Схематическое обозначение положений лица перед фотоаппаратом
21. Положение лица перед фотоаппаратом: а – фас; б – легкий полуоборот; в – классический полуоборот; г – критический полуоборот; д – профиль; е – приходящий профиль; ж – уходящий профиль
Фазы поворотов головы после критического полуоборота и до профиля именуются приходящим профилем (рис. 21, е). Такое положение лица в портрете встречается редко, так как с выходом проекции носа за очертание щеки уходящий глаз прикрывается профильной линией носа. Это искажает форму глаза и потому неприемлемо. Дальнейший поворот головы после профильного положения лица – уходящий профиль (рис. 21, ж) – не является портретной формой изображения, так как он сильно искажает объемные формы лица и их линейный строй.
Определение положения головы в портрете зависит от объективных и субъективных факторов. К числу объективных факторов, побуждающих фотографа осуществить тот или иной поворот головы портретируемого, относятся форма головы и форма лица. Так, например, широкоскулое лицо будет казаться еще шире при съемке в фас, и наоборот, – зрительно сужаться, приближаясь к критическому полуобороту. К субъективным факторам можно отнести восприятие фотопортретиста. Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально своеобразным. Одну и ту же модель разные фотографы пожелают снять в разных поворотах, находя достоинства в своем выборе.
По форме головы бывают весьма различны. Некоторые исправления кажущихся неправильностей ее проекции на изображении путем поворота головы – безусловная обязанность портретиста.
Среди бесконечного множества форм лиц по фасу мы четко различаем четыре основных типа (рис. 22):
1) прямоугольную, когда височные, теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно по одной вертикали;
2) конусообразную с вершиной конуса внизу, когда вертикальная линия касается только височно-теменных выпуклостей;
3) конусообразную с вершиной конуса вверху, когда вертикальная линия касается только наружных нижнечелюстных выступов;
4) ромбовидную, когда вертикальная линия касается только скуловых выступов.
22. Типы лица по фасу: а – прямоугольный; б – конусообразный с усечением конуса вниз; в – конусообразный с усечением конуса вверх; г – ромбовидный
Правильно определить тип лица чрезвычайно важно, так как от этого в значительной мере зависит выбор положения лица перед аппаратом. Так, при конусообразной форме головы с усечением конуса книзу нам предстоит фотографировать узколицего человека. Резко поворачивая лицо и приближая его к критическому полуобороту, мы зрительно сузим и без того узкое лицо. При съемке модели с ромбовидной формой головы поворот лица в одну из сторон выведет его из симметричного положения, причем ромбовидность будет тем менее заметна, чем ближе оно к профилю. При полном профиле ромбовидность совсем незаметна.
Находя выигрышное положение лица перед аппаратом, фотограф должен стремиться в основном сохранить характерную особенность его формы, памятуя, что, стремясь к изменению формы лица, мы можем грубо нарушить сходство изображаемого человека.
При определении положения лица было бы ошибкой учитывать лишь его линейную форму. Не менее важно оценить мимико-эмоциональный строй лица.
Пластическая анатомия выделяет три эмоциональные группы, которые различаются положением линий элементов лица по отношению к вертикальной средней линии – медиане (рис. 23).
23. Эмоциональные типы людей: а – спокойный; б – мрачный; в – веселый
Схема первой группы представляет полную горизонтальность линий глаз, носа и рта и выражает спокойный тип человека (см. рис. 23, а).
Схема второй группы показывает линии тех же элементов, но с наклоном вниз. Она выражает тип недовольного человека, физическую слабость, утомленность (см. рис. 23, б).
Схема третьей группы изображает те же линии, но направленные вверх и характеризующие веселый тип человека (см. рис. 23, в).
Усиление или ослабление впечатления эмоционального типа человека на фотоснимке в известной мере определяется положением лица перед аппаратом. В первую очередь это относится к наклонам головы вокруг горизонтальной оси. При склоненной вниз голове усиливается выражение усталости, при приподнятой голове – хорошего настроения.
Почти у всех людей душевное состояние вызывает соответствующий наклон или поворот головы и усиливает внешние признаки переживаний.
