Психологические закономерности управленческой деятельности.
К числу основных закономерностей относятся следующие:
1. Закон неопределенности отклика. Иногда используется другое его название – закон восприятия людьми внешних воздействий вследствие различия их психологических структур. Этот закон устанавливает, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это приводит к непониманию потребностей, ожиданий, особенностей восприятия индивида в той или иной конкретной деловой ситуации. Как результат используются модели взаимодействия, неадекватные ни особенностям психологических структур вообще, ни психологическому состоянию каждого из партнеров по взаимодействию в конкретный момент в частности.
2. Закон неадекватности отображения человека человекомзаключается в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно данного человека. Этот закон учитывает непрерывную изменчивость природы и сущности человека в соответствии с возрастной асинхронности. Любой, даже взрослый человек определенного календарного возраста в разные моменты жизни может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, мотивационно-волевого решения.
3. Кроме того, осознанно или интуитивно человек пытается защититься от попыток понять его особенности для избежания опасности попасть под влияние человека, склонного к манипулированию людьми. В результате, пользуясь различными психологическими защитными приемами, человек демонстрирует себя людям таким, каким он хотел бы, чтобы его видели другие.
4. Познанию реального психологического портрета личности способствуют принцип универсальной талантливости. Нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом.
5. Принцип развития. Способности развиваются в результате изменения условий жизни личности и её интеллектуально-психологических тренировок.
6. Принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной.
7. Закон неадекватности самооценки учитывает, что психика человека представляет собой органичное единство двух составляющих: осознанного (логическо-мыслительного) и неосознанного (эмоционально-чувственного, интуитивного), составляя как бы надводную (видимую) и подводную (скрытую) части айсберга.
8. Закон расщепления смысла управленческой информации учитывает объективную тенденцию к изменению смысла директивной и иной информации в процесс ее движения по иерархической лестнице управления. Это объясняется как иносказательными возможностями используемого «канцелярского» языка информации, что ведет к возникновению различий в ее толковании, так и различиями в образовании, интеллектуальном развитии, психическом состоянии участников передачи и анализа информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально протяженности (числу участников) информационного канала.
9. Закон самосохранения утверждает, что ведущим мотивом социального поведения личности в управленческой деятельности является сохранение её личного социального статуса, ее личной состоятельности, чувства собственного достоинства.
10.Закон компенсации гласит, что при высоком уровне стимуляции к труду и высоких требованиях организационного окружения к человеку, нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Такой компенсаторный механизм зачастую функционирует бессознательно, человек приобретает свой личный опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что при достаточно высоком уровне сложности управленческой деятельности этот закон практически не применим.