Основные периоды развития семьи и функции ее членов

Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех ее членов. Внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает не только благоприятный психологический климат в семейной группе, но позволяет наладить продуктивные взаимоотношения между родителями и детьми по мере старения первых и взросления вторых.

1. Стадия формирования семьи.

Партнерские функции:

§ осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

§ создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

§ развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;

§ налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;

§ распределение времени между домом и работой;

§ выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

§ беседы между супругами о браке и будущем семьи.

2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

§ привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

§ подготовка к материнству и отцовству, освоение роли отца и матери;

§ адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

§ создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

§ забота о потребностях ребенка;

§ распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком с учетом возможностей каждого из родителей.

Функции ребенка:

§ ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;

§ появление привязанностей;

§ овладение навыками простейшего социального взаимодействия;

§ приспособление к ожиданиям других людей;

§ развитие координации движений рук и глаз;

§ нахождение удобного ритма смены покоя и действия;

§ овладение словами, короткими фразами, речью.

3. Семья с ребенком дошкольного возраста.

Функции семьи и родителей:

§ развитие интересов и потребностей ребенка;

§ преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;

§ распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

§ дальнейшее развитие открытых взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;

§ развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;

§ сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);

§ выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

§ беседы родителей о воспитании детей.

Функции ребенка:

§ преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;

§ привыкание к самостоятельности;

§ выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, личная гигиена);

§ осознанное принятие запретов со стороны родителей;

§ проявление интереса к товарищам по играм;

§ стремление быть похожим на родителей (как папа или мама).

4. Семья школьника.

Функции семьи и родителей:

§ воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;

§ поддержка увлечений ребенка;

§ дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность, доверие и искренность);

§ забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

§ сотрудничество с родителями сверстников (одноклассников) своих детей;

Функции ребенка:

§ получение навыков, необходимых для школьного образования;

§ стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

§ постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

§ включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

§ знакомство с правилами поведения и моралью группы;

§ расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четче излагать свои мысли;

§ осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

5. Семья с ребенком старшего школьного возраста.

Функции семьи и родителей:

§ передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;

§ подготовка к новому периоду жизни семьи;

§ определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

§ поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

§ воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);

§ понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.

Функции подростка:

§ положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;

§ прояснение для себя роли мужчины и женщины;

§ ощущение принадлежности к своему поколению;

§ достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

§ выбор профессии, стремление к материальной независимости;

§ подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;

§ постепенное формирование собственного мировоззрения.

6. Семья с взрослым ребенком, выходящим в мир.

Функции родителей:

§ отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;

§ внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;

§ создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;

§ забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;

§ спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;

§ создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.

Функции молодых:

§ осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;

§ создание прочных и в то же время гибких и взаимоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);

§ создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;

§ знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.

7. Семья среднего возраста.

Партнерские функции:

§ обновление супружеских отношений;

§ приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

§ творческое использование большого количества свободного времени;

§ укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

§ вхождение в роль бабушки (дедушки).

Функции взрослого ребенка:

§ заботливое, но независимое отношение к родителям;

§ поддержка их в роли пожилых людей.

8. Постаревшая семья.

Функции пожилых родителей:

§ осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;

§ изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

§ приспособление к жизни на пенсии;

§ воспитание готовности принять помощь других людей по мере уменьшения собственных сил;

§ подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

§ подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.

Функции детей пожилых родителей:

§ проявление заботы о престарелых родителях наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни;

§ помощь им, если это необходимо, материально и духовно;

§ психологическая подготовка к окончательному уходу родителей;

§ морально-психологическая подготовка своих детей к уходу бабушки (дедушки).

Литература

1.Авсиевич М. Т., Мельник Л. И. Навстречу друг другу. Минск, 1992.

2. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993.

