Глава 11. психолого-педагогические задачи

И СИТУАЦИИ: ПРАКТИКУМ

Во всем мире значимые направления и стратегические ориентиры в развитии таких сфер, как образование и воспитание, определяют не только психологи и педагоги, но и экономисты, и политики, и юристы, и инженеры, и многие другие специалисты, заканчивающие высшие учебные заведения. Задача данной главы – помочь вам, будущим инженерам, активнее замечать, каким образом психическая реальность – реальность субъективная, неявная, постигаемая процессуально – проявляется у разных людей. Это позволит вам накопить определенный опыт представлений, проблемных вопросов, что, несомненно, будет способствовать сознательному усвоению общих теоретических идей и понятий.

1. Задачи* на выбор способа поведения в ситуации.[1]

1.1 Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать.

· Как вы будете действовать и что предложите товарищу?

1.2 Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.

· Что вы испытываете?

· Как вы поступите в такой ситуации?

2. Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения.

2.1 Артем сильно отставал по «сопромату». За столом впереди него сидела Таня — круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одногруппниц она казалась тихой и скромной. К концу семестра, перед сессией, Артем запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать «сопромат» хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Артему по-настоящему нравится. На экзаменационном тестировании он воспользовался помощью Тани, которая полностью решила его задания. Артем набрал максимальное число баллов.

· Может ли существовать добро без зла?

· Почему так важна мотивировка поступка?

· Как вы думаете, если бы об этом узнал преподаватель, что бы он сделал?

2.2 К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это вре глава 11. психолого-педагогические задачи - student2.ru глава 11. психолого-педагогические задачи - student2.ru мя вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но, прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.

· Как вы поступите?

· Что ответите маме и как обойдетесь с другом?

3. Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды».

3.1 Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно.

· Как вы поступите?

3.2 В вашей группе есть очень несимпатичный парень, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о своих состоятельных родителях, о «крутых» автомобилях и гаджетах. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имяВасилия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет, — у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг.

· Как вы поступите, что скажете или каким-либо иным способом отреагируете/не отреагируете?

· Трудно ли вам решится на эти шаги?

3.3 У вас по соседству живет девочка-подросток. Вы понимаете, что Катя страдает от того, что ее рост в 15 лет составляет 187 см. Она выше всех в классе. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске для нее – страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать: пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?» - когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри, какая у тебя фигура симпатичная!». А тут еще Пашка нравится, а он на голову ниже ее. Стоя перед вами и разговаривая, Катя горевала:

- Ах, эти ужасные руки; они ниже колен! Ну, разве у нормального человека бывают такие руки? И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?

· Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?

· Как бы могли помочь Кате в решении ее проблем?

· Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

4.Задачи на ситуациюугрызения совести от поступка.

4.1 - Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться,— попросила мама.

- Пока, мамочка, приду в шесть. – И дочь выскочила на улицу.

Дальше Таня вспоминает: «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в институте. На остановке вошла и встала как раз рядом снами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

- Девушки, — говорит кто-то нам, - вы бы уступили место женщине с сумками.

- Вот еще!—резко ответили мы.

- Да, молодежь пошла...

- Ну, завели...

Мы так увлеклись разговором с Мариной... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

- Пожалуйста, милости просим. — Дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...»

· Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе?

· Что может подумать соседка о семье Тани?

· Что значит быть воспитанным человеком?

· Предложите свой сценарий развития данной ситуации. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

5. Задачи на ситуации пренебрежения и неуважения других.

5.1 Саша перевелся к вам в группу из другого вуза. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще стал находиться в одиночестве. На это обстоятельство преподаватели почти не обратили внимания. Но вот однажды на физике после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил преподавателя, время подготовки к сессии — на вес золота, и, возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, не желая смягчить отказ, он продолжил:

- Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, преподаватель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону группы, — это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...

· Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации?

· Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и преподавателем просматривается в данной ситуации?

· Что можно сказать о самооценке Саши?

5.2 В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости, наконец, заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

· Дайте оценку поведению юноши.

· Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?

· Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека?

· Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?

6. Задачи на ситуацию выбора наиболее приемлемого варианта действий.

6.1 Раздается телефонный звонок, и выясняется, что это человек, с которым вы не хотите говорить. Как вы поступите?

6.2 Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы поступите?

· Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля.

· Откажетесь сразу от затеи похода в театр.

· Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.

6.3 Вы поступили на работу с окладом 15 тысяч рублей в месяц. Ваш работодатель через два месяца решает, что он будет платить вам лишь 10 тысяч рублей. Ваши действия.

7.Задача на ситуацию доверия—лжи.

7.1 Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой.

Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.

В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.

· В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?

· Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?

· Как бы вы распорядились такой информацией?

8.Задача наразвитие самостоятельности и ответственности за свои поступки.

8.1 - Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.

Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.

- Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.

· Каким образом вы интерпретируйте данную ситуацию?

· Обоснуйте позицию отца.

· Какова роль примера родителей в формировании ответственности за свои поступки у ребенка?

9.Задача на развитие самовыражения.

9.1 Настя – девушка спокойная, скромная и тихая. О таких говорят – мухи не обидит. Максим и Олег – ее однокурсники – весельчаки, балагуры, острословы, ребята неспокойные, шумные и задиристые. Как-то в перерыве в буфете парни стали шутить, подтрунивать над Настей. Сначала шутки были безобидные, но со временем становились все ехиднее, грубее, циничнее. От такого «внимания» Настя смутилась – по лицу было видно, как она переживает. От этого парни становились еще наглее, азартнее.

И тут вмешалась одна из девушек из Настиной группы, знавшая и искренне уважавшая ее:

– Вы чего это набросились на девушку?! Если она молчит, так вы себе можете позволять бестактность? Где ваша интеллигентность, будущие инженеры?

–А мы так самовыражаемся, — заявил Олег.

· О чем говорит вам данная ситуация?

· Как соотносятся в человеке образованность и воспитанность?

· Как вы понимаете интеллигентность человека? Зависит ли она от уровня образования?

10. Задачи на развитие трудовой мотивации.

10.1 Постройте схему/таблицу вознаграждений на конкретном предприятии (по выбору) по алгоритму:

· широко распространенные вознаграждения (премии, устная благодарность…);

· хорошо видимые (табличка с именем, место для парковки…);

· поддержка руководителем своих сотрудников (вознаграждения в интересах семьи сотрудника, «обед с президентом»…);

· нетипичные вознаграждения (дополнительное время отдыха, более раннее начало отпуска, подписка на дорогостоящую периодику,…).

10.2 Постройте схему/таблицу, в которой отразите основные факторы, повышающие и понижающие мотивацию персонала.

10.3 Постройте комплексную систему мотивации труда на предприятии (КСМТ). Предприятие - по выбору.

10.4 Представьте SWOT-анализ системы мотивации персонала предприятия, на котором вы проходили практику (или иное по вашему выбору). Дополните предлагаемый образец своими аргументами.

Сильные стороны · Большой пакет компенсационных выплат; · … Возможности · Возможность мотивирования персонала; · …
Слабые стороны · Износ оборудования; · … Угрозы · Угроза сокращения; · …

10.5 Предложите аргументы «за» и «против» к дискуссии на тему «Высокая зарплата мотивирует?».

Сопоставьте и согласуйте позиции студентов группы по предлагаемой теме и сформулируйте представление о многообразии аспектов видения мотивации и стимулирования персонала современной организации.

11. Задачи на профессиональное самосовершенствование.

11.1 Представьте в виде схемы/таблицы содержание и способы оценки эффективности обучения персонала по алгоритму:

· степень удовлетворенности (полезность); методы –анкетирования / интервьюирования, …. ;

· степень усвоения материала (изменение знаний, ….); методы – контрольные упражнения, задания, … ;

· динамика изменений трудового поведения (применение на практике, …); методы – наблюдение тренера, … ;

· динамика результатов деятельности (изменение индивидуальной результативности,…); методы – оценка индивидуальных результатов, …. .

