Прогрессивные матрицы равена
Методика "Шкала прогрессивных матриц" была разработана в 1936 году Джоном Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Тест прогрессивные матрицы Равена (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления). Автору методики удалось создать тест, который был бы теоретически обоснован, однозначно интерпретируем, и оценка которого минимально зависела бы от различий в образовании, происхождении и в жизненном опыте людей. Имеется взрослый и детский вариант тестов Равена. Приведенный здесь вариант теста ПМР предназначен для обследования взрослых (возрастной диапазон от 14 до 65 лет).Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
Всерии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В- построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С- построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D- построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Еоснована на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Сферы применения теста ПМР.
1. Научные исследования, направленные на оценку умственных способностей испытуемых из разных этнических и культурных групп, на изучение генетических, воспитательных и образовательных причин интеллектуальных различий.
2. Профессиональная деятельность, где данный тест может оказать помощь в обнаружении наиболее эффективных администраторов, бизнесменов, предпринимателей, управляющих, кураторов и организаторов.
3. Образование и учебные занятия, для прогнозирования будущих успехов детей и взрослых, независимо от их социального и этнического происхождения.
4. В клинике, для оценки и выявления нейропсихологических поражений, а также для контроля результатов, полученных при применении разнородных измерений интеллектуальной способности.
Методические указания к проведению теста
Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".
После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»
Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.
БЛАНК
ФИО (№)
№ задания | А | В | С | D | Е |
КЛЮЧ
1-я серия A | ||||||||||||
2-я серия B | ||||||||||||
3-я серия C | ||||||||||||
4-я серия D | ||||||||||||
5-я серия E |
Подсчет и обработка результатов теста.Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результаты. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).
Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста.
В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
1) на основании процентной шкалы (см. табл.4.1);
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 4.2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 4.3.)
Таблица 4.1.
Процентная шкала степени развития интеллекта
Проценты | Степень |
95 и выше | I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы |
75-95 | 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы |
25-74 | 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы |
5-24 | 4 степень: интеллект ниже среднего. |
5 и менее | 5 степень: дефектная интеллектуальная способность |
Таблица 4.2.
Перевод полученных результатов в IQ
К-во бал-лов | Возраст в годах | ||||||||||||
8,5 | 9,5 | 10,5 | 11,5 | 12,5 | 13,5 | 16-30 | |||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
96 | |||||||||||||
91 | |||||||||||||
99 | |||||||||||||
14! | |||||||||||||
Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
IQ для 16-30 х100%_________
%, определяющийся по таблице:
Возраст | 16-30 | 35 | 45 | 50 | 60 | ||
% | 82 |
Таблица 4.3.
Шкала умственных способностей
Показатели IQ | Уровень развития интеллекта |
Свыше 140 | очень высокий, выдающийся интеллект |
Более 120 | высокий, незаурядный интеллект |
110-120 | незаурядный, хороший интеллект |
100-110 | нормальный, выше среднего интеллект |
90-100 | средний интеллект |
80-90 | слабый, ниже среднего интеллект |
70-80 | небольшая степень слабоумия |
50-70 | дебильное слабоумие |
20-50 | имбецильность, средняя степень слабоумия |
0-20 | идиотия, самая большая степень слабоумия |
Результат выполнения матриц Равена
Коэффициент интеллекта
IQ=106
У Вас средний уровень интеллекта
Шкала степени развития интеллекта
78% - 2 степень интеллекта
Незаурядный интеллект для Вашей возрастной грyппы
Показатели шкал
Шкала A - принцип взаимосвязи в структуре матриц: 92%
Зависит от уровня внимaтельноcти, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия
Шкала В - аналогия между парами фигур: 100%
Способность к линейной дифференциации и суждениям (умозаключениям) на основе линeйныx взаимосвязей
Шкала С - принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц: 83%
Способность к динамической наблюдательности и прослеживании непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять
Шкала D - принцип перегруппировки фигур: 75%
Зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности используемых изменений
Шкала E - принцип разложения фигур на элeмeнты: 42%
Способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинeтическиx, динамических рядов. Bыcшaя форма абстракции и динамического синтеза
Тест Амхауера
Тести интеллекта и одновременно профориентационный тест Амтхауэра может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 30-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов.
В отечественной практической психологии профконсультация с помощью TSI осуществляется при достаточной подготовленности психолога на основе опыта работы в определенном регионе страны - в силу имеющихся различий в традициях и культуре. Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров. Затем включается секундомер: 1-й субтест - 6 мин.; 2-й субтест - 6 мин; 3-й субтест - 7 мин; 4-й субтест - 8 мин.; 5-й субтест - 3 мин. на запоминание и 6 минут на воспроизведение; 6-й субтест - 10 мин.; 7-й субтест - 7 мин.; 8-й субтест - 9 мин.; 9-й субтест - 10 мин.