Диагностический опросник социально-психологического климата группы
Просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов, связанных с вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь.
Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте знак «×» против того ответа, который соответствует вашему мнению.
Заполняйте анкету самостоятельно.
1. Нравится ли вам ваша работа?
Очень нравится.
Пожалуй, нравится. Работа мне безразлична. Пожалуй, не нравится. Очень не нравится.
2. Хотели бы вы перейти на другую работу?
Да.
Нет. Не знаю.
3. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале
степень развития перечисленных ниже качеств у
вашего непосредственного руководителя: 5 — ка
чество развито очень сильно, 1 — качество совсем
не развито.
4. Кто из членов вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну или две фамилии:
5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на свое нынешнее место работы?
Да. Нет. Не знаю.
6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведен
ных ниже утверждений вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди | |
В нашем коллективе есть всякие люди | |
Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные |
7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно | |
Скорее нет, чем да | |
Не знаю, не задумывался над этим | |
Да, конечно |
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
8. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а 9 — коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку вы поместили бы свой коллектив?
12. Какая атмосфера преобладает обычно в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9 — наоборот, атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения. В какую из клеток вы поместили бы свой коллектив?
9. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива?
Да | Пожалуй, да | Не знаю, не задумывался над этим | Пожалуй, нет | Нет | |
Деловых качеств большинства членов коллектива | |||||
Личных качеств большинства членов коллектива |
10. Если бы у вас возникла возможность прове
сти отпуск вместе с членами вашего коллектива,
то как бы вы к этому отнеслись?
Это бы меня вполне устроило.
Не знаю, не задумывался над этим.
Это бы меня совершенно не устроило.
11. Могли бы вы с достаточной уверенностью
сказать о большинстве членов вашего коллекти
ва, с кем они охотно общаются по деловым вопро
сам?
Нет, не мог бы.
Не могу сказать, не задумывался над этим.
Да, мог бы.
13. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию
или долго не работали по какой-либо причине,
стремились бы вы встречаться с членами вашего
коллектива, отмечать с ними праздники?
Да, конечно. Скорее да, чем нет. Затрудняюсь ответить. Скорее нет, чем да. Нет, конечно.
14. Укажите, пожалуйста, в какой степени вы удо
влетворены различными условиями вашей работы?
Условия | Полностью удов-летво-рен | Пожалуй, удов-летво-рен | Трудно сказать | Пожалуй не удов-летво-рен | Полностью не удов-летво-рен |
Состояние оборудования | |||||
Равномерность обеспечения работой | |||||
Размер заработной платы | |||||
Санитарно-гигиенические условия | |||||
Отношения с непосредственным руководителем | |||||
Возможность повышения квалификации | |||||
Разнообразие работы |
Глава 1. Методики изучения
Отношений
15. Насколько хорошо, по вашему мнению, орга
низована ваша работа?
По-моему, наша работа организована очень хорошо.
В общем неплохо, хотя есть возможность улучшения.
Трудно сказать.
Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую.
По-моему, работа организована очень плохо.
16. Как вы считаете, влияет ли ваш руководи
тель на дела коллектива?
Безусловно, да. Пожалуй, да. Трудно сказать. Пожалуй, нет. Безусловно, нет.
В заключение сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
17. Ваш пол: М, Ж
18. Возраст __(лет).
19. Образование. Незаконченное среднее. Среднее.
Среднее специальное. Незаконченное высшее. Высшее.
20. Стаж работы в данном коллективе: лет.
21. Ваша профессия.
22. Ваша среднемесячная зарплата с учетом
всех премиальных выплат: __рублей
23. Ваше семейное положение.
Холост (не замужем).
Женат (замужем).
Разведен (а).
Вдовец (вдова).
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ
КАК ОДНОГО ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА
Под социально-психологическим климатом(СПК) обычно понимают общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе.
