Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения
Фамилия, имя
Год рождения, класс, школа
1. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патологии (2), хронические болезни (1).
2. Учеба: отличная (5), хорошая (4), средняя (3), слабая (2), неудовлетворительная (1).
3. Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в ИДН (1).
4. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных цел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует коллективные мероприятия (1).
5. Отношение к учебе: учится охотно (5), избирательное (4), равнодушное (3), учится неохотно (2), учится крайне неохотно (1).
6. Состав семьи: мать и отец (5), мать и отчим (4), одна мать (3), мачеха и отец (2), нет родителей (1).
7. Количество детей в семье:
8. Образование родителей: высшее у обоих (5), высшее у одного (4), среднее у обоих (3), среднее у одного из родителей (2), родители не имеют среднего образования (1).
9. Степень выраженности аморальных проявлений в семье:
5 — семья ведет здоровый образ жизни;
4 — один из родителей склонен к выпивке, скандалам;
3 — у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;
2 — частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;
1 — повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость лишения родительских прав и изъятия детей.
10. Степень выраженности девиантных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:
5 — семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей;
4 — духовные потребности недооцениваются;
3 — для семьи характерна духовная, идейная индифферентность;
2 — преобладают стяжательские настроения;
1 — в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей.
11. Характер эмоциональных отношений в семье:
5 — атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки;
4 — отношения ровные, но без эмоциональной близости;
3 — эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;
2 — эмоционально холодные, отчужденные отношения;
1 — напряженно-конфликтные отношения.
12. Характеристика внешкольного общения со сверстниками:
5 — на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, на основе увлечения спортом, коллекционированием и т.п.;
4 — досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;
3 — общение на основе пустого времяпрепровождения;
2 — девиантные группы, выпивки, сквернословие, хулиганство, наркотики;
1 — криминогенные группы, состоящие на учете в ИДИ.
Показатели социального развития подростка
13. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений:
1 — профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;
2 — планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;
3 — планы неопределенные, иногда нереальные;
4 — планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;
5 — профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется подготовка к будущей профессии.
14. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:
1 — отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;
2 — к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;
3 — отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок;
4 — отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;
5 — отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.
15. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и др.):
1 — индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения;
2 — интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;
3 — интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются больше под чужим влиянием;
4 — интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях;
5 — глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений.
16. Отношение к педагогическим воздействиям:
1 — резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия, замечаний, порицаний;
2 — неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства;
3 — избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера взаимоотношений с учителями;
4 — к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно;
5 — чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания» старается не повторять осуждаемых действий, поступков.
17. Коллективные проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
1 — бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе;
2 — к общественному осуждению относится равнодушно;
3 — внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;
4 — с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;
5 — развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.
18. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:
1 — открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;
2 — в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;
3 — равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений;
4 — способен различать «плохое» и «хорошее», осуждать и одобрять это;
5 — активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.
19. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
1 — не способен к самоанализу и самокритике;
2 — самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих;
3 — самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе;
4 — самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию;
5 — самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования.
20. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии:
1 — проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, к животным;
2 — способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания;
3 — черствость, невнимательность по отношению к одноклассникам, товарищам, родителям;
4 — эмпатия, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь;
5 — высокоразвитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать чужой боли, чужой радости, чуткое реагирование на состояние других людей.
21. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:
1 — использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;
2 — слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения;
3 — стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.;
4 — хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера;
5 — сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные и общественно ценные действия.
22. Внешняя культура поведения. Внешний вид, культура речи, поведения:
1 — неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;
2 — безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер, кич;
3 — безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;
4 — аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;
5 — эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манера держаться.
23. Отношение к алкоголю, наркотикам:
1 — злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ;
2 — эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков или токсических веществ;
3 — нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, наркотики и токсические вещества;
4 — осознанный отказ от употребления спиртного, наркотиков, связанный с пониманием социальной опасности и вреда для здоровья;
5 — активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией.
24. Отношение к курению:
1 — закрепившаяся привычка к курению;
2 — эпизодическое курение;
3 — воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей;
4 — осознанный, самостоятельный отказ от курения;
5 — активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей.
25. Отношение к нецензурным выражениям:
1 — сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых;
2 — привычное сквернословие в кругу сверстников;
3 — эпизодическое сквернословие «по случаю»;
4 — осуждение сквернословия, избегание нецензурных выражений;
5 — активное стремление к очищению речи, языка от сквернословия.
Приложение 3
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭГОЦЕНТРИЗМА У ПОДРОСТКОВ
В данной методике используется прием незаконченных предложений. Результаты диагностики определяются преобладанием в окончаниях предложений личных, притяжательных и собственных местоимений.
1. В такой ситуации... 2. Легче всего... 3. Несмотря на то, что... 4. Чем дольше... 5. По сравнению с... 6. Каждый... 7. Жаль, что... 8. В результате... 9. Если... 10. Несколько лет тому на зад... 11. Самое важное то... 12. На самом деле... 13. Только... 14. Настоящая проблема в том... 15. Неправда, что... 16. Придет такой день, когда... 17. Самое большое... 18. Никогда... 19. В то, что... 20. Вряд ли возможно... | 21.Главное в том, что... 22.Иногда... 23.Лет через 12... 24.В прошлом... 25.Дело в том, что... 26.В настоящее время... 27.Самое лучшее... 28.Принимая во внимание... 29.Если бы не... 30.Всегда... 31.Возможность... 32.В случае... 33.Обычно... 34.Если бы даже... 35.До сих пор... 36.Условие для... 37.Более всего... 38.Насчет... 39.Только с тех пор... 40.Если бы произошло... |
Приложение 4
ОПРОСНИКИ Т.М. АХЕНБАХА