Методологические основы изучения человека
Серия
УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА
А. Г. МАКЛАКОВ
ОБЩАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических
дисциплин
ПИТЕР
Санкт-Петербург
Москва • Харьков • Минск
Маклаков Анатолий Геннадьевич
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Серия «Учебник нового века»
Главный редактор Заведующий психологической редакцией Заместитель заведующего редакцией Редактор Художник обложки Подготовка иллюстраций Корректоры Оригинал-макет подготовила | В. Усманов А.Зайцев Н. Мигаловская С. Комаров В. Королева Т. Крутихина, В. Кучукбаев Я. Баталова, Н. Викторова Ж. Григорьева |
ББК 88.3я7 УДК 159.9(075)
Маклаков А. Г.
М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
ISВN 5-272-00062-5
Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.
© А. Г. Маклаков, 2000
© Издательский дом «Питер», 2001
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
15ВМ 5-272-00062-5
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;
953000 - книги и брошюры.
Подписано в печать 25.06.01. Формат 70х 100'/^. Усл. п. л. 47,73. Доп. тираж 7000 экз. Заказ № 976. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Введение в общую психологию Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы Глава 2. Психология в структуре современных наук Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека Глава 5. Психологическая теория деятельности Глава 6. Неосознаваемые психические процессы Часть 2. Психические процессы Глава 7. Ощущение Глава 8. Восприятие Глава 9. Представление Глава 10. Память Глава 11. Воображение Глава 12. Мышление Глава 13. Речь Глава 14. Внимание Глава 15. Воля Глава 16. Эмоции Глава 17 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью Часть 3. Психические состояния и их регуляция Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний Часть 4. Психические свойства личности Глава 20. Личность Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности Глава 23. Способности Глава 24. Темперамент Глава 25. Характер |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Введение в общую психологию.......................………………….......…........ 11
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ......………………......................... 12
1.1. Методологические основы изучения человека .....……………................ 12
1.2. Науки о человеке и человечестве .........…………………........................... 16
1.3. Психология как наука .....................………………………......................... 22
1.4. Основные методы психологических исследований ........………….......... 26
Контрольные вопросы ...........................………………………….................. 36
Рекомендуемая литература ...............................………………………......... 37
Глава 2. Психология в структуре современных наук ......………………...................... 38
2.1. Представления античных и средневековых философов
о душе и сознании ............…………………………...................................... 38
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения ...........…………........ 45
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении ....................…………………............ 49
2.4. Становление отечественной психологии ...........……………….................. 53
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук ..........……………............. 56
2.6. Основные отрасли психологии ......................………………………............ 62
Контрольные вопросы ..................................……………………………......... 68
Рекомендуемая литература ..........................………………………......…........ 69
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ...................…………………….........…........ 70
3.1. Понятие о психике ...................................……………………………..…........ 70
3.2. Развитие психики животных ..............………………………..............…........ 76
Контрольные вопросы ..................................………………………………………..…........ 86
Рекомендуемая литература .............................…………………………………….….......... 86
Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека .................…………………....... 88
4.1. Понятие о сознании ......................................……………………………......... 88
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………..... 95
4.3. Развитие психики человека ......................................………………………….. 98
4.4. Физиологические основы психики человека ...............…………………........ 105
Контрольные вопросы ......................................……………………………....... 120
Рекомендуемая литература ................................…………………………......... 120
Глава 5. Психологическая теория деятельности .........................……………………........ 122
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности ....……………......... 122
5.2. Основные понятия психологической теории деятельности.
