Определение унынию дать не просто
Уныние
На фреске Л. Синьорелли 1499-1505 гг. из цикла «Сташный Суд» в соборе итальянского г. Орвието изображен антихрист – с ликом Христа, но с выражением глубокого уныния.
Иуда – удавился от уныния.
Страшнее этого греха только гордыня. Они связаны. Дьявол все время пребывает в гордости и унынии. Это самые сатанинские состояния, доступные и человеку.
Это область православной психопатологии - учение о страстях души.
Пс. 41:6: Что унываешь ты, душа моя? (слав: Вскую прискорбна еси, душе моя?).
Пороки, которые мучают человека, везде и всегда одни и те же по своей сути, изменчивы лишь условия, степень напряженности, средства.
Авва Евагрий: С мирскими людьми бесы ведут брань больше посредством вещей, с монахами – преимущественно посредством помыслов, ибо в пустыне они лишены вещей. И насколько легче согрешить в мысли, чем на деле, настолько тяжелее мысленная брань брани, возникающей через вещи. Ибо ум легкоподвижен и неудержим в своем стремлении к беззаконным мечтаниям.
Помыслы – это образы и воспоминания о вещах и отношениях с людьми, которые прочно засели в нашем уме, действуют даже тогда (причем сильнее), когда ни вещей, ни людей уже нет в помине. Схватка с ними гораздо более жестокая, ибо нет на свете вещей и людей, столь злых и коварных, как бесы, которые стоят за помыслами. Уйти в пустыню – не значит укрыться и бежать; это значит выйти на прямую борьбу, сделать вызов. Как Христос в пустыне. И сегодня ничего не изменилось. Ситуация таже.
Уныние – для всех Отцов есть самый тяжелый и жестокий бес. Именно по этому в силу своей существенности, этот грех менее всего заметен в повседневной жизни и с ним трудно бороться. Большинство людей не осознает, что с ними происходит.
Откуда берется это незнание простейших правил духовной жизни? Неведение как помрачение. Желание остаться не лицом к лицу с самим собой, но в некой призрачной среде, которую мы называем реальным миром, подлинная сущность которого сокрыта для нас.
Современность не воспринимает зло как личную силу. Это де, противоречит науке, прогрессу и просвещению. Биологические либо социалные причины. Болезнь. Современная психопатология и психиатрия. История науки началась не с великих открытий, а с великих закрытий, с великого забвения, с погружения в тьму неведения. С невежества.
Непонимание природы зла. Для современного человека зла по-сути нет. Зло – то, что нам не нравиться. Оно по-сему вечно и естественно, как ветер, солнце, клетки мозга. Добро и зло – лишь оценки самого человека, но не реальности. Добро и бытие разные вещи. Добро и зло также деперсонализированные, безличные силы или ценности. Мир тотальной анонимности. А это и есть конечный итог действия зла – чтобы человек перестал сознавать себя личностью и быть ею. По этой причине зло и уныние опасны особенно для т.н. «просвещенного» человека. Освобождение человека оборачивается тиранией. Вернее, сам тиран руководит этим освобождением.
Современный мир без устали твердит об уникальности каждого человека, личности, его мнения, оценок, свободы. Ради этого люди у нас на глазах убивают десятки тысяч других людей. Но современный человек менее всего оригинален – массовое общество. Человек лишь функция в сетях коммуникаций. Знак без значения, ни к чему не отсылающий и ничего в себе не таящий. У него нет грехов, ибо нет и совершенства; у него нет греха, но нет и прощения. Он раб, лишенный имени, заложник некой безличной безымянной силы – власти. Ему даже нет против кого восставать. Ибо нет этого «кого-то» и его самого нет. Бунт становится еще одним средством развлечения и поставщиком зрелищ и спектаклей (террор, война, демонстрации, акции).
Несчатный абсолют (Шеллинг). Думая о себе, как о живом боге, человек на каждом шагу убеждается, что он ничтожный сгусток биохимических реакций, сгусток слизи и нечистот, к которым прикасаться невозможно без омерзения. В этом радикальном противоречие одна из основ уныния, тесно связанного с гордыней. Это два основных состояния современного человека. И оба – сатанинские. Страх, депрессии, стрессы, отчаяние, столь же ненормальные радости развлечений, эйфории, дурмана зрелищ и наркотиков, вечная музыка и мобильная связь. Псевдоперсонализация – в политике, в масс медиа, суевериях, в науке, в психике.
Современный человек раб и трус. Бессильный и немощный в удержании каких бы то ни было принципов, его превосходящих. Не в состоянии стать иным, тем более совершенным.
«Один из братии имел только Евангелие, но и его он продал, отдав деньги на пропитание нищим. При этом он произнес: «Я продал ту книгу, которая говорит мне: продай имение твое и раздай нищим»».
Слабо! Современный человек – это «слабо!». Ему неизбежно унывать. Но он скажет: это религиозный фанатизм и фундаментализм! У слабо всегда есть на готове миллион отговорок.
