Нейрофизиологические механизмы эмоций

Многообразие представлений о нейрофизиологических механизмах эмоций. Основные этапы изучения нейрофизиологических механизмов эмоционального реагирования. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Дж. Уотсон и Р. Рейнор и др.). Безусловнорефлекторные и условно-рефлекторные эмоциональные реакции. Корковые и подкорковые механизмы эмоций. Роль второй сигнальной системы в функционировании эмоций человека. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Современные представления о мозговой организации эмоционального реагирования (Е.Д.Хомская).

Тема 11.Формы эмоционального реагирования

Сопоставление основных форм эмоционального реагирования (аффект, настроение, чувство, собственно эмоция, эмоциональный тон) по параметрам длительности и интенсивности.

Эмоциональный тон как простейшая форма эмоционального реагирования. Зависимость эмоционального тона от сенсорной модальности, интенсивности и внезапности появления раздражителя. Отличительные особенности эмоционального тона и его функции. Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона по Н. Н. Ланге.

Аффект. Стенические и астенические аффекты. Факторы появления аффективных реакций. Кумулятивный аффект. Отличительные особенности аффекта и его функции. Фазы протекания аффекта. Аффект неадекватности.

Собственно эмоция как ситуативное эмоциональное реагирование. Отличительные особенности собственно эмоций.

Чувства как эмоциональные константы. Отличительные особенности чувств и их виды.

Настроение как общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека. Доминирующие и актуальные настроения. Отличительные особенности настроений. Причины формирования фона настроения. Выраженные изменения настроений: гипертимия, дистимия, эйфория, дисфория, апатия.

Тема 12.Теории эмоций

Трехмерная теория эмоций В.Вундта. Эволюционные теории эмоций (Ч.Дарвин, психоэволюционная теория Р.Плутчика). Конфликтные теории эмоций (Дж. Дьюи, А. Пьерон, Ф. Хоудж, Т. Андреани). Физиологические теории эмоций (периферическая теория Джеймса-Ланге, биологическая теория П.К.Анохина, центральная теория Кеннона-Барда, анатомо-физиологическая теория Дж. Грея, активационная теория Линдсли, бихевиористская теория). Мотивационные теории эмоций (психоаналитическая теория, дифференциальная теория К.Э.Изарда, «гормическая» теория У. Мак-Дауголла, потребностно-информационная теория П.В.Симонова). Когнитивистские теории эмоций (теория «атрибуции возбуждения» С. Шехтера и Дж. Сингера, познавательная теория М. Арнольд — Р. Лазаруса, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, Я-теория).

Тема 13.Классификация эмоций

Характеристики эмоций как основания для их классификации: знак, модальность, произвольность, длительность, предметность, осознанность, происхождение, уровень развития, влияние на поведение и деятельность, интенсивность. Положительные, отрицательные и амбивалентные эмоции. Стеничные и астеничные эмоции. Характеристика десяти базовых модальностей эмоций по К.Изарду. Функциональная классификация эмоций В.К.Вилюнаса. Классификация эмоций Б.И.Додонова.

Тема 14.Потребности

Основные подходы к рассмотрению потребностей: потребность как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как отсутствие блага, как необходимость, как состояние. Потребности организма и личности. Стадии формирования и реализации потребности: напряжение, оценка, насыщение. Факторы реализации потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.

Тема 15.Мотивы

Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность, как предмет удовлетворения потребности, как намерение, как личностная диспозиция, как побуждение, как состояние, как формулировка, как удовлетворенность. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание, хотение. Структура мотива по Е.П.Ильину. Функции мотивов. Стадии формирования мотива.

Тема 16.Основные проблемы психологии мотивации.

Проблема мотивации в теории инстинктов (У.Макдауголл, «психогидравлическая модель» К.Лоренца, Н.Тинберген). Психоаналитическая теория мотивации. Бихевиористская теория мотивации (Э. Торндайк, Э. Толмен, К. Халл). Проблема мотивации в теории поля К.Левина. Проблемы мотивации в дифференциальных теориях (Г. Мюррей, Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон). Когнитивистские теории мотивации (теория когнитивного баланса Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория когнитивной оценки Диси). Факторные теории мотивации (Дж.Гилфорд, Р.Кеттелл). Иерархическая модель потребностей А.Маслоу. Теории внешней и внутренней мотивации.

