Получение информации от кандидата при помощи косвенных вопросов
Косвенные вопросы | Что вы можете узнать |
Расскажите мне о вашей последней (настоящей) работе | Общий ориентировочный вопрос для определения дальнейшего хода интервью. Получить первое впечатление о кандидате. |
Что вам больше всего нравилось (нравится) в вашей работе? | Уточнить сферу профессиональных интересов, выяснить, что является сильными сторонами кандидата. |
Что вам меньше всего нравилось (нравится) в вашей работе? | Ответ кандидата на этот вопрос указывает на слабые стороны человека. То, как он ведет себя, отвечая на этот вопрос, выявляет степень его откровенности. |
Как вы получили работу в прежней организации? | Ответ на этот вопрос может показать степень инициативности кандидата или его готовность к поиску неиспользованных резервов. |
Каковы были Ваши рабочие обязанности в последней организации? Все ли вас устраивало? | Базовая информация. Позволяет уточнить сферу компетенции работника, его отношение к порученной работе. |
Каковы ваши основные успехи в работе? | Определить, ориентирован ли кандидат на достижения. Выяснить, в каких областях он добился наилучших результатов. |
Были ли у Вас в работе какие-то ошибки, разочарования или вещи, которые получались не очень удачно? Расскажите о них. | Выяснить, готов ли кандидат принимать на себя ответственность за свои неудачи. |
Какой прогресс был достигнут вами за время работы в последней организации? | Определить способность человека к росту, к развитию. |
Что вы получили от работы в вашей последней организации? | Выяснить, чему человек смог научиться за время работы. Оценить его способность осваивать новое, склонность к позитивному мышлению, к способности находить положительные стороны в любой ситуации. |
В какой степени изменения в работе, которые произошли за время вашей работы в последней организации, зависели от вас? | Определить степень инициативности и самостоятельности работника. |
Опишите себя в общих словах. | Выяснить представление человека о самом себе. |
Укажите, в чем вы превосходите других людей. | Определить, насколько кандидат уверен в своих способностях, навыках, знаниях, квалификации. |
Что вы думаете о своих недостатках и какие качества вам следует развивать в первую очередь? | Установить, насколько реалистично кандидат оценивает себя. В чем состоят его основные неиспользованные резервы. |
Какие черты или качества вам нравились в вашем непосредственном руководителе? | Выяснить, как кандидат относился к своему руководителю, готовность к сотрудничеству с руководством, какие качества руководителя имеют для него важное значение. |
Что, по вашему мнению, внесло основной вклад в ваши профессиональные успехи к настоящему моменту? | Уточнить биографические данные и получить дополнительные сведения относительно профессиональных качеств и потенциала работника. |
Каковы ваши долгосрочные цели и задачи? | Определить готовность человека к обучению и развитию, склонность планировать свое будущее. |
С какими людьми вам приятно/неприятно иметь дело на работе или поддерживать деловые отношения? | Определить деловые ценности и установки в деловом общении. |
Если бы вы начинали все с начала, как бы вы изменили свою жизнь и карьеру? | Выяснить, что человека не устраивает в себе на сегодняшний день, какие цели являются для него наиболее привлекательными. |
Каковы причины вашего увольнения с последнего места работы (или почему вы намерены оставить вашу настоящую работу)? | Оценить весомость приводимых аргументов, выяснить отношение кандидата к работе, коллегам и к руководству. |
Какие из ваших ожиданий реально сбылись за последние 5 лет? | Выяснить, способен ли кандидат достигать намеченные цели. Установить, какие значимые события произошли в его жизни за последние годы. |
Как вы думаете, что мог бы сказать о вас ваш последний (настоящий) руководитель? | Выяснить, нет ли здесь конфликта? Определение самооценки кандидата. |
Было ли в вашей работе что-то, что вы считали трудным для себя? Как вы с этим справлялись? | Выяснить, что вызывает затруднения и как кандидат подходит к решению проблем. |
В каких работах вы участвовали сверх своих обычных должностных обязанностей? | Определить готовность работника к сотрудничеству. |
Что вы считаете своими основными достижениями за время учебы в институте (или другом высшем учебном заведении)? | Выяснить, с чем у человека ассоциируются основные успехи. Это успехи в приобретении знаний и навыков, социальные успехи, командные или лидерские? |
Чему вы научились? Что было самым значительным опытом в период обучения? | Каковы базовые установки кандидата в отношении обучения? |
В какой должности вы видите себя через 5 лет? | Определение карьерных планов кандидата, его уровня притязаний и самооценки. |
Какие чрезвычайные обстоятельства могли заставить вас поступиться своими личными планами? | Выявляется реальная готовность претендента работать столько времени сверхурочно, сколько этого потребуют интересы дела. |
Одна из проблем, с которой постоянно сталкивается многие интервьюеры выяснить, настроен работник на длительную работу в организации или нет. Поэтому в ходе интервью кандидата «подталкивают» к тому, чтобы он хотя бы косвенно сообщил о том, как долго он планирует работать в нанимающей его компании?
Одна компания использовала для этого вопросы, которые провоцировали кандидатов на то, чтобы те раскрыли свои намерения. Им предлагали два варианта оплаты труда. По первому заработная плата сразу устанавливалась высокая с условием, что она в дальнейшем будет возрастать очень медленно. Второй вариант предполагал первоначально относительно низкую зарплату с условием, что она будет расти с увеличением рабочего стажа. Претенденты, намеревавшиеся работать на предприятии в течение длительного времени, выбирали второй вариант, прочие кандидаты на рабочее место – первый.
Умение слушать
Для получения достоверной информации важно не только уметь задавать верные вопросы, но и уметь слушать ответы на эти вопросы. Интервьюер должен уметь создать обстановку, располагающую к доверительному общению, к открытости, к искренности. В значительной степени способность создать благоприятную обстановку при общении с кандидатом зависит от установок интервьюера, связанных с процессом получения информации в ходе интервью.
Можно выделить три базовые установки, которые помогают не просто слышать кандидата, а позволяют услышать ту ключевую информацию, которая поступает от него в ходе интервью:
Одобрениеположительное отношение к другому человеку, готовность его выслушать, готовность принимать его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
Установка на доверительное общение в ходе интервьюэто стремление к созданию комфортной обстановки для кандидата, повышающей уровень доверия между ним и интервьюером, способствующей получению от него значимой информации.
Установка на сопереживание кандидату это чуткое отношение к собеседнику, понимание его переживаний и ответное выражение своего понимания этих чувств. Такое слушание позволяет уловить эмоциональную окраску сказанного, увидеть, какое значение данная информация имеет для собеседника, проникнуться его внутренними ценностями и лучше понять, какие чувства испытывает говорящий.
В противоположность этим установкам существует ряд установок, мешающих слушать, искажающих ту информацию, которая поступает от собеседника. Среди них самыми разрушительными являются следующие:
Пренебрежение когда собеседник рассматривается как человек, заведомо не достойный уважения и внимания.
Недоверие твердая уверенность в том, что собеседник стремится скрыть определенную информацию или пойти на обман.
Неприязненное отношение к собеседнику, к его словам, вопросам общение протекает лишь в силу необходимости, интервьюер тяготится беседой и стремится ее скорее закончить.
Для получения достоверной информации от кандидатов, для того, чтобы не только слушать, но и иметь возможность услышать то, что говорит кандидат, или то, что стоит за его ответами, интервьюеру следует настроить себя должным образом, постараться избавиться от установок, мешающих слушать.