Авва Евагрий: Было время, когда зла не было, и настанут времена, когда зла не будет; но никогда не было такого времени, когда бы не существовала добродетель, и никогда не наступят такие времена, когда она уже не будет существовать. В действительности, семена добродетели неистребимы». Добро – это Сам Бог. Забывая Бога как реальность, вы не оставляете добру никакого места в мире, кроме как в субъективных, преходящих и суетных оценках человека.
Уныние – это помысел (греч. логисмос). Иметь помыслы – это естественное свойство живого ума. Но как и все естественное, они могут быть по-разному использованы. Бывают здравые и лукавые помыслы. Уныние – лукавый помысел. (обманный, лживый, симулякр). Выдает то, чего нет за то, что есть на самом деле. Вторая реальность.
Использование помысла – дело свободы человека. Ничто и никто не снимает с вас ответственности за ваше использование помыслов.
Помысел может стать страстью (греч. пафос). Что такое страсть? От страдания. Внутрення болезнь. Как болезнь она причиняет страдания. Страсти живут и движутся в душе, тело – лишь проявляет их видимо. Т.е. страсти невидимы. Кто видел глазами лицемерие, ложь, зависть, страх? «все зло извнутри исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21-23). Они привычны, стали второй природой человека. Страсти – застарелые, излюбленные помыслы души.
Помыслы возникают либо в силу особенности состояния нашей природы, либо из-за нашего слабоволия. Первые ум уже находит в себе как нечто готовое, вторые терзают его, когда ум им сам поддается. И те, и другие терзают и разрушают нас постоянно.
Момент свободы капитально отличает христианский взгляд от современной психологии. В последней человек заложник и раб безличных сил.
Сами по себе, по природе, помыслы – добро. Но это добро может быть отнято и стать злом при определенном использовании. Добро против добра, добро не по-доброму. Т.е. естественные помыслы становятся противоестественными.
Страсти, начиная властвовать над умом, лишают человека его красоты и достоинства, не позволяют ему двигаться разумно и стремиться к совершенству. Человек подобен свергнутому законному царю. Он должен восстановить внутри себя свою законную царскую власть. Царство Божие внутрь вас есть. Или подобен безумному самоубийце, который не чувствует того, что повреждает и самым жалким образом раздирает свою врожденную красоту.
Восемь основных помыслов: чревоугодие (гастримаргия), блуд (порнея), сребролюбие (филаргирия), печаль (липи), гнев (орги), тщеславие (кенодоксия), уныние (акидия), гордыня (гиперифания). Это «общеродовые» помыслы. Потому что присуще всем, и потому что переплетены друг с другом в единое целое. Некий организм зла. Три базовых – чревоугодие, сребролюбие и гордыня. Три искушения Христа в пустыне. Все они растут из одного корня – филавтия (самолюбовь, самолелеяние).
От нас совсем не зависит, чтобы эти помысли появлялись или нет. Они будут всегда и везде и у каждого. От нас зависит, что мы делаем с ними. Помыслы не могут быть полностью уничтожены, это – данность, но мы можем властвовать над ними. Это задача на всю жизнь.
Икушение, когда помысел омрачает ум.
Грех, когда появляется согласие на оправдываемое умом наслаждение, которое предлагает нам этот помысел.
Движет помыслами, источником страстей вожделение, которое есть в нас самих. То есть кроме воли тут еще и желание (епифимия).
Итак зло есть противоприродное употребление свойств человеческой души. «Мы сами природные свойства к добру превратили в страсти» (преп. Иоанн Лествичник). Душа как бы не справляется сама с собой. Это обычное состояние современного человека, его глубокая психопатия.
Что значит противоприродное? То, которое не отвечает изначальному призванию и предназначению всего сотворенного. Кто определяет это призвание? Бог. Значит, вне веры в истинного Бога невозможно разобраться в своей душе. Ошибка в этом вопросе лишает вас навсегда возможности излечить патологию своей души, т.е. спастись. Это все равно, что лечить болезнь лекарствами и средствами для других болезней. Это как радикальная ошибка в диагнозе.
Уверенность в борьбе вселяет в нас вера, что добро неуничтожимо. Оно всегда с нами и мы и есть добро. Ибо Бог есть Благо. Но если благо и добро суть только наши собственные субъективные оценки – нам нет спасения.
Определение унынию дать не просто.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин: греки называют акидией, т.е. уныние, скука, тоска сердечная. Греч. слово акидия (а – отрицательная частица: кидон – труд, старание, усилие) – беспечность, нерадивость, нерадение, расслабленность, упадок духа и сил.
Авва Евагрий: Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении не имеет того, что ей естественно, и не выдерживает мужественно искушений.
Человек в унынии ослабел в силах душевных (атония).
Бес уныния – тяжелее всех.
Бес полуденный. (Пс. 90:6). Время с 10 до 14 часов – нестерпимый зной, все силы человека изнемогают, мертвая точка. Человека покидает всякое желание что либо делать. Сиеста. Интересно отношение к полдню у греческих язычников, у Ницше (сверхчеловек как человек полдня).
Итак, уныние – это расслабленность, упадок, атония и гипотония всех природных сил души, когда человек уже не способен сражаться с помыслами, которые его в этот момент яростно и беспрепятственно осаждают. Человек словно в плену, связан по рукам и ногам.