Тема 17.Классификация потребностей и мотивов

Инстинктоподобные мотивационные диспозиции по У.МакДауголлу. Основания для классификации потребностей по Г.Мюррею. Характеристика психогенных потребностей по Г.Мюррею. Сравнительный анализ низших и высших потребностей по А.Маслоу. Последовательность проявления потребностей в онтогенезе. Характеристика невротических потребностей по К.Хорни. Основные виды социальных потребностей по Э.Фромму. Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин, И.А.Фурманов).

Тема 18.Эмоциогенные ситуации

Факторы возникновения эмоциогенных ситуаций. Недостаточность приспособительных возможностей: новизна, необычность, внезапность. Избыточная мотивация перед действием, после действия, в социальном поведении, при фрустрации, при конфликтах.

Тема 19.Мотивация и эффективность деятельности

Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции: похвала и порицание, материальное вознаграждение, соревнование, присутствие других людей, успех и неудача, привлекательность объекта потребности, привлекательность содержания деятельности, наличие перспективы и конкретной цели, функциональные состояния и др.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Вайнштейн Л.А. Психология восприятия.– Мн., 2005.

2. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология: учебное пособие.– Мн., 2005.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций). – МГУ, 1988.

4. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб., 2001

5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. –М., 2000.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2001.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

8. Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учебное пособие.– Мн., 2003.

9. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учебное пособие.– Мн., 2004.

10. Маклаков А.Г. Общая психология.– СПб., 2001.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

12. Психология эмоций. Тексты/ Под. ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1984.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –М., 2001.

14. Сперлинг А. П. Психология. – Минск, 2002.

15. Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 1996.

16. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – МГУ, 1975.

17. Хрестоматия по вниманию .– М., 1976.

18. Хрестоматия по психологии. Психология памяти. – МГУ, 1979.

19. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – МГУ, 1981.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. – Л., 1968.

2. Ананьев Б.Г.Проблемы современного человекознания. – М., 1977.

3. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование.– СПб.: Питер. Серия “Мастера психологии”, 2001.- 688с.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

5. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышления и общение. – Самара, 2000.

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.– СПб., 1999.

7. Величковский Б.М. Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – МГУ, 1973.

8. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т.,– Л., 1974.

9. Восприятие и деятельность. – М., 1976.

10. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6 т., Т. 1. – М., 1982.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т., т. 2.– М., 1982.

12. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственного действия. Сб. “Психологическая наука в СССО”, Т. 1. –М., 1959.

13. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. –М., 1974.

14. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Изд. 2-е, стереот. – М., 1996.

15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

16. Грегори Р.Л. Разумный глаз. – М., 1972.

17. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. – М., 1977.

18. Залевская А.А. Введение в психолингвистику.– М., 1999.

19. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. –М., 1967.

20. Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М., 1971.

21. Клацки Р. Память человека (структура и процессы). – М., 1978.

22. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.– М., 1999.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

24. Линдслей П., Норман Д. Переработка информации у человека. – М., 1974.

25. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учеб.-метод. пос. – М., 1987.

26. Найсер У. Познание и реальность. –М., 1981.

27. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров.- м.: ИНФРА- М, 1997.

28. Психологические тесты/ Под ред. А.А.Карелина: В 2 т.– М., 1999.

29. Способности и склонности. Комплексные исследования. – М., 1989.

30. Фресс П., Пиаже Ж Экспериментальная психология. – Вып. 1 и 2, М., 1966; вып.4, М., 1973; вып. 5, М., 1975; вып. 6, М., 1978.

31. Хайндт Р. Поведение животных. – М., 1975.

32. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2001.

33. Хомский Н. Язык и мышление.– М., 1972.

Наши рекомендации