Праксеологический подход в формировании человека нового общества
Частные интересы каждого отдельного сообщества в структуре СНГ вызвали нарастание регрессивных изменений системы в целом и ее составляющих, проявляемое в деградации, понижении уровня организации и выполняющих функций, ускорились процессы гниения, разложения и упадка в нашем бытии, очерчивая предельные основания человеческого существования и развития бытия. Разваливаются промышленность, ВПК, наука, совместные предприятия, агропромышленный комплекс. Падает рождаемость, растут безработица, теневая экономика, преступность. Усиливаются раздоры в СНГ и увеличивается долговая яма, ухудшается экологическая ситуация, вызывая общие регрессивные изменения перехода от высшего к низшему. В преддверии третьего тысячелетия мы подошли к той пограничной черте своей деятельности и жизнеобеспечения, у которой каждому человеку необходимо остановиться, подумать и осознать свою жизнедеятельность и жизнедеятельность всего нашего сообщества, определить свои принципиальные мировоззренческие установки и выработать необходимые и действенные подходы к дальнейшему развитию, формированию материальных и нематериальных объектов. Особую роль здесь играет праксеологический подход, который заключается в том, чтобы не удерживать людей на уровне их примитивной философии житейского опыта и смысла, а, наоборот, подвести их к более высокой форме осознания жизни. В этом предпосылка праксеологических исследований с кумулятивными свойствами, суммирующими и концентрирующими достижения и результаты познания жизни и деятельности человека для переосмысления, уточнения и поиска новых, интенсивных путей своего развития и совершенствования. Исследуя прошлое и настоящее праксеологии, определяя перспективы ее развития, исходя из того, чем может и чем должна она стать в ближайшем или отдаленном будущем, вырабатывая стратегию в области праксеологии, можно отметить, что этому научному направлению отводится важная роль в качественном обновлении и созидательном развитии мира. Праксеология может дать характеристику реальных человеческих возможностей, определить его объективные и субъективные действия, способствовать становлению его идеалов и ценностей, помочь оптимизировать свою жизнедеятельность и жизнеобеспечение как в индивидуальном, так и в общественном, всеобщем плане. В научном познании пракселогической проблематики предполагается определенное понимание целенаправленной праксеологической деятельности людей по преобразованию природы и общества, воспроизводству производительных сил и общественных отношений, обеспечивающих преемственность в общественном развитии, способ существования самого человека и его действующую суть, формирующую его как личность и поддерживающую его существующее бытие трудом. Библия, учит нас, что все дело творения существует для человека, задача которого состоит в разумных усилиях по использованию этого дела и своеобразному его завершению посредством труда во служение человеку. В этой связи социальным субстратом действующей сути человека является труд, означающий всякую деятельность, которой занимается человек, несмотря на характер труда и обстоятельства, то есть всякую деятельность человека среди всего многообразия занятий, к каким он проявляет способности и предрасположен самой своей природой, самой принадлежностью к роду человеческому. Именно в социально‑экономических, функционально‑технологических и организационно‑управленческих аспектах труда заключены конечные пружины деятельности человека, сущность его бытия и развития. Не только научный анализ, но и здравый практический взгляд на современные общественные процессы показывают, что основу всех причин кризисных явлений образуют факторы, так или иначе связанные с трудом. Кризис объясняется тем, что происходит снижение эффективности труда, падает его престижность в общественном сознании, игнорируется его решающая роль в реализации хозяйственных задач, в определении доходов, получаемых трудовыми коллективами, отраслями, регионами, государствами. Менеджеры и бизнесмены должны исходить в своей деятельности из того, что рациональное постижение общего блага обусловливает необходимость одновременно познавательных и оценочных действий человека для постижения как фактического состояния общества, так и его возможного идеального состояния, для анализа не только того, что есть, но и того, как должно быть, с переходом в движении и действии от созерцательного «бытие — истина» к «развиваемо‑действующему» праксеологическому подходу как предпосылке реализации законов бытия и совершенства. Формы, в которых развертывается идея праксеологичес‑кого подхода, можно отнести к проблеме двух начал: с одной стороны — всеобщее общественное знание, т. е. теоретическая деятельность ума, направленная на повышение действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, с другой — деятельность как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование, т. е. умение, целесообразность, действие, дело. Эти две величины — знание и деятельность — играют центральную роль в праксеологическом подходе как целеустремленной системе совокупности принципов, определяющих