Операционно-технические аспекты деятельности ……………………...... 125
5.3. Теория деятельности и предмет психологии ...........…………………............ 130
5.4. Физиология движений и физиология активности ........………………........... 135
Контрольные вопросы ...............................…………………………............... 147
Рекомендуемая литература ......................……………………….................... 147
Глава 6. Неосознаваемые психические процессы .............…………………….................. 149
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых
психических процессов ..............................…………………………................ 149
6.2. Неосознаваемые побудители
сознательных действий ..................................…………………………............ 156
6.3. «Надсознательные» процессы .......………………………............................... 159
Контрольные вопросы ...................…………………………........................... 161
Рекомендуемая литература .............…………………………......................... 162
Часть 2. Психические процессы..........………………………….............................…...... 163
Глава 7. Ощущение ....................................…………………………………........................ 164
7.1. Общее понятие об ощущении ............................………………………........... 164
7.2. Виды ощущений...................................……………………………….............. 169
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений ............………………...... 173
7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений ........………………....... 180
7.5. Развитие ощущений ...................……………………………............................ 183
7.6. Характеристика основных видов ощущений ...........…………………............ 184
Контрольные вопросы ......................……………………………....................... 198
Рекомендуемая литература .............…………………………............................ 199
Глава 8. Восприятие ..........................................…………………………………................. 200
8.1. Общая характеристика восприятия ...................……………………............... 200
8.2. Физиологические основы восприятия .................……………………............ 202
8.3. Основные свойства и виды восприятия ............……………………............... 207
8.4. Индивидуальные различия в восприятии
и его развитие у детей ...................................……………………………......... 213
8.5. Предмет и фон в восприятии .....................…………………………................ 216
8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии ........………………............ 218
8.7. Восприятие пространства ...................................…………………………...... 222
8.8. Восприятие движения и времени ..........……………………..............….......... 229
Контрольные вопросы ........................……………………………..................... 232
Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 233
Глава 9. Представление ..........................................……………………………….............. 234
9.1. Определение представления и его основные характеристики …………....... 234
9.2. Виды представлений ......................……………………………........................ 238
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие ………...........242
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы ......…………......... 245
Контрольные вопросы .............……………………………................................ 246
Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 246
Глава 10. Память .......................................…………………………………......................... 247
10.1. Определение и общая характеристика памяти ......………………............... 247
10.2. Основные виды памяти ..................................…………………………......... 255
10.3. Основные процессы и механизмы памяти ..........…………………............... 261
10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие .......……………....... 275
Контрольные вопросы ..............……………………………............................. 281
Рекомендуемая литература ...........................…………………………............ 282
Глава 11. Воображение .............................................………………………………............. 283
11.1. Общая характеристика воображения и его роль
в психической деятельности ..........................………………………............... 283
11.2. Виды воображения ...................…………………………….............…........... 286
11.3. Механизмы переработки представлений
в воображаемые образы ...............................…………………………............ 290
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие ...………….....292
11.5. Воображение и творчество ................…………………………...................... 294
Контрольные вопросы .......................………………………..................... 296
Рекомендуемая литература...............……………………......................... 296
Глава 12. Мышление ..................................………………………………...............…....... 298
12.1. Природа и основные виды мышления ......………………..............….... 298
12.2. Основные формы мышления .........…………………................…............304
12.3. Теоретические и экспериментальные подходы
к исследованию мышления ......................................... 309
12.4. Основные виды умственных операций ...............……………….............. 316
12.5. Решение сложных мыслительных задач
и творческое мышление ............................................ 321
12.6. Развитие мышления ...............…………………………............................. 325
Контрольные вопросы ........................…………………………................... 331
Рекомендуемая литература ..............………………………......................... 331
Глава 13. Речь ........................................................……………………………………...........333
13.1. Общая характеристика речи ..........……………………..............................333
13.2. Физиологические основы речи ........…………………….......................... 336
13.3. Теоретические проблемы возникновения речи ......…………….............. 340
13.4. Основные виды речи ...................................………………………............ 344
13.5. Развитие речи у ребенка .....……………………….................................... 348
Контрольные вопросы ...........................……………………....................... 353
Рекомендуемая литература ......................................…………………........ 353
Глава 14. Внимание ........................................………………………………....................... 354
14.1. Понятие внимания ..................................………………………............... 354
14.2. Основные виды внимания ....................................……………………..... 363
14.3. Основные характеристики свойств внимания .........……………............ 366
14.4. Развитие внимания ..................................…………………………........... 370
Контрольные вопросы ..............................…………………………............. 372
Рекомендуемая литература.............................……………………….......... 372
Глава 15. Воля .......................................................…………………………………............. 373
