Вербальные средства общения Общение и язык, язык и речь
Сущность процесса
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Классификация
Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:
внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.
Внешняя – средство общения;
Внутренняя – средство мышления;
Письменная – один из способов запоминания информации;
Диалог – двусторонний обмен информации;
Монолог – процесс рассуждения;
Развитие процесса
Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.
С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.
Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Изучение речи в психологии.
Речь изучают во взаимосвязи ее с мышлением. Слово выражает понятие, его обобщение, поскольку является формой существования мысли. Речь как и мышление, связана со всеми психическими процессами, но кроме того, выполняет в их отношении интегративную функцию, выходя за пределы мышления экспериментальное исследование речи направлено в основном на выявление связей, существующих между значением слов и их смысловым содержанием, для чего чаще всего используются методики ассоциативного эксперимента.
Общим для всех видов ассоциативного эксперимента является то, что в качестве критерия оценки результатов используется время ассоциативной реакции и характер (смысловое содержание) этой реакции. Эти критерии позволяют изучить динамические особенности речемыслительных процессов и структуру так называемого ассоциативного поля субъекта. Время ассоциативной реакции отражает скорость протекания первичных нервных процессов, что чаще всего служит индикатором эмоционального состояния субъекта, позволяя выявить интенсивность ассоциативных реакций у испытуемого.
Разделение языка и речи.
Язык — это:
1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта (язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Благодаря ему информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений людей);
2) средство общения (коммуникации) (язык помогает воздействовать на собеседника — прямо (если мы непосредственно указываем на то, что надо сделать) или косвенно (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться как сразу, так и потом в соответствующей ситуации).;
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). (Функция языка как орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя что-либо, сознательно планирует свои действия. Так, язык — это главное орудие планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач)
Рис. 3.28. Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь. Функции речи
Вербальные средства общения Общение и язык, язык и речь
Речь выполняет три функции:
♦ сигнификативную (обозначения); Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У людей со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
♦ обобщения; Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
♦ коммуникации (передача знаний, отношений, чувств). Если первые две функции можно рассматривать как внутреннюю психическую деятельность, то эта выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. У нее три аспекта — информации, выражения и волеизъявления.