общую цель и стратегию целеустремленно ориентированных празссеологических деятельностей, показывающих, насколько это всеобщее знание превратилось в непосредственную производительную силу, в человека, его совершенствующуюся суть, голос собственной совести и нормы человеческой деятельности в поисках истины и добра благодаря интеллектуальной природе человека. Если мы введем буквенные символы и обозначим буквой L совокупность знаний, а буквой S — деятельность, то соотношение L/S и характеризует праксеологический подход, показывая, до какой степени всеобщее общественное знание превратилось в непосредственную производительную силу, что имеет весьма важное значение в предпринимательской деятельности менеджеров и бизнесменов. «Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость». Основная идея праксеологического подхода состоит в требовании органического соединения теоретического движения мысли и практического действия и предопределяет потенции главной производительной силы, проявляемые в реальном жизненном процессе в виде нарастающей трудоспособности, созидательной деятельности, активности, уровне знаний, производственного опыта, трудолюбия, деловитости и рациональной, целенаправленной и целесообразной деятельности в системе общественного производства. Можно предположить, что праксеологический подход возникает в процессе борьбы двух тенденций: стремления к построению возможно более обозримого, замкнутого в себе и развивающегося по стройному логическому плану целого всеобщего общественного знания, с одной стороны, а с дру'‑гой — стремления к охвату возможно более богатого материала конкретных факторов деятельности. Поскольку праксеологический подход формирует две стороны отношений — знание и деятельность, между ними есть противоречие и единство, которые и должны учитывать предприниматели. Всеобщее общественное знание имеет довольно сложную иерархическую структуру. Каждый человек застает определенный уровень знаний, какую‑то систему идей и теорий, отражающих объективную деятельность и являющихся результатом предшествующей познавательной деятельности сообщества, достигнутого им эмпирического знания в результате духовной его деятельности, т. е. продукта общественно‑трудовой и мыслительной деятельности людей предшествующих поколений. Воплощаемые в языке готовые знания человек должен не только освоить, с тем чтобы развивать свои духовные способности, но и вовлечь в свою деятельность в форме всеобщности, превращая знания в элемент сознания и формируя себя как активного творца, как сознательного участника создаваемого нового общества, его подлинного становления и развития, перехода на новую ступень жизнедеятельного бытия. Таким образом концентрируется и кристаллизируется общественная сила человека как творца эволюции мира, использующего естественные богатства и создающего новые блага. Сознание, идеалы людей все больше участвуют в формировании будущего, которое определяется их сегодняшними решениями и действиями. Общая идея состоит, видимо, в необходимости развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу земного бытия и создания условий для неукоснительного следования этому каждым человеком, формируя новый тип цивилизованности, характеризующийся социально‑трудовым праксеологическим поведением людей, сближением теории и практики в их жизнедеятельности настолько, чтобы теоретическая и практическая работа сливалась вместе в одну работу по раскрытию творческих способностей человека, достижению диалектического единства идейно‑теоретической, познавательной и повседневно практически действующей личности, развитию ее деятельного бытия. Возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности актуализирует, исследование методологических посылок праксеологии, ее научного статуса и целостности, проблем формирования праксеологического подхода к деятельной сущности в творческом потенциале человека, формируя праксеологическую деятельность, правильное мировоззрение и мироощущение, а также способствуя праксеологическому поведению и жизнедеятельности людей, отвечающих новому уровню человеческого самосознания. Человек выступает одним из творцов и суверенным носителем научного знания, без которого он не может достичь действенного развития своих сущностных сил, высоких рубежей в познании и развитии своих творческих способностей и качеств, осмыслить действительность в ее прошлом, настоящем и будущем, соединять в себе элементы материального мира, благодаря своей телесной природе и превосходить все телесные вещи благодаря своей духовной природе, представляя собою единство души и тела. "Потому, что каковы мысли в душе его, таков и он. Научно‑техническая революция приводит к возрастанию роли знания и образования. Исследователями обосновано мнение, что образование сегодня является одним из важнейших условий выполнения намеченных преобразований. Хотя нерешенных проблем здесь еще довольно много. Следует отметить, что знание, выражающее реальность, истинное положение вещей, следует рассматривать и в форме, в которой оно осуществляется в голове конкретного индивида, действующего человека, и в форме социально‑исторического процесса развития