Игра и другие виды деятельности
Общая характеристика игровой деятельности. Игровые отношения детей. Реальные отношения детей в ситуации игры. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка. Влияние игры на развитие функций речи. Игрушка как средство психического развития ребенка.
Изобразительная деятельность. Развитие графических образов. Образование графических шаблонов. Использование цвета. Динамика развития содержания детского рисунка.
Индивидуальные различия в дошкольном возрасте.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основное условие психического развития младших школьников. Место школьника в семье. Учитель и одноклассники.
Шестилетние дети в условиях школы. Деятельность в младшем школьном возрасте. Изменение объективных условий (социальной ситуации) психического развития с приходом ребенка в школу.
Особенности общения
Общение с родителями и другими взрослыми. Влияние стиля работы учителя на развитие общения детей.
Общение и речь в школе.
Социальная жизнь младшего школьника. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Влияние стиля общения учителя на общение детей. Роль классного воспитателя в формировании у младших школьников общественной позиции. Общение мальчиков и девочек в классе.
Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы.
Особенности общения со сверстниками.
Умственное развитие
Особенности формирования интеллектуальных процессов в условиях решения учебных и практических задач. Содержание обучения как источник умственного развития в школьном возрасте.
Возрастные особенности и возможности усвоения знаний. Проблема интеллектуализации психических процессов: развитие восприятия и наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности воображения и внимания.
Личность ребенка младшего школьного возраста
Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания. Имя.
Внешний образ. Лицо. Тело. Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Половая идентификация. Психологическое время детской личности в младшем школьном возрасте. Социальное пространство в самосознании ребенка младшего школьного возраста. Развитие чувств. Особенности воли. Формирование социальной активности младшего школьника. Значение формирования основ экологического сознания. Психология формирования национального и интернационального самосознания.
Особенности развития личности в условиях психической депри-вации.
Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности,
Определяющий психическое развитие младших школьников
Готовность к школе. Общая характеристика учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и правил поведения. Осознание прав и обязанностей школьника.
Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля общения на формирование отношения к школе, сверстникам, учителю. Проблема оценки.
Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника.
Игра и учение в младшем школьном возрасте.
Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника.
Раздел III. ОТРОЧЕСТВО
Достижения возраста: сензитивность к социальным явлениям; рефлексия на себя и других; потребность к идентификации со сверстниками и кумиром; потребность в обособлении.