15.1. Общая характеристика волевых действий ................………………........373
15.2. Основные психологические теории воли.........………………................ 376
15.3. Физиологические и мотивационные аспекты
волевых действий......................………………………........................... 379
15.4. Структура волевого действия .......................……………………............. 383
15.5. Волевые качества человека и их развитие ............…………….......….... 387
Контрольные вопросы .............................………………………….............. 391
Рекомендуемая литература.................………………………...................... 391
Глава 16. Эмоции ......................................................………………………………….......... 392
16.1. Виды эмоций и их общая характеристика......………………...................392
16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций ..……......400
16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека ..…………................ 408
Контрольные вопросы .......................................………………………….... 414
Рекомендуемая литература ...........………………………….........................415
Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления
психической деятельностью .............................………………………..............416
17.1. Психические процессы с точки зрения
кибернетической науки ..................................………………………......... 416
17.2. Теория сигналов и психические процессы .....…………………................. 423
17.3. Информационная структура нервных процессов
и психические образы ................................………………………….............. 428
Контрольные вопросы............................……………………………............... 435
Рекомендуемая литература ......................…………………………................. 435
Часть 3. Психические состояния и их регуляция .......……………………................... 437
Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма ......………....... 438
18.1. Общее понятие об адаптации человека ..................………………….......... 438
18.2. Общее представление о функциональномсостоянии
организма ..............................................………………………………….......... 442
18.3. Общая характеристика состояний организма и психики .....…………....... 448
Контрольные вопросы .......................…………………………….................... 455
Рекомендуемая литература...............................…………………………....... .455
Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний ..………....... 456
19.1. Понятие об эмоциональном стрессе ................……………………..............456
19.2. Регуляция эмоциональных состояний ..........………………….................... 462
Контрольные вопросы.........................…………………………….................. 468
Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 468
Часть 4. Психические свойства личности …....…………………………......................... 469
Глава 20. Личность .......................................………………………………….......................470
20.1. Общее понятие о личности ...............................……………………….......... 470
20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности .....…………....... 472
20.3. Формирование и развитие личности ..........................…………………….... 481
Контрольные вопросы .....................................……………………………...... 489
Рекомендуемая литература....................…………………………................... 489
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы
к исследованию личности................……………………….............................. 490
21.1. Теории личности..............................…………………………….....................490
21.2. Методология экспериментальных исследований личности ....………….....503
Контрольные вопросы ...................……………………………........................ 510
Рекомендуемая литература.........................…………………………................510
Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности ..........………………...........511
22.1. Понятие о направленности личности.
и мотивации деятельности ...........................……………………………...........511
22.2. Психологические теории мотивации ............……………………..................517
22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы ………......... 524
22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности ...…………..... 528
Контрольные вопросы........................……………………………................... 534
Рекомендуемая литература ..........…......................………………………….... 534
Глава 23. Способности .......................................……………………………….................... 535
23.1. Общая характеристика способностей человека............………………....... 535
23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия...…………..539
23.3. Природа человеческих способностей .................…………………….......... 545
23.4. Развитие способностей .................................………………………….......... 548
Контрольные вопросы .............................……………………………..............551
Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 551
Глава 24. Темперамент ................................……………………………......................….... 553
24.1. Понятие о темпераменте ......................…………………….............…..... 553
24.2. Краткий обзор учений о темпераменте ......…………….................…..... 555
24.3. Физиологические основы темперамента ................……………......….... 560
24.4. Психологические характеристики темперамента
и особенности деятельности личности .......……………………………………....................562
Контрольные вопросы ..................…………………………......................... 565
Рекомендуемая литература ..............………………………......................... 565
Глава 25. Характер .....................................…………………………………........................ 567
25.1. Понятие о характере ...........................……………………….................... 567
25.2. Теоретические и экспериментальные подходы
к исследованию характера .................………………………………………......................... 570
25.3. Формирование характера ..........................………………………..............579
Контрольные вопросы ......................................…………………………..... 581
Рекомендуемая литература .................………………………...................... 582
ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ
Имена
Ананьев Борис Герасимович ...................................………………………….............. 13
Бехтерев Владимир Михайлович .........…………………………................................. 32
Аристотель ..............................................………………………………….................... 42
Уотсон Джон Бродус .............................………………………………......................... 51
Челпанов Георгии Иванович ...................................………………………….............. 54
Рубинштейн Сергей Леонидович ........................………………………...................... 55
Павлов Иван Петрович .................................……………………………...................... 81
Выготский Лев Семенович .............................…………………………........................ 94