знания. Конкретно‑исторический характер основ знаний, изменение логической структуры системы знаний в процессе ускоряющейся научно‑технической революции, происходящих социальных и культурных процессов в системе действительности является важной предпосылкой приращения интеллектуального потенциала общества, и этот процесс должен быть управляемым, поскольку общество обязано гарантировать каждой личности условия для максимальной реализации ее временного призвания и назначения. В то же время менеджеры и бизнесмены должны учитывать, что существующая система образования пока еще не в полной мере отвечает интеллектуальным потребностям общества. Это относится как к методам преподавания, так и к выбору изучаемых предметов. Фактически в педагогике мы не вышли за рамки традиционного эмпиризма. Более того, ввиду растущего объема знаний должный отбор предметов преподавания становится все более сложным и ответственным делом. Исследователи отмечают, что в настоящее время усваивается около 10 % знаний, а если выделить ту часть, которая приходит в практику воспитания и обучения, то этот показатель будет еще меньше. Отношение знания к действительности носит многоуровневый и сложноопосредованный характер и развивается как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального развития личности. Оно может отражать элементы системы донаучных, житейских, художественных и других знаний, образующих высокий уровень знаний, находя за случайным необходимое и закономерное, а за единичным и частным — общее, формируя новые личностные идеалы, характеризуемые такими чертами, как социальная активность, трудолюбие, упорство и настойчивость в преодолении трудностей и различного рода зла, утверждая высокую нравственность и мораль, являющиеся важнейшими регуляторами общественной жизни. Многоуровневый характер системы обусловливается тем, что, как известно, мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, формирующему мировоззрение и служащему необходимым условием преобразующей деятельности человека и человечества независимо от того, к какой сфере жизни — экономической, социальной или политической она относится. Действенное направление общей тенденции в эволюции научного знания — от функциональности к субстрактности — является важной предпосылкой в изучении объективной реальности, в доведении изучения мира до логически завершенной системы, когда отдельные глобальные проблемы должны быть сами приведены во взаимную связь между собой и образовать единую универсально‑глобальную проблему, объектом разработки которой будет весь мир как единство в многообразии. Речь идет в данном случае об универсальной связи вещей, явлений мира и учений и о необходимости достигнуть общности в управлении ими. В этой связи можно согласиться с исследователями, считающими, что в итоге получается однозначное соотношение: один всеглобалъный объект, или субстрат (единый мир как единство в многообразии), изучается одной всеглобальной наукой с множеством ее внутренних подразделений, охваченных единством всего научного знания. Вместе с тем менеджерам и бизнесменам следует учитывать, что процесс приобретения знаний не ограничивается лишь развитием интеллекта, а должен быть направлен и на исследование мира чувственных переживаний субъекта, на то, чтобы передать знания, соответствующие призванию человека, и сформировать у него праксеологический подход к земным реальностям с тем, чтобы это знание превратилось в непосредственную производительную силу, в умение, действие и искусность человека. «Приложи сердце твое к учению и уши твои — к умным словам». Как показывает практика и опыт жизнедеятельности человека, ни капитализм с его буржуазным индивидуализмом, ни классический марксизм в его русской интерпретации, принудительно навязываемый сверху властью и породивший новый партократический класс, лишивший человека подлинной свободы, очень устарели и уже совершенно не соответствуют ни современной социальной действительности, ни современному уровню научных и философских знаний. Мировой процесс диалектичен потому, что он есть процесс логический, неотвратимо утверждающий торжество логоса и смысла, и сводится к духовному обновлению и моральному совершенству личности исходя из неразрывного единения человека и общества. Главным в развитии и деятельности людей должно быть совершенствование человеческой личности как субъекта деятельности и объекта моральных оценок, реализация ее жизненных сил и способностей с целью дальнейшего саморазвития человека и общества путем познавательной и преобразовательной их деятельности, поскольку человек выступает как действительная причина своих поступков. . Увеличение объема и обогащение содержания человеческой деятельности, изменение ее структуры связано с возвращением к человеку научного знания, овеществленного в технике и технологии, вскрывающих активное отношение к природе и позволяющих все шире подключать силы природы к выполнению самых различных производственных операций, что и обусловливает формирование общественных отношений, рост инициативы и активности людей, праксеологической направленности их деятельности, выражающейся в развитии активности, внутреннего