11.2 Представьте свой план по профессиональному самосовершенствованию, руководствуясь изложенными далее рекомендациями.

· Обозначьте то, что хотели бы достичь.

· Оцените свои возможности.

· Соберите информацию и спрогнозируйте реакцию окружающих.

· Определите пути самосовершенствования.

· Установите сотрудничество с руководством.

· Поставьте цели по критериям SMART.

· Разработайте личный план действий и следуйте ему.

· Умения доведите (сознательную компетентность) до привычки (бессознательной компетентности).

· Информируйте об успехах.

11.3. Проанализируйте стадии формирования профессиональной компетентности на предприятии, соответствующей направлению вашей подготовки. Алгоритм представлен далее.

Бессознательная некомпетентность · ……… · ……… Сознательная некомпетентность · ……….. · ………..
Сознательная компетентность · ……… · …….. Бессознательная компетентность · ………… · …………

11.4 Анализ конкретных ситуаций на тему «Обучение и развитие персонала».

Сопоставьте и согласуйте позиции студентов по теме обучения и развития персонала как важнейшей функции руководителя. представьте и обоснуйте свое мнение.

12. Задание на профессионально-личностную рефлексию.

Несомненно, профессии могут описываться для разных целей: для построения системы профессионального образования, для решения вопросов о возможностях передачи некоторых функций человека техническим средствам, для рекламы профессии. В данном случае речь идет об описании психологических качеств личности инженера в интересах вашего личного и профессионального роста, эффективной ориентации в жизненной ситуациях.

Инструкция. Составьте и обсудите психологическую характеристику типичного успешного представителя вашей профессии, специальности. Постарайтесь при этом находиться как бы в роли эксперта, ранжируя личные психологические качества, выделив необходимые, желательные и нейтральные.

Описание профессии

1. Предмет труда представителя этой профессии:

· конечный продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что);

· особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий;

· особенности познавательной деятельности и перечень гностических (исследовательских) действий.

2. Перечень и особенности знаний, элементов опыта, умений и навыков (концептуальных, навыков межличностного общения, административных) успешных представителей этой профессии.

3. Особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, поведение, выразительные движения, внешний облик).

4. Особенности и качества когнитивных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление — их виды и свойства).

5. Особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.

6. Особенности отношений личности (к окружающим людям, к деятельности, к вещам, к самому себе).

7. Особенности направленности личности, системы мотивов (ценностные ориентации как профессиональные, так и общечеловеческие).

8. Особенности и конкретные проявления креативности в поведении, манере одеваться, когнитивных процессах, в межличностном общении.

9. Особенности эмоционально-волевой саморегуляции.

10. Противопоказания (физиологические, социально-психологические, интеллектуальные) к выбору данной профессии.

Возможно, что вашего личного опыта недостаточно для выполнения данного задания. Предложите гипотетическую модель такой характеристики на основе анализа научной литературы по данной проблеме. В любом случае такой мысленный продукт будет полезен как один из психических регуляторов вашего профессионального жизненного пути, как своего рода «мысленный маяк», продуктивный профессиональный образ-Я. Особенно важно помнить, что профессия не только «требует» определенных личных качеств, но и развивает их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ показывает, что психолого-педагогическая компетентность личности – это реально существующий феномен, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности. В контексте акмеологии разработана общая концепция развития профессионала, в которой психологическая компетентность специалиста рассматривается как подструктура профессиональной деятельности. В данном случае изучение в «непсихологических» вузах всеми студентами дисциплины «Психология и педагогика» приобретает дополнительную нагрузку: происходит формирование мировоззренческих компонентов сознания будущих специалистов, реализация профессионально ориентированных функций в подготовке специалистов непсихологического профиля, а также диагностика и развитие реального уровня психологической компетенции.