3.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре

психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. М.,

1998.

4. Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2.

5. Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994.

6. Баздырев К. К. Единственный ребенок. М., 1983.

7. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

8. Баушева И. Л. «Черная дыра» наркомании //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1.

9.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

10.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.

11. Вроно Е.М. Внутрисемейное насилие и детские суициды // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 4.

12.Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М., 1988.

13. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984. № 1.

14. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. № 5.

15.Добрович А. Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985.

16.Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч. 1998. № 2.

17. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2.

18.Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.

19.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.

20. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

21. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.

22.Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М., 1990.

23. Кериг П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии. 1990. №1.

24. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: Фолио; СПб.: Кристалл, 1996.

25.Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

26. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.

27.Королев В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1992.

28.Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

29. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чеш. М., 1991.

30. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

31. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999.

32.Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1951.

33. Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.

34. Мастюкова Е.М. , Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М., 1989.

35.Махов Ф. С. Кого мы растим? М., 1989.

36. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6.

37. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье // Вопросы психологии. 1991. № 4.

38.Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5.

39.Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.

40. Нартова-Бочавер К.С. Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Чей я – мамин или папин? М., 1995.

41. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992.

42. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер с англ., нем. М., 1993.

43. Подросток в семье / Сост. И.Л. Наумченко, Н.Ф. Яковлев. Минск, 1980.

44. Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека. Журнал практического психолога. 1997. №1

45. Пухова Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996. № 2.

46.Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986.

47. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. М., 1987.

48. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1998-1999.

49. Самоукина Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России //Семейная психология и семейная терапия. 1998. №1.

50. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990.

51. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

52. Семья. Социально- психологические и этические проблемы: Справочник /В.И. Зацепин и др. Киев, 1990.

53.Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград, 1998.

54.Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3.

55. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991.

56. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. № 4.

57.Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3.

58.Трудные судьбы подростков: кто виноват? /Под ред. С. Н. Чихалова. М.,

1991.

59. Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996. № 4.

60.Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых

Сост. Т. Разумовская. М., 1990. С. 193.

61. Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.

62. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

63.Фромм Э. Искусство любви. Минск. 1991.

64.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

65.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.

66.Целуйко В.М. Семья и нетрадиционные религиозные культы в России // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4.

67.Целуйко В.М. Психология современной семьи. М., 2004.

68. Целуйко В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России. Волгоград, 2004.

69. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.

70. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

71.Экман П. Почему дети лгут? М., 1993.

72.Энциклопедия молодой женщины. М., 1989. С. 482.

Содержание

Предисловие.

Глава 1. От личности родителей – к личности ребенка.

Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия.

Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия.

Глава 4. Психологические проблемы «пограничных» семей.

Глава 5. Детско-родительские отношения в неполной семье.

Глава 6. Родители и дети в сводной семье.

Глава 7. Приемные дети и приемные родители.

Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье.

Глава 9. Особенности семейного воспитания.

Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.

Глава 11. Отклонения в поведении детей как следствие

педагогических ошибок родителей.

Глава 12. Подростковая преступность.

Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции

детско-родительских отношений.

Заключение.

Приложения:

1. Диагностика особенностей детско-родительских отношений и

общения в семье.

2. Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после

развода или смерти супруга.

3. Основные периоды развития семьи и функции ее членов.

Литература.

* Махов В. С. Кого мы растим? М., 1989. С. 9.

** См., например, работы Б. И. Кочубея, А. Фромма, А. И. Захарова, И.С. Кона, К. Витакера и др.

* ** См.: Кериг П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии. 1990. №1 С. 158 - 164.

* .

* Самоукина Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России //Семейная психология и семейная терапия. 1998. №1.; Целуйко В. М. Основы психологии семьи. Волгоград: Перемена, 2002; Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: «ВЛАДОС», 2003; Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: «ВЛАДОС», 2004.

* Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1951. Т. 4. С. 349.

** Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1951. Т. 4. С. 347.

*

* Фромм Э. Искусство любви. Минск. 1991. С. 28.

* Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. С. 98 - 116.

* Фромм Э. Искусство любви. Минск. 1991. С. 27.

* * Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 193.

* Экман П. Почему дети лгут? М., 1993. С. 82.

* Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990. С.63.

* Цит. по: Авсиевич М. Т., Мельник Л. И. Навстречу друг другу. Минск, 1992. С. 95 - 96.

* * Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1987. С.29-30.

* * Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. С.9.

* ** Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. С.11.

* См.: Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 90 - 95.

* Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 91-97.

* См.: Москаленко В. «Это все про мою жизнь…» //Семья и школа. 1990. № 12. С. 36 – 40; Энн У. Смит. Внуки алкоголиков. М., 1991.

* Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 96.

* Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 149-150.

* ** Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 92.

*

* * См.: Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. М., 1988; Макеев Г.А. Семья и здоровье. Волгоград, 1994; Мастюкова Е.М. , Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М., 1989.

* Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 144 - 145.

* Семья. Социально- психологические и этические проблемы: Справочник /В.И. Зацепин и др. Киев, 1990. С.225.

* См.: Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.1988; Землянская М. Решение семейных конфликтов: Психологический практикум. М., 2003; Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988; Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991; Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1983.

* Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М., 1988. С.11.

* Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. С.138.

* См.: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чеш. М.: Медицина, 1991. С. 203 -207.

* См.: Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.666.

* Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. С.125.

* См.: Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер с англ., нем.. М., 1993. С.50-51.

* См.: Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. № 4. С 104-115.

* Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С.49.

* Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 106.

* * Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С.106-108.

* См.: Добрович А. Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985; Плотниекс И. Психология в семье. М., 1991; Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

* Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986. С.139.

* См.: Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988; Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988; Помощь родителям в воспитании детей./ Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. В.А. Пилиповского, М., 1992; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999.

* См.: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С.240.

* Более подробное описание этих семей представлено в кн.: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкас В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С.238 – 252.

* Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990. С. 73.

* Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980. С. 29.

 *Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994. С. 192.

* Пухова Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996.

№ 2. С. 20 – 22.

* * Пухова Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996.

№ 2. С. 22.

*** Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом.

М., 1994. С.192.

*

* См.: Безруких М. М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991. С. 223.

* * Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. № 5. С. 19.

* Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1981.С.10-13.

* Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. С. 183 - 184.

* См.: Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В, Мухортова Е.А. Чей я – мамин или папин? М., 1995. С. 29 - 33.

* Махов Ф. С. Кого мы растим? М., 1989. С. 57.

* *Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. С. 182 - 183.

*

* Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991. С. 236 - 237.

* См.: Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 87 - 96; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 198 - 201; Юницкий В. А. Психология детской потери // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1991. № 2. С. 49 - 58.

* * Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999. С. 199.

*

* Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 88.

* См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 198 - 201.

* Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. С. 167.

* * Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996. Т. 1. С. 279.

* Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых / Сост. Т. Разумовская. М., 1990. С. 193.

* Варга А.. Мать-одиночка // Аргументы и факты. 1993. № 52. С. 9.

* * См.: Баздырев К. К. Единственный ребенок. М., 1983. С. 78 - 96.

* .

* Ги де Мопассан. Новеллы. М., 1983. С.39-41.

* * Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 55.

* ** Афанасьева Т. Семейные портреты. М., 1980. С. 38.

*

* Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 116.

* Энциклопедия молодой женщины. М., 1989. С. 482.

* * Тендряков В. Граждане Города Солнца. Повести. М., 1977. С.359.

* См.: Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994. С. 54 - 55.

* * Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. С. 27-28.

* Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. С. 184 - 185.

* ** Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994.

С. 168.

* Варга А. Мать-одиночка // Аргументы и факты. 1993. № 52. С.9.

* Ливанова А. У отца – внебрачная дочь // Час для Вас. 2003. № 35. С. 28-29.