ритма, творческих потенций и возможностей по реализации самосознания, а вместе с тем и общественных условий их жизни и проистекающих из них духовных представлений. С целью достижения самодвижения, усиления взаимодействия системы личностных, субъективных (человек) и технических (предметных) элементов производительных сил следует, видимо, полнее использовать духовные факторы производительных сил, интенсивное развитие, духовные элементы процесса труда, повышая уровень человеческой деятельности по восходящей, приближая ее к потенциальным возможностям, в частности, добиваясь воплощения знаний и деятельности в самом работающем человеке, его праксеологической деятельности, обусловленной происходящими качественными процессами развития производительных сил, социальными и культурными показателями, формирующими «духовность» как главную черту человеческой личности. — Представляя собой чрезвычайно сложное и многогранное явление, праксеологию можно охарактеризовать как науку о человеке, изучающую его сущностные силы и синтезирующую особый, только ей присущий промежуточный аспект традиционных естественных и общественных наук, изучающих человека на организационном, психическом, социальном и теологическом уровнях. Вместе с тем следует отметить, что человек как объект исследования является столь многообразным и сложным в своих свойствах и проявлениях, что служит основанием для изучения многих наук, а сама проблема человека относится к так называемым «вечным вопросам», которые интересовали и ныне интересуют многих выдающихся мыслителей. Отмечается активизация исследований по этой проблеме в настоящее время, обусловленная научно‑технической революцией и обострением человеческой проблематики, ее драматизацией, разнообразием подходов, взглядов человекознания не только как предмета теоретических размышлений, но и как практической потребности общества. Праксеология изучает в этом объекте свой аспект и свои специфические стороны, закономерности, состояния и процессы, способные приблизить нас к реальному решению проблемы человека, оказывая влияние на развитие этих наук и, вместе с тем, используя их выводы и рекомендации для своего развития и для оптимизации человеческой жизнедеятельности и жизнеспособности не только в плане «умножения вещей», но и в плане высших устремлений и целей. Идея праксеологии вытекает из концептуального подхода ученых об интеграции всех «элементов мира» в единое целое, в «единую человеческую семью». Праксеологический подход позволяет и требует рассматривать знание и практику в единстве, причем в единстве, обусловленном содержательным характером деятельности, праксеологическая направленность которой происходит при активном слиянии знаний и непосредственно самой деятельности, вызывая внутреннее духовное формирование, проектно‑конструктивный характер теоретического сознания, сориентированного к практической деятельности по формированию своеобразного «древа духа», вырастающего из соединения разнообразных и пока разобщенных течений человеческого общества, «эволюционизируя от материи к высшим формам психизма», что и должны учитывать менеджеры и бизнесмены в процессе своей деятельности. Преодоление основных трудностей, создающих проблемную ситуацию в социально‑экономическом развитии и эффективности труда и осуществимости новых эффективных основ организации общественных и индивидуальных действий, служащих развитию сущностных сил человека, его дееспособности и призводительности, целенаправленного воздействия на социальные и экономические объекты, процессы и явления, возможно при условии признания праксеологической направленности его жизни и деятельности в ее сущности и воспроизводстве в процессе формирования единой общечеловеческой культуры, техники и искусства, а также науки, религии и морали. «Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою». Построить новое общество — значит прежде всего сформировать новое сознание, воспитать высокую социальную культуру у всех граждан, человеческое творчество, свободу мысли и выражения личности, простоту образа жизни, сохранить такие ценности всеобщего достояния, как природную любовь к семье, дух дружбы и взаимопомощи, глубокого гуманизма, чувство миролюбия и гражданского общежития, а также демократические свободы. Праксеологичёский подход к исследованию жизнеобеспечения и движущих сил производства служит для выяснения содержащихся в них внутренних источников единства, целостности и развития. Он представляет собой основу развития производительной силы труда, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, являясь активным первоначалом гуманизации труда, что должно содействовать становлению личности и подлинно человеческих отношений. Необходимость этого обусловлена тем, что в условиях возросшей роли субъективного фактора, когда в построении и развитии общества участвуют миллионы людей, их сознательная проектно‑конструктивная деятельность поднимается до уровня научного познания, приобретая тем самым новое качество. Это и обусловливает необходимость развития праксеологии, выполняющей функцию непосредственной производительной силы и жизнедеятельной основы человека и общества.