Психолого-педагогическая компетенция включает в себя как образованность, так и основные параметры развития личности. Причем индивидуальная психологическая компетенция не может рассматриваться вне контекста той общечеловеческой культуры, в которой человек вырос и живет. Итак, психолого-педагогическая компетентностьспециалиста может быть рассмотрена как интегральная характеристика, основу которой составляют:

· знание психологических и педагогических закономерностей профессионального общения с коллегами, руководителями, клиентами;

· эффективное взаимодействие с окружающими в системе межличностных отношений;

· знание психологических механизмов регуляции совместной деятельности;

· умение ориентироваться в социальных ситуациях и адекватно определять личностные особенности, эмоциональное состояние коллег, руководителей, клиентов;

· навыки собственной эмоциональной саморегуляции;

· применение конструктивных стратегий и тактик поведения в конфликтах;

· применение навыков рефлексии, эмпатии и антиципирования в общении;

· творческий, оригинальный подход к профессиональной деятельности;

· стремление к саморазвитию, самопознанию и реальной самооценке.

Как уже было отмечено, психологическая и педагогическая компетентность специалиста (сотрудника и руководителя) предполагает его готовность и способность к диагностике и преодолению затруднений, связанных с особенностями психики других людей в межличностном и межгрупповом взаимодействии. Психика другого человека – это феномен, качественно отличающийся от всех других объектов материального мира. Сознание, психика человека идеальны по своей сущности. Это означает, что в отличие от материальных объектов, которые можно видеть, ощущать, отображать, исследовать психику возможно лишь путем построения в своем сознании субъективного образа сознания другого человека.

Поскольку во взаимодействии всегда участвуют, как минимум, два человека, это приводит к тому, что у каждого из них формируется свой образ того, о чем думает человек по поводу данной деятельности. Более того, вся дальнейшая деятельность начинает строиться не только с учетом того, что каждому надо сделать, но и с учетом того, что в итоге подумают друг о друге каждый из участников деятельности. В самом сознании человека существуют определенные механизмы, позволяющие воспринимать и оценивать другого человека.

Одним из значимых факторов для построения образа другого выступает внешняя сторона его поведения. Безусловно, внутреннее прорывается вовне даже против воли своего носителя, его можно скрывать лишь до поры. Внешнее рождается внутри, а внутреннее- вовне. Как известно, в психологии отношения взаимного порождения внешней и внутренней форм обозначаются понятиями интериоризации и экстериоризации. Оба процесса идут навстречу друг другу и невозможны один без другого. Важную регулятивную роль при этом играют впечатления, возникающие в процессе взаимодействия. Способом понимания другого человека является также уподобление себя ему. В этом случае предположение о внутреннем состоянии партнера по взаимодействию строится на основе попытки поставить себя на его место. Взглянуть на проблему с точки зрения партнера не означает отождествление себя с ним. Глубокое проникновение в мир другого человека дает возможность эмоционально откликнуться на его переживание и проблемы.

Поскольку каждый участвующий во взаимодействии партнер в рамках своего сознания обладает способностью к самооцениванию, то, помимо «образа другого», у каждого из них формируется представление о самом себе. Богатство представлений о самом себе содержит предпосылки для многогранного восприятия внутреннего мира другого человека. С другой стороны, чем более полно раскрывается перед партнером другой человек, тем полнее становится представление о самом себе.

Социально-психологическая компетенция специалиста проявляется и в межличностной коммуникации, и в межгрупповом общении. Так, кроме общественного мнения в каждой группе действуют определенные факторы группового настроения, традиций, внутригрупповых отношений и межгруппового взаимодействия. Все эти факторы образуют социально-психологический контекст профессиональной деятельности специалиста, способны вызвать затруднения и проблемы.

В пособии предложены теоретические материалы, а также задания, позволяющие их осмысление и интерпретацию студентом. Автор считал важным предложить диагностические методики, позволяющие самостоятельно оценить такие важные параметры профессиональной деятельности специалиста, как способности к определенному виду деятельности, профессионально важные качества и профессиональное творчество специалиста, эмоционально-волевая регуляция и уровень владения приемами нейтрализации конфликтных ситуаций, знания о достоинствах и недостатках собственной личности, а также характерных качествах и особенностях самоконтроля и саморегуляции и другие.