* Богуславская О. Задушенные в объятиях // Московский комсомолец. 2004 г. 9-16 июля. С.6-7.

* Эти вопросы подробно изложены в предыдущих разделах книги.

* Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: Фолио; СПб.: Кристалл, 1996. С. 84. Издательство?

* Галкина Т. Не отрекаются любя! //Семья и школа. 1988. № 10. С.35.

* См.: Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3.

* Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч. 1998. № 2.

С.111-112.

* Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. С.136-138.

* См.: Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000; Соколова В.Н., Юзефович Г..Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990; Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ.; Общ. ред. А.С. Спиваковской. М., 1999 и др.

* См.: Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993; Вроно Е.М. Внутрисемейное насилие и детские суициды //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 4.

* * См.: Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

* См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 182 - 187; Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. С. 148 - 187.

* См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 186.

* См.: Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. 1993. № 6. С.111; Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. М, 1991. С.115.

** См.: Сафонова Т.Я., Демьяненко И.С., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: определения и индикаторы различных форм //Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993. С. 76 - 85.

*

* Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М., 1990. С. 91 - 92.

* Вроно Е. М. Внутрисемейное насилие и детские суициды //Семейная психология и семейная терапия.

1998. № 4. С. 94 - 96.

* * Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. М., 1993. С. 51.

* * Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер с англ., нем. М., 1993. С.52.

* ** Молчанова С. Ночной разговор // Газ. «Вечерний Волгоград». 2004. № 72. С.8.

*** См.: Росийская Газета. 1999. 9 апр. С. 25.

*

* См., например, работы: Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991; Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.А. Пилиповского и др. М.,1991; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987; Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1992 и др.

* * Преждевременная мама // Газ. «Труд». 2000 от 28 09.; Мама из шестого «А» // Газ. «Труд». 2004 от 12.04.

* Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 117.

* См.: Подросток в семье / Сост. И.Л. Наумченко, Н.Ф. Яковлев. Минск, 1980.

* * См.: Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Cемья и формирование личности. М., 1981. С. 40.

* См.: Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 237; Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. С 3.

* * Баушева И. Л. «Черная дыра» наркомании //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1. С. 101.

* Трунов Д. Г. Родители, дети и религиозные организации //Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 60 - 65.; Целуйко В.М. Семья и нетрадиционные религиозные культы в России // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. С.20-24; Целуйко В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2004. С.155-180.

* *Писаренко Д. С крестом, но без Христа //Аргументы и факты. 2000. № 17.

* Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) //Журнал практического психолога. 1996. № 5. С. 86 - 95; Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журнал практического психолога. 1997. №1.С. 93 - 97.

* *Вроно Е.Н. Внутрисемейное насилие и детские суициды. 1998. №4. С. 94.; Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

* Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. С. 144.

* См.: Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной и психокоррекционной работы. 1994. № 1. С. 44-52; Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999. С.251-327; Полищук Ю.Н. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. 1994. № 1. С.128-130.

* * Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 243.

* Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1999. Т. 2. С. 189.

* * См.: Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.,1993; Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989; Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988 и др.

*

* См.: Королев В. В. Клинико-социальная характеристика несовершеннолетних правонарушителей // Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1992. С.28.

* *См.: Сибиряков С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград: ВИМПСР, 1998. С. 90.

*

* Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

* Сибиряков С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград: ВИМПСР, 1998.

** Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

*

* Махов Ф. Серебряные свадьбы. Л., 1985. С. 45.

* ** Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М., 1988. С. 66.

*

* Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

* Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. М., 1998.

* * Примеры отработанных в семейной психотерапии игровых приемов, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, приводятся по книге: Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985. С.69-77.

* См.: Журнал «Завуч». 1998. № 2. С.111-122.

* О некоторых других особенностях переживания детьми и подростками горя утраты родителя или другого близкого человека речь шла в 7-ой главе книги.

Наши рекомендации