Анохин Петр Кузьмич .....................................……………………………..................114
Леонтьев Алексей Николаевич ..........................………………………...................... 126
Бернштейн Николай Александрович ...........……………………............................... 138
Фрейд Зигмунд .................………………………………............................................. 158
Шеррингтон Чарльз Скотт .........………………………….......................................... 170
Фехнер Густав Теодор .............................……………………………......................... 174
Лурия Александр Романович .................…………………………............................... 182
Гельмгольц Герман ......................……………………………...................................... 190
Вундт Вильгельм ..............................………………………………............................. 230
Теплов Борис Михайлович .................………………………….................................. 240
Эббингауз Герман .........…………………………….................................................... 251
Смирнов Анатолий Александрович ...................……………………........................ 262
Зинченко Петр Иванович ....................................…………………………................ 264
Бине Альфред ........................................………………………………....................... 312
Пиаже Жан ...........................................………………………………......................... 327
Гальперин Петр Яковлевич ........................…………………………..........................328
Ухтомский Алексей Алексеевич ...........………………………................................... 358
Узнадзе Дмитрий Николаевич .................………………………................................ 360
Корнилов Константин Николаевич ...........………………………...............................378
Джемс Уильям ............................……………………………….................................. 387
Ланге Николай Николаевич ..........…………………………….................................... 431
Селье Ганс ............................…………………………………...................................... 451
Юнг Карл Густав .........................................……………………………..................... 494
Адлер Альфред ..............................................................……………………………… 495
Хорни Карен Клементина ..........................................…………………………........... 497
Роджерс Карл Рэнсом ...................................................……………………………..... 498
Маслоу Абрахам Харольд .............................................…………………………....... 500
Жане Пьер Мари Фели ...................................................……………………………... 503
Олпорт Гордон Уиллард ..................................………………………….................... 507
Макдугалл Уильям ..........................................……………………………................. 521
Бандура Альберт .........................................…………………………….....................533
Гальтон Фрэнсис .....................................................………………………………...... 544
Фромм Эрих П. ........................................………………………………...................... 577
Это необходимо знать
Валидность и надежность психодиагностического теста ....……………................... 27
Моральные принципы деятельности психолога ..................…………………............ 30
Перспективы выпускников психологических факультетов ........……………............66
Что такое «мозговой штурм»? ......................................………………………........... 323
Гомеостатические механизмы организма ........................…………………............... 440
Антисоциальная личность ................................…………………………..................... 515
Из истории психологии
Классический эксперимент И. П. Павлова ........................……………………........... 82
Исследования функциональной асимметрии мозга ...............………………............ 112
Теория научения ....................................................………………………………........ 128
Теории слуха .............................................................…………………………………. 192
Теории цветового зрения ..............................................…………………………........ 196
Феноменальная намять ...................................................…………………………….. 280
Патология воли .............................………………………………................................. 381
Это интересно
Что является механизмами сознания? ............………………………........................... 96
Существует ли явление «ней»? .......................………………………......................... 154
Как происходит передача информации от рецептора в мозг? ............……………... 166
Как человек распознает объекты? ................................………………………............ 204
Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир? ..………....... 226
Можно ли изучать представления? .........................……………………….................. 237
Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти ....………......... 256
Амнезия детства ...............................................………………………………............... 278
Что такое творческая личность? ..........................………………………..................... 287
Что является физиологической основой мышления? ...........……………….............. 302
Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком? ....……..... 342
Что является материальной основой внимания? ....................…………………......... 356
Из чего состоит эмоция человека? ...................................………………………........ 406
Сможет ли «искусственный интеллект» заменить мозг человека?………. ............... 418
Что формирует личность: наследственность или среда? ....................…………….... 474
Агрессивное поведение ..............................……………………………......................... 530
ОТ АВТОРА
Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.
Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:
С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской.
Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.
Часть 1
Введение
в общую психологию
• Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
• Глава 2. Психология в структуре современных наук
• Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
• Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
• Глава 5. Психологическая теория деятельности
• Глава 6. Неосознаваемые психические процессы
Глава 1. Предмет психологии,
Ее задачи и методы___
Краткое содержание
Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».
Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.
Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Психология как паука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные чины психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.
Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-
|
однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон-ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические
14 • Часть I. Введение в общую психологию
Рис. 1.1. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)