Методы развития творческого воображения

Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения разработана Г.Альтшуллером и П.Амнуэлем [43][44][45][46], и представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов.

Назовем основные из них:

  1. Использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения. Методика работы с НФЛ. Прогностические функции научно-фантастической литературы [47][48][49].
  2. Оператор РВС (параметрический оператор)[50].
  3. Метод моделирования "маленькими человечками" (ММЧ)[51][52].
  4. Фантограммы.
  5. Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей)[53].
  6. Ступенчатое конструирование.
  7. Метод ассоциаций .
  8. Метод тенденций .
  9. Метод скрытых свойств объекта .
  10. Взгляд со стороны .
  11. Изменение системы ценностей .
  12. Ситуационные задания .
  13. Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей) .
  14. Шкала оценки НФ-идей "Фантазия-2".
  15. Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

Подробнее с методами развития творческого воображения можно ознакомиться у казанной литературе [81], а также полезно посмотреть работы указаныые в [54][55][56][57].

Теория развития творческой личности

Теория развития творческой личности включает качества творческой личности, основные концепции ее развития, жизненная стратегия развития творческой личности (ЖСТЛ-3), деловая игра: «внешние обстоятельства творческая личность», идеальная творческая стратегия (концепция «максимального движения вверх»), задачник по курсу ТРТЛ, сводная картотека к ЖСТЛ-3 [82][83][84][58][59][60][61][62][63][64][65][66][67][68][69][70]. Авторы теории развития творческой личности (ТРТЛ) — Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин.

Теория развития творческих коллективов

Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусманом и Л. Капланом [85]. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их развития, механизмы торможения и развития коллективов, принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

Использование ТРИЗ

При прогнозировании развития техники, поиске и выборе задач и оценке полученного решения используются система законов развития техники и система стандартов на решение изобретательских задач, вепольный анализ.

Для развития творческого воображения могут использоваться все элементы ТРИЗ, но основной упор делается на методы развития творческого воображения.

Решение изобретательских задач осуществляется с помощью законов развития технических систем, информационного фонда, вепольного анализа, АРИЗ и, частично, с помощью методов развития творческого воображения.

Блок-схему ТРИЗ для функции решения задач приведена на рис. 2.

С помощью ТРИЗ решаются известные и неизвестные типы задач. Под стандартным (известным) для ТРИЗ типом задач понимается задача с известным типом противоречия, а нестандартным (неизвестным) — задачи с неизвестным типом противоречия.

Известные (стандартные) типы изобретательских задач решаются с использованием информационного фонда, а неизвестные (нестандартные) — применением АРИЗ. По мере накопления опыта решения класс известных типов задач пополняется и структурируется.

Методы развития творческого воображения - student2.ru

Рис. 3. Классификация задач (стандартные и нестандартные)

Классификация задач, прежде всего, осуществляется с помощью вепольного анализа. Это своего рода призма (рис. 3), с помощью которой мы разлагаем задачу на известные (стандартные) задачи. Для каждого класса стандартных задач имеются свои соответствующие стандартные решения. Стандартное решение приспособляется под конкретные условия. Для классификации и выявления задач могут использоваться и другие элементы ТИРЗ, например, основная линия решения задач — выявление причинно-следственных связей.

Таким образом, использование информационного фонда и, прежде всего, системы стандартов на решение изобретательских задач без использования АРИЗ разрешить противоречия, имеющиеся в задаче и получить решения высокого уровня. Это своего рода стандартные пути решения задач, направленным способом, без перебора вариантов, который характерен для метода проб и ошибок.

Для выявления существующих и прогнозирования будущих аварийных ситуаций и нежелательных явлений в ТРИЗ используется «диверсионный анализ».


Разработаны компьютерные программы, основанные на ТРИЗ, обеспечивающих интеллектуальную помощь инженерам и изобретателям при решении технических задач, а также выявлению и прогнозированию аварийных ситуаций и нежелательных явлений.

Использование различных элементов ТРИЗ для конкретных функций показано в таблице 1: «Функции и структура ТРИЗ».

Таблица 1. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ТРИЗ

Методы развития творческого воображения - student2.ru

Наши рекомендации