Движение головы мы можем разделить на простые и сложные. К простым относятся наклоны головы вперед и назад, вправо и влево, к сложным – наклон головы вперед и одновременно вправо или влево; запрокинутая голова, прижатая подбородком к шее и одновременно склоненная вправо или влево; голова без наклона, повернутая вправо или влево; при том же повороте шеи голова запрокинута или опущена. Таким образом, положение головы, шеи и плеч связано с выражением лица и с психологическим состоянием человека.
Определенные положения головы должны соответствовать передаче настроения портретируемого.
Значительное влияние на положение лица в кадре оказывает степень и характер асимметрии лица. В большинстве случаев одна половина лица (правая или левая) несколько уже и выше, а другая – несколько шире и ниже по высоте. На черепе это выражается в некотором уплощении и относительно большей массивности широкой половины лица. Узкая половина лица имеет более профилированный и менее массивный скелет лицевых костей. При этом отдельные части лица на правой и левой половине располагаются различно.
Особенности строения лица человека, в данном случае несоответствие обеих сторон, указывают на биологическую асимметрию, при которой явно различимы два типа – правый и левый. При правом типе асимметрии правая половина лица более высокая и узкая, а левая – более широкая и низкая. Левый тип асимметрии характеризуется обратным соотношением.
Есть предположение, что между строением той или иной половины лица и его мимикой имеется непосредственная связь. В частности, в так называемой кривой улыбке, в которой принимает участие в основном лишь одна широкая половина лица, улыбка не выражает радости. При определенном мимическом движении, когда происходит поднятие одной брови, оно бывает только на узкой половине лица. Такие закономерности объясняются физиологической асимметрией лица.
Объективная оценка биологической и физиологической асимметрии лица является главным критерием в определении положения лица перед аппаратом при портретировании. Так, в жизни "кривая" улыбка перестанет быть кривой на фотоизображении, если при проекции лица мы увидим лишь улыбающуюся часть рта. Если же поворот лица осуществить с противоположной стороны, то мы можем и вовсе не увидеть улыбки. При рассмотрении того же лица в фас "кривая" улыбка будет выглядеть подчеркнуто.
Таким образом, в положении фас на фотоснимке предельно отражаются все внешние различия в строении разных половин головы и лица. Такая форма изображения имеет ценность для идентификации личности по фотоснимку (опознание человека), но, как правило, не пригодна для художественного портрета.
Фас создает проекцию, при которой равномерно выявляются все элементы внешности, как выразительные, так и незаслуживающие внимания, что не дает возможности выделить наиболее интересные части лица.
Когда голова модели немного повернута, нарушается точное соответствие между обеими сторонами лица, а легкий наклон придает ему еще больше разнообразия по сравнению с прямыми и параллельными линиями полного фаса. На такое лицо смотреть всегда приятнее.
Учитывая физиогномические свойства личности (форму головы, эмоциональный тип, движения, асимметрию), т. е. подходя к оценке внешности аналитически, не следует упускать общего впечатления, памятуя, что удачное решение портрета не всегда заключается в синтезе до конца осмысленных и правильных, с точки зрения проекции, элементов.
Точка съемки
Выбор точки съемки – один из важнейших элементов композиционного решения портрета. Если понимать композицию как осмысленное размещение фигуры в плоскости кадра и определение ее масштаба, то точка зрения, с которой мы наблюдаем фигуру, будет во многом решать удачу съемки.
Точка съемки, определяя проекцию и пропорциональные соотношения элементов фигуры, выражает субъективное творческое устремление фотографа. Если она удачно выбрана, обогащает сюжет, усиливая идею фотоснимка, то о такой точке съемки можно сказать, что она выигрышна.
Точка съемки характеризуется тремя параметрами – расстоянием до объекта, направлением и высотой.
От расстояния, с которого ведется съемка, зависит масштаб изображения. Масштаб обратно пропорционален расстоянию от фотоаппарата до модели, т. е. чем дальше модель от фотоаппарата, тем меньше ее изображение.
От направления оптической оси объектива по отношению к объекту съемки зависит передача на снимке объемов объекта и его линейных форм.
