Интеллектуально-познавательная сфера личности.
Интеллект – свойство личности, определяющее готовность к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опта, а также к рациональному поведению.
Поскольку интеллект – основная форма познания человеком действительности, он связан со многими взаимосвязанными психическими процессами: ощущениями и восприятиями, памятью, мышлением, воображением, которые называются познавательными или интеллектуальными.
Восприятие зависит от интересов и потребностей личности, от ее направленности. Этим объясняется значение апперцепции в процессе восприятия, т.е. зависимость характера и содержания восприятия от свойств воспринимаемой личности, от ее прошлого опыта, знаний, предпочтений.
Каждый из процессов делят на преднамеренный (произвольный) и непреднамеренный (непроизвольный).
Следует различать созерцание – непреднамеренное восприятие и наблюдение – преднамеренное восприятие; непреднамеренное запоминание и преднамеренное заучивание; непреднамеренное воспоминание и преднамеренное воспроизведение; непреднамеренный, ассоциативный поток мыслей и преднамеренное мыслительное решение задач; непреднамеренное воображение в форме сновидений и фантазий и преднамеренное активное воображение. Нельзя провести четкой грани между преднамеренными и непреднамеренными психическими процессами.
По характеру восприятия и наблюдения выявляют основные типы ПП:
а) синтетический – обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего, не видят деталей;
б) аналитический – выделяют детали, частности, затрудняются понять общий смысл явлений, не в состоянии выделить главное;
в) аналитико-синтетический – в одинаковой мере выделяют детали и обобщают, выявляют главное. Это наиболее благоприятный тип для организации многих видов юридической деятельности;
г) эмоциональный – выделяют не сущность явлений, а свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, не стараются разобраться в особенностях самого объекта.
Индивидуальные и типологические особенности памяти проявляются как в качестве памяти (хорошая – быстрое запоминание, медленное забывание и точное, произвольное воспроизведение; слабая; плохая – медленное трудное запоминание с быстрым забыванием и неточным затруднительным воспроизведением), так и в е видах (слуховая, зрительная, механическая; двигательная, эмоциональная, смысловая (словесная), образная).
Индивидуальные и типологические особенности мышленияпроявляются как в качестве ума, так и в преимущественном развитии того или иного вида мышления.
Качества ума:
1) любознательность – стремление узнать все новое;
2) пытливость – стремление к разностороннему анализу познаваемого объекта, выявлению причин наблюдаемого явления;
3) глубина – стремление и способность вскрыть существенные стороны и особенности объекта познания;
4) гибкость – умение рассматривать объект познания с разных сторон, видеть в нем новое и необычное;
5) логичность – строгая последовательность, правильность в суждениях и умозаключениях;
6) доказательность – строгая обоснованность, аргументированность мышления;
7) критичность – строгий контроль за ходом мышления, своими и чужими высказываниями.
Виды мышления:
1) предметно-действенное мышление связано с практическими действиями, с манипулированием предметами (решение задач с помощью практических действий, конструирования и практического анализа);
2) наглядно-образное (конкретно-образное) мышление, опирающееся и использующее наглядные образы, образы восприятия и представления. Свойственно людям, склонным к ярким и живым представлениям.
3) Теоретическое или абстрактное мышление. Присуще людям «философского» склада ума, предпочитающим отвлеченные рассуждения и решение задач без опоры на наглядные образы.
Виды воображения по степени психической активности: активное и пассивное.
Активное воображение – усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение – самостоятельное создание образов (в техническом, художественном и ином творчестве). Воссоздающее активное воображение – создание образов, соответствующих их описанию (при чтении карт, чертежей, худ. л-ры).
Образы пассивного воображениявозникают спонтанно, помимо воли и желания человека, не воплощаются в жизнь.
Практика расследования и оперативно-разыскных мероприятий показывает, что изыскание необходимого и возможного способа, приема борьбы с преступностью зависит не только от теоретических знаний специалиста, гибкости его мышления, но и от развитого воссоздающего воображения.
В целом юристу рекомендуется знать свои индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и одновременно настойчиво работать над развитием положительных сторон психических процессов и коррекции тех сторон, которые недостаточно развиты или выражены отрицательно.
3. Эмоциональная сфера: эмоции, чувства, эмоциональные состояния.
Эмоции – переживание человеком своего отношения к чему-либо (к ситуации, к себе, к другим людям и т.д.) в данный момент (при наличии и удовлетворении или неудовлетворении потребности, при оценке возможности достижения цели).
Эмоции: положительные (приятные) и отрицательные (неприятные) – удовольствия и неудовольствия; радость, восторг, вдохновение; гнев, горе, страх, печаль.
Чувства отражают долгосрочные переживания (удовлетворенность своей профессией, любовь к детям, патриотизм, ненависть к врагу), высшие чувства отражают духовный мир человека.
Эмоциональная сфера выполняет функции:
1) защитную или дезорганизующую, связанную с возникновением страха, злости;
2) компенсаторную и санкционирующую – возмещение недостающей информации при вынесении человеком суждения о чем-либо (нравится – нет, плохой – хороший; идти на контакт или нет);
3) сигнальную – получение информации о процессе удовлетворения потребности, сочетается с защитной функцией (устрашающее лицо в минуту опасности способствует запугиванию).
