдобульбарная
4. мозжечковая
5. корковая
Бульбарная дизартрия – проявляется при заболевании(воспалении) или опухоли продолговатого мозга. Характерным является паралич, или парез мышц глотки, гортани , языка, мягкого нёба. У ребенка нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим
нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным . В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к
свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный ) оттенок.
У детей наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц(атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная.
Лицо ребенкас бульварной дизартрией амимично .
Алалия
Алалия явл одним из наиб тяж дефектов речи, при кот реб практ лишен язык средств общения.Алалия — отсутствие речи или системное недоразв речи вследствие орган пораж реч зон коры гол мозга во внутриутр или раннем периоде разв реб (до формир речи). Алалия наблюдается у детей с сохранными перифер слухом и артикуляц аппаратом, имеющих достаточные для разв речи интеллект возможности.
Причины связаны с органич пораж ЦНС. К ним относятся: воспал, травмат пораж гол мозга (осложн после менинго-энцефалита, краснухи, травм); кровоизл в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные наруш в период внутриутр разв плода, во время род акта, а также в период раннего разв реб в возрасте от одного месяца до одного года. Кроме того, возникн алалии возможно у детей, перенес тяж рахит, слож заболев дыха системы, наруш сна и питания в ранние месяцы жизни.
В зависимости от преимущ локализ пораж реч обл больших полуш гол мозга (центр Вернике, центр Брока) разл 2 формы алалии: моторную и сенсорную.
Моторная - связана с наруш деят речедвигат анализ, а сенсорная—с наруш речеслухового анализатора.
Сенсорная алалия
При СА гл в структуре деф явл наруш восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при полноценном физ слухе. СА обусловлена пораж височных областей гол мозга левого полуш(центр Вернике). Дети или совсем не понимают обращенной к ним речи, или понимают ее крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звук сигналы, могут различать после тренировки разные шумы. Вместе с тем дети испытывают большие трудности в определении направления звука.
У детей с СА отмечается явление эхолалии—автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос. В ряде случаев дети пытаются назвать предъявленные им предметы, картинкии, в то же время неправильно выполняют просьбу дать эти же предметы или картинки. Вед деф явл наруш фонемат слуха (восприятия фонем родного языка). Оно может обусловить полное неразличение речевых звуков, т. е. непонимание ребенком обращенной к нему речи, а в более легких случаях—затрудненное восприятие речевого материала на слух . Недостат фонемат слуха может проявляться в том, что дети не разл слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (дочка—бочка;мышка—миска;рак—лак), не улавлив разницу в граммат формах. Детей нередко смешивают со слабослышащими детьми. Нужно избегать слишком категор выводов по поводу ум разв ребенка с сенсорной алалией. Непонимание речевого задания и его невыполнение может быть ошибочно принято за интеллектуальную недостаточность. Целесообразно предложить ребенку выполнить практическое задание по образцу, например построить башенку с заданным чередованием
элементов с учетом их формы, цвета, размера или выложить из мозаики геометрическую фигуру. Важно при этом выяснить, как ребенок
ориентируется в дидактическом материале, принимает ли он помощь воспитателя, подражает ли другим детям.
Несмотря на то что в практике случаи сенсорной алалии встречаются крайне редко, эти дети требуют к себе пристального внимания, так как только в соответствующих условиях и при длительной коррекции возможны частичная компенсация данного дефекта и подготовка ребенка к
обучению в специальной школе для детей с нарушениями речи.
Афазия
Афазия отн к числу тяж наруш речи органич центр происх. Чаще она возн у людей пожилого возр на почве наруш мозгового кровообр.Афазия—полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными пораж гол мозга .
Причины - разнообр орган наруш реч систем гол мозга в период уже сформир речи. При А набл поврежд в лоб, темен, затыл и височ долях коры лев полуш. Афазия явл рез-том:
а) тяж травм гол мозга;
б) воспал проц и опухолей мозга;
в) сосуд забол и наруш мозг кровооб.
Форма А, тяжесть дефекта и хар-р его протек зав от след фак-в: а) обширность очага поражения и его локализация;б) характер нарушения мозгового кровообращения; в)сост непострадавших отделов мозга, которые вып компенсат функции.
Были выделены разные формы афазии:
а) моторная—потеря способ пользова самост речью;
б) сенсорная—наруш способн восприн речь окруж;
в) амнестическая—забывание отд слов и их знач;
г) тотальная—потеря способн и гов, и понимать речь.