Съемка с центральных точек создает симметричные построения. В портрете они бывают приемлемы лишь на снимках для документов и при съемке групп, где во избежание различий масштабов лиц участники группы должны находиться от объектива примерно на равном удалении.
При художественном портретировании фотограф часто избегает симметричного изображения лица, так как желает скрыть неправильность и невыигрышность отдельных элементов и асимметрию лица, наиболее полно заметные при фронтальной проекции лица.
Направление съемки в портретной фотографии регулируется двумя способами: нахождением соответствующего положения объектива по отношению к модели или нахождением соответствующего положения модели по отношению к объективу. На практике бывает необходимость и в том и другом методе.
По высоте точка съемки может быть средней, нижней и верхней.
Окружающую нас действительность мы чаще всегда видим с уровня нашего роста, который принято считать нормальным, а соответствующую этому уровню точку съемки – так называемой нормальной точкой съемки. Нормальная точка съемки наиболее распространена, так как дает привычное представление о видимом предметном мире. Однако при портретной съемке такая точка может оказаться высокой или низкой по отношению к снимаемой модели.
В павильоне нормальной точкой съемки портрета следует считать высоту, соответствующую средней части сюжета (рис. 24). Исключение составляет бюстовый портрет, в котором нижняя граница кадра непостоянна, а центральная точка определяется по лицевой части головы и соответствует, как правило, уровню носа.
Средняя точка съемки
При нижней точке съемки вертикальные линии кажутся укороченными. Этим приемом пользуются, когда не хотят показать подлинные пропорции лица и фигуры. Модель кажется величественней, монументальней, ощущается своеобразная динамичность, которая еще более усиливается при наклоне головы.
На натуре предметы проецируются на фоне облаков, кроны деревьев, верхних частей зданий. Линия горизонта при этом опускается вниз, а иногда совсем уходит за пределы кадра. Изображение освобождается от ряда второстепенных деталей, расположенных в глубине кадра. Такую точку видения принято называть "лягушачьей".
При верхней точке съемки в портретном изображении просматриваются верхние плоскости головы и элементов лица. Нос заметно удлиняется и приближается к губе, наблюдается сплюснутость лица. В портретной съемке верхняя точка встречается значительно реже, чем нижняя. Она бывает оправданна в некоторых случаях при съемке лица с непропорциональными элементами.
При верхней точке съемки на натуре весь сюжет проецируется на фоне земли. Удаленные верхние точки выразительны для показа больших пространств и площадей. Линия горизонта поднимается вверх и чаще всего совсем выходит из кадра. Чем выше точка съемки, тем меньше заметна высота предметов. Параллельные линии выглядят лучеобразно, подчеркивая глубину пространства.
Изображение предмета на плоскости кадра может быть выполнено двумя способами – по нормали и в ракурсе. Изображение по нормали подразумевает, что главный луч зрения перпендикулярен плоскости объекта, а при изображении в ракурсе главный луч зрения находится под углом к ней. Иначе говоря, ракурс – это изобразительный прием, при котором снимок выполнен с более верхней или более нижней точки, чем нормальная. Ракурс всегда имеет подчеркнутые перспективные сокращения линий, уходящих в глубину.
Перспектива при ракурсной съемке во многом определяется расстоянием от аппарата до ближайшего объекта. Чем шире угол изображения объектива, тем ближе может быть расположен аппарат к объекту, тем подчеркнутей перспективные сокращения и ощутимей ракурс.
Ракурс как логически осмысленный композиционный прием давно известен в портретной живописи (рис. 25). В отечественной фотографии ракурс широко применялся художником и фотографом А. Родченко. Он опроверг мнение, будто ракурсы являются лишь формалистическим приемом, и доказал, что этот новаторский прием фотоизображения необычностью проекции усиливает зрительное представление о предмете. Им была создана серия ракурсных портретов – необычных, производящих сильное впечатление неожиданной точкой зрения. Эти работы послужили толчком к широкому распространению нового приема. Неудачи на первых порах часто заключались в необоснованности применения ракурса, так как деформация и искажение форм представляли для некоторых фотографов самоцель. Это были формальные эксперименты. Другие использовали ракурс для фотошуток или карикатур.