СПК формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающей его на работе обстановке (к людям, условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям и пр.), т. е. на основе личного восприятия и оценок, взаимного обмена мнениями. СПК представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим условиям и обстоятельствам работы. Каждым человеком СПК переживается индивидуально в виде удовлетворенности или привлекательности работы в данном коллективе, на данном рабочем месте, в данных условиях.
К числу наиболее важных критериев оценки СПК следует отнести удовлетворенность или привлекательность работы в коллективе и степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива.
Оценка СПК необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния на решение производственных задач, стоящих перед коллективом и т. д.
Изучение СПК может осуществляться методами: анкетирования, наблюдения, интервью, социометрии, естественного эксперимента.
Изучение СПК методом анкетирования состоит из 2 частей. В первой оцениваются реально существующие условия и обстоятельства работы. Во второй производится оценка тех же, что и в первой части, условий и обстоятельств работы, но с точки зрения пожеланий (потребностей, притязаний) отвечающего. Соотношение этих 2 оценок и является
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
показателем субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе.
Опрос можно проводить как групповым, так и индивидуальным способом. Желательно охватить опросом всех членов коллектива, но не менее 73—80 %. Только в этом случае мы можем говорить о СПК коллектива, а не группы людей (малые группы оцениваются по другим параметрам).
Для прогноза текучести кадров в коллективе опрос проводят индивидуально. Первый раз — при поступлении человека на работу, а второй — спустя 2—3 месяца. Верность прогноза значительно возрастет, если при этом субъективную оценку сравнивают с оценкой коллектива.
Испытуемым раздаются опросники и ответные листы.
ПРОТОКОЛ
Цех, отдел
Участок, лаборатория _______________________
Специальность _________________ Разряд ______
Пол: мужской — женский (нужное подчеркнуть)
Возраст (полных лет) ________________________
Образование _______________________________
Среднемесячная зарплата с учетом всех пре
миальных _________________
Стаж работы: на этом участке / отделе в этой
должности ___________________________________
ОТВЕТНЫЙ ЛИСТ 1 часть
№ | Балл | № | Балл | № | Балл | № | Балл | Сумма | Средняя |
по строке | |||||||||
Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений
2 часть | |||||||||
№ | Балл | № | Балл | № | Балл | № | Балл | Сумма | Средняя |
по строке | |||||||||
Какова вероятность того, что при случае вы уйдете с этого места работы? Обведите кружком нужную цифру:
1 0,9 0,8 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
Обработка результатов:для удобства обработки все изучаемые потребности сведены в 14 шкал и даны в ответном листе построчно:
1) потребность в творческой и интересной работе;
2) потребность в благоприятных условиях труда;
3) потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе;
4) 5) 6) 7) 8) 9) |
потребность в признании, в личном авторитете; потребность в собственном развитии; потребность в личном материальном и социальном обеспечении;
потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе; потребность в индивидуальном развитии всех членах коллектива;
потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива;
10) потребность в хорошей организации труда;
11) потребность в производственных успехах всего коллектива;
Часть 3. Общение, лидерство,
Межличностные отношения
12) утилитарная потребность;
13) потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».
1. Найти средние арифметические значения по каждой шкале отдельно в первой и второй части задания.
2. Определить степень субъективной привлекательности работы для человека в данном коллективе путем нахождения разности средних арифметических значений шкал между первой и второй частями (М1–М2). Здесь важное значение имеют величина разницы и знак: отрицательные значения интерпретируются как неудовлетворенность тем или иным аспектом работы; положительные — как привлекательность данного аспекта для человека.
3. Вычислить интегральный показатель СПК, которым является средняя арифметическая шкальных средних в коллективе. Мера рассеивания шкальных средних оценок в индивидуальных ответах может служить дополнительным показателем уровня развития СПК и интерпретируется как косвенный показатель сплоченности единства мнений в коллективе.
Конечно, приведенные шкалы не отражают всех особенностей производства, влияющих на СПК, но возможна замена шкал в зависимости от целей исследования. Важно, что такой подход позволяет достаточно точно определить, чем именно не удовлетворен человек, в каком направлении надо действовать для улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Глава 2.