Сенсорная афазия
При сенсорной афазии в первую очередь нарушается восприятие речи (центр Вернике ). Поэтому страдает и ее понимание. Афазик слышит речь, но не понимает, о чем говорят. Это состояние можно сравнить с тем, которое бывает, когда человек слышит незнакомую иностранную речь.
Существует разная степень нарушения восприятия речи не только собственной, но и чужой.
На ранних стадиях заболевания мозга отмечается более глубокое расстройство понимания речи, на более поздних этапах заболевания афазики затрудняются в понимании лишь отдельных смысловых структур. Сенсорный афазик теряет способность узнавать ранее выученные слова.
В результате нарушенного фонематического слуха у сенсорных афазиков расстраивается самоконтроль за собственными высказываниями. норм реч деят-ть не может быть полноцен из-за след прич:
1) отсутствия слухового контроля за речью;
2) нарушения понимания речи.
Словесная продукция у детей с сенсорной афазией сильно отстает от нормы: слова искажены , часто встречаются парафразии (замена одного элемента речи другими).При сенсорной афазии распадаются навыки письма и чтения: ребенок не узнает написанных слов, даже тех, которые он раньше хорошо знал; различая отдельные буквы, он не может понять смысла сложенных из них слов.
Просодическая (ритмико-мелодическая) сторона речи при сенсорной афазии, как правило, не страдает; речь детей достаточно интонирована.
Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений:
1.Медицинскоенаправление—прямое восстановл пострадавшей функции с использов медикаментоз средств. Курс лечения проводится по назначению и под наблюдением врачей.
2. Логопедическое направление—непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.
В детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки. Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.
Существуют общие положения для восстановления речи у детей с моторной и сенсорной афазией.
Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе—восстановление пассивного и активного словарного запаса.
По форме проведения логопедические занятия должны носить в основном индивидуальный характер, так как дети резко отличаются друг от друга по своим речевыми личностным особенностям. Кроме того, восстановление речи всегда протекает у разных детей по-разному.
На протяжении всего времени логопедической работы необходима помощь родителей, воспитателей, близких ребенка: они должны продолжать восстановительную работу, контролировать ее, вселять в ребенка веру в его собственные силы.
Поскольку полученные на занятиях речевые навыки весьма неустойчивы и быстро утрачиваются, необходимо в течение всего срока обучения неоднократно повторять и закреплять усвоенное.
ОНР 1 уровень
При норм реч разв дети к 5 г. своб польз развернутой фраз речью, разными конструкциями слож предлож. Они имеют достат слова запас, владеют навыками словообраз и словоизменения. К этому врем окончат формир прав звукопроизнош, готовн к звук анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определено как общее недоразвитие речи.
У всех детейс общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво.
Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляе мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако они обладают рядом черт, отличающие их от детей –олигофренов:
1. объем пассивного словаря превышает активный.
2.пользуются дифференцир жестами и выразительной мимикой.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот. Характерным является использование однословных предложений. Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающейжизни. Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 —2-сложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращаетсядо 2 —3 («ават » —кроватка, «амида » —пирамида, «тика» —электричка). Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток—молоко, копает—катает—купает). Заданияпо звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.
ОНР 2 уровень
II ур речевого развития знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов появляются достаточно постоянные общеупотребительные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм.
Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам. Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многихслов, обозначающих части предмета.
Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
1) замены падежных окончаний
2) ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов(«Коля питяля » —Коля писал ); при изменении существительных по числам
3) отсутствие согласования прилагательных с существительными , числительных с существительными
Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме, возможнаи замена предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.
Наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих; грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов. При воспроизведении слов грубо нарушается звуко наполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных. Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза.
ОНР 3 уровень
III уровень характер наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико –фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окруж, но лишь в присутствии родителей. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самост речи звучат недостаточно четко. Характер является недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучш произносит возможн ребенка, воспроизвед слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. В устн реч общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Дети испытыв трудн при самост составлении предлож, чем их нормально говорящие сверстники. Наблюд ошибки и при построении сложноподчин предложений с союзами и союзными словами. При составлении предлож по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо. Специф недочеты: полное незнание значений ряда слов, неточное понимание и употребление ряда слов. Среди лексических ошибок выделяются следующие:а) замена названия части предмета названием целого предмета; б.) подмена названий профессий названиями действия; в) замена видовых понятий родовыми и наоборот; г) взаимозамещение признаков. Мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов , способы действий. Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании.
Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениямии т. д. Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;б) неправильное согласование числительных с существительными;в) ошибки в использовании предлогов—пропуски, замены, недоговаривание;
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа.
Фонетическое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения(сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвонченияи смягчения).Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.