Совершенствование психологической и педагогической компетенции современного специалиста возможно лишь при системном воздействии внешних, микросоциальных и макросоциальных факторов (обучение в вузе, общение с профессионалами в данной деятельности, социально-экономическая ситуация в стране и т.д.) и внутренних (личностных) качеств студента.

Данное пособие поможет задать вектор развитию психолого-педагогической компетенции как важного аспекта становления профессионализма, преодолеть расхождения между идеальной и реальной моделью специалиста и сформировать ее продуктивную модель.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие для вузов / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.

– М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.

3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебник для вузов / Е.В. Андриенко. – М.:Академия, 2001. – 262 с.

4. Аронсон, Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон. – СПб.: Прайм-ЕвроЗнак, 2003. – 384 с.

5. Батлер-Боудон, Т. 50 великих книг по психологии / Т. Батлер-Боудон. – М.: Эксмо, 2014. – 864 с.

6. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2008. – 431 с.

7. Вацлавик, П. Прагматика человеческих коммуникаций: изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействий / П. Вацлавик. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 320 с.

8. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 624 с.

9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: УНИВЕРСИТЕТ, 2000. – 336 с.

10. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа: – М.: Мир, 2004. – 496 с.

11. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 2 / Ж. Годфруа: – М.: Мир, 2004. – 376 с.

12. Гомезо, М. В. Атлас по психологии человека: учеб. пособие / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Просвещение, 2004. – 365 с.

13. Грановская, Р.М. Психология в примерах и притчах / Р.М. Грановская. –2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2012. – 279 с.

14. Дойч, Н. Конструктивные и деструктивные конфликты / Н.Дойч. – Лондон.: Изд-во Йельского университета, 1973. – С. 13-17.

15. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.

16. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1981.

17. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

18. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / М.С. Емельянов. – СПб.: Питер, 2007. – 401 с.

19. Еникеев, М.И. Социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.:ПРИОР, 2000. – 160 с.

20. Казаринова, Н.В. Межличностное общение: учеб. пособие для вузов / Н.В. Казаринова. – СПб.: Питер, 2000. – 298 с.

21. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М., 1987.

22. Конфликтология / Под ред. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511 с.

23. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 400 с.

24. Леонтьев, А.А. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

25. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майеерс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 512 с.

26. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. –

583 с.

27. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов. В 3 кн. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

28. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов В 3 кн. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М: Высшее образование, 2007. – 639 с.

29. Общая психология: лекции / Сост. Е. И. Рогов. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 448 с.

30. Общая психология: тексты. – М.: Генезис, 2001. – 607 с.

31. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии: учеб. пособие для вузов/ Д.В. Ольшанский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с.

32. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.Б. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

33. Основы теории коммуникации: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2003. –

615 с.

34. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, 2001. – 495 с.

35. Пашукова Т.И. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяков. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

36. Психология: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Крылова. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2007. – 752 с.

37. Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.

38. Психология: учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2007. – 752 с.

39. Психология масс: хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2007. – 592 с.

40. Политическая психология: хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 448 с.

41. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ власти: хрестоматия. В 2 т. Т.1 /Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ, 1999. – 608 с.

42. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер. 2003. – 713 с.

44. Смаковская, Н.И. Практикум по общей и социальной психологии / Н.И. Смаковская. – Н. Новгород, 2005. – 130 с.

45. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 576 с.

46. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 384 с.

47. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

48. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.

49. Социальная психология: хрестоматия. / Сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 475 с.

50. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко – СПб.: Лидер, 2007. – 592 с.

51. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. – 490 с.

52. Харрис, Д. Психология массовой коммуникации / Д. Харрис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с.

53. Хрестоматия по инженерной психологии / Под. ред. Б.А. Душкова. – М.: Высшая школа, 1991. – 287 с.

54. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.

55. Большой психологический словарь / Под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

56. Буларчук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Буларчук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

57. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Наши рекомендации