Понимание сигнальной функции эмоций, проявляющейся в действиях, речи, модуляции голоса, вегетативных реакциях, очень важно для юриста. По эмоциональным проявлениям можно определить, например, состояние допрашиваемого, занимаемую им позицию по отношению к следствию, эффективность оказанного на него психолого-педагогического воздействия. Однако при этом юрист должен помнить, что не только он «читает» состояние собеседника, но и его эмоции также доступны пониманию. Поэтому он должен постоянно контролировать внешнее проявление своих эмоций, умело использовать их при воздействии на лиц, с которыми вступает в общение.
Эмоциональные состояния – преходящий характер, быстро меняются.
Состояние настроения – более или менее длительное, придающее определенную окрашенность всем переживаниям: веселья, радости, грусти, тоски; хорошее, бодрое и подавленное (первое активизирует деятельность, второе введет к аппатичности, мешает активной деятельности).
Аффективное состояние (от лат. affectus – совершать согласно с чувством) – ярко выраженное и постепенно нарастающее эмоциональное напряжение. В конфликтной ситуации это состояние разрешается бурной вспышкой – аффектом – кратковременной, чрезвычайно интенсивной, бурно протекающей эмоциональной реакцией (положительные, отрицательные). Что касается отрицательных аффектов, то самовоспитание должно быть направлено на умение управлять своими аффективными состояниями.
Стресс (от англ. stress – напряжение) – бурное эмоциональное состояние, вызываемое неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовое состояние влияет на протекание целенаправленной деятельности и может ее исказить или полностью приостановить.
Фрустрация (лат. frustratio – обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство замыслов) – дезорганизация сознания, блокада потребности при встрече с преградой, стойкое отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое крайней неудовлетворенностью собой или какими-то обстоятельствами, отношениями.
Потребность в эмоциональном насыщении, являющаяся врожденной и прижизненно развивающейся. Для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, а в некоторой норме они необходимы не менее, чем положительные.
Волевая сфера личности.
Воля – это сознательная активность человека, направленная на достижение поставленных целей, которая проявляется в способности человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение при совершении целенаправленных поступков и действий, мобилизовать все силы на достижение поставленных целей.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, которая конкретизируется в следующих взаимосвязанных функциях: побудительная (к определенной активности на достижение цели для удовлетворения потребности); организующая (организация психических процессов в систему, адекватную цели деятельности); стабилизирующая (в поддержании активности на должном уровне до достижения цели); тормозная (в сдерживании нежелательных проявлений активности, не согласующихся с главными целями в определенный момент времени).
Эти функции реализуются при помощи волевого усилия – сознательно и большей частью полностью осознанно совершаемое усилие над собой, являющееся толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия (при наблюдении, при сосредоточении внимания, при принятии решения, при выполнении движения).
Проявление силы воли характеризуется волевыми качествами личности – это специфические проявления воли в различных ситуациях, выступающих для человека в качестве трудностей: упорство (терпеливость и настойчивость), самообладание; смелость, сдержанность (выдержка), собранность (сосредоточенность); решительность и инициативность.
III. Типическое и индивидуальное в личности.
Типы темперамента.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой; флегматик – с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой; холерик – с сильной, но неуравновешенной (в сторону преобладания возбуждения) нервной системой, меланхолик – со слабой нервной системой.
Свойства темперамента – такие природные психические свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности и т.д.:
сензитивность – определяется наименьшей интенсивностью внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию человека (у слабой нервной системы сензитивность выше);
реактивность – характеризуется интенсивностью психической реакции человека: степенью страха, глубиной переживаемого чувства;
активность – энергичность человека в делах, поступках;
пластичность – легкость приспособления к новым условиям;
ригиднсть – косность, замедленность переключения с одной ситуации на другую (противоположна пластичности);
экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, легкость и непосредственность при установлении контактов с незнакомыми;
интровертированность – направленность личности на себя, на собственные мысли и переживания, трудность в общении в незнакомыми;
эмоциональная возбудимость – по сути тождественна сензитивности.
Понятие характера – сочетание постоянных и существенных свойств личности, образующих ее определенный психический склад.
5 групп черт характера, отражающих поведение человека по отношению:
1) к обществу, коллективу, другим людям (коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доброжелательность, правдивость, искренность, гуманизм – индивидуализм, бестактность, грубость, лживость, льстивость, жестокость, зависть, лицемерие, бесцеремонность и т.д.);
2) к деятельности – трудовой, учебной, спортивной, общественной (трудолюбие, настойчивость, добросовестность, инициативность – лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность и т.д.);
3) к вещам (аккуратность – неряшливость, экономность – расточительность, щедрость – скупость и т.д.);
4) к самому себе (самокритичность, требовательность, скромность, гордость – самомнение, зазнайство, хвастливость, заносчивость, высокомерие и т.д.);
5) к окружающему миру, к общественным явлениям, событиям, ценностям (принципиальность – беспринципность, оптимизм – пессимизм, справедливость – предвзятость и т.д.).
Понятие способностей.
Способность – это яркое проявление какой-либо функции в определенном качественном выражении за счет имеющихся у человека задатков.
Задатки – врожденные особенности человека, типологические особенности проявления свойств нервной системы, могут входить компонентами в разные способности.
При выявлении повышенных способностей в отдельном или в нескольких видах деятельности говорят об одаренности человека.
Талант – это такая совокупность способностей, которая приводит не только к успешной, но и ярко выраженной оригинальной деятельности
Гениальность – максимально возможный и редко проявляющийся уровень способностей.
Признаки, по которым возможна диагностика способностей – знания, умения, навыки.