Общими основами методологии менеджмента являются
Технология работ
сроки начала, окончания и место их выполнения
способ их выполнения
Поведение работника и руководителя
потребности
квалификация
мотивированость
Стратегические факторы
Идеология управления
территориальное размещение производства
Внешние переменные:
Внешняя среда
сложность, динамизм
Стратегические факторы
типы потребителей
типы рынков сбыта
и т.д
СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД.
Одним из старейших является структурный подход - управление организациями на общем уровне её структур и подразделений (хотя редко встречаемый в литературе).
Этот подход сформировался из практики военной науки - стратегического и тактического управления подразделениями армии с целью одержать победу. В рамках структурного подхода организационная иерархия является основным объектом и инструментом управления: путем структурных (позиционных, должностных) перестановок можно управлять деятельностью сотрудников и организации в целом.
РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД
Управление организацией можно рассматривать в терминах ресурсного подхода. Согласно этому взгляду основной задачей менеджера является привлечение, распределение и контроль над ресурсами организации. Традиционно выделяют пять типов основных ресурсов (концепция 5М):
• люди (manpower);
• деньги (money);
• сырьё и материалы (materials);
• оборудование и прочие средства производства (mechanisms);
• информация и технологии (methods).
Сегодня в качестве особого ресурса всё чаще выделяют время.
Наибольшее развитие ресурсный подход получил в работах сторонников Количественной школы или Школы науки управления. Возникшая в начале 50-х годов, количественная школа была ориентирована на оптимальное использование ограниченных ресурсов на основе применения методов математического моделирования, формальной оптимизации и вычислительной техники.
СИСТЕМНЫЙ - КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Для современного менеджмента характерна многокомпонентная структура, которая предполагает его рассмотрение как «системы менеджмента».
При системном подходе организация рассматривается как система
со своим входом (цели, задачи),выходом(результаты работы по показателям), прямыми и обратными связями(между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т. д.),внешними воздействиями(налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т. д.).
Рис. 2. Состав (социо-технической) системы менеджмента
Рис.3. Понятийный аппарат системы менеджмента
В МЕНЕДЖМЕНТЕ НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕСТКО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ И АЛГОРИТМОВ - каждое решение, каждый шаг управленца определяются особенностями его личности и контекстом каждой конкретной ситуации. Это роднит менеджмент с искусством.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Методологическую основу менеджмента составляет теоретическое и практическое знание в области управления, а также методы и приемы, обеспечивающие совместную эффективную деятельность людей, работающих в организации.
Методология в буквальном значении (логос– наука, знание, и метод– путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции:
1) получение(сбор информации), создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания;
вторая– на основе использования законов логического мышления;
третья– на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.
Общими основами методологии менеджмента являются
диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии (индукция и дедукция);
абстрагирование ,выделениепринципов (единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма).
В научную базу менеджмента огромный вклад внесли :
- экономические науки
- математические науки
- юридическая наука
- философия
- история
-.информатика
- психология
- социология
- социальная психология
- антропология,
- военные науки (стратегия, тактика достижения целей)
многие другие.
Кроме того, немаловажный вклад, в рамках данных дисциплин, привнесло использование конкретных методов:
- исследование операций
- прогностика
- теория принятия решений
- теория организации
Рис. Законы объективного мира
Основой всякой целесообразной деятельности, в том числе управленческой являются объективные законы.
Закон– это объективная, существенная, устойчивая связь явлений или событий, представляет собой основу, разработку и построение любой научно обоснованной и признанной теории.
Законам характеризуютединство процессов объективного мира их связь между собой и цельность (мир это система, отсюда в нем все взаимосвязано).
Необходимо отметить общее для всех законов, это то, что человечество находится в самой начальной стадии их познания. Законов бесконечно много, их сущность, истоки возникновения и движущие силы практически мало изучены.
О законах в обществеможно сказать, что это зависимость, которая
либо зафиксирована в законодательных документах,
либо является общепринятой нормой для большинства людей и организаций (Коран, Библия, Талмуд),
либо получила признание авторитетных ученых и отражает объективную зависимость (например, в природе).
Помимо законов выделяют закономерности и тенденции.
Закономерность –это некая повторяющаяся связь явлений. Тенденции определяют основную линию, направление развития.
Вцелом закономерность `уже в пространстве и времени, чем закон.
Из общих законов развития природы, общества и мышления вытекают более частные законы управления.
Что в результате получится Чем воздействовать Как воздействовать
(способы и приемы)
Рис. Модель системы научных знаний
Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Таким образом, закон имеет:
механизм действия – заключается в формировании зависимости выходных параметров от входных;
механизм использования – это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.
Знание законов организации позволяет перейти от эмпирического (опытного) подхода к профессиональному при создании и управлении организацией.