Изучение учащихся в целях профориентации
Основные направления профориентационной работы с учащимися и их психологическое сопровождение
Профориентация– это комплекс мер по оказанию школьнику помощи в выборе профессии.
Направления:
- Профинформация
- Профагитация (при условии достоверности)
- Профдиагностика
- Профконсультация
- Профпросвещение.
Разведём понятия профессионального выбора и профессионального самоопределения:
проф выбор – более узкое понятие, касающееся конкретной ситуации. Д. Сьюпер считает, что Ч. в течение жизни совершает множество проф выборов.
проф самоопределение – более широкое понятие. Относится к процессу самоопределения ч-ка. Включает череду проф выборов (И. Головаха).
Задачи:
- просвещение
- диагностика
- эмоциональная поддержка
- помощь в выборе и принятии решения.
3 уровня профориентационной работы:
1) консультант всё делает сам (даёт инф)
2) совместно с Кл
3) формируется готовность Кл самостоятельно решать задачу (цель!)
Профессиональное просвещение
Опираемся на труды Е. Климова. Его работы были проведены давно, но и сегодняшние исследования сделаны на заложенном им фундаменте.
Личная профессиональная перспектива (ЛПП)
Попытка конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать на практике.
В левой части таблицы - компоненты схемы построения ЛПП, а в правой -соответствующие вопросы для работы с клиентами.
Если работа проводится с классом, то каждый ученик берет обычный тетрадный листочек, подписывает его, проставляет номер очередного вопроса и сразу же записывает свой ответ (обычно на весь опрос затрачивается около 25-30 минут). После этого результаты определенным образом обрабатываются.
Если проводится индивидуальная профконсультация, то психолог-консультант может вставлять вопросы схемы построения ЛПП в беседу с клиентом.
Учесть!
- Мотивацию ХОЧУ!
- Способности МОГУ!
- Среда (потребности общества) НАДО!
Восьмиугольник Климова:
ЛПП
- способности
-уровень притязаний
- информированность
- склонности
- мнение родителей
- мнение друзей
- требования общества
Черняховская:
Уровень информированности оптанта не влияет на выбор профессии
Влияет МОТИВАЦИЯ!
Т.е главное мотивировать на поиск.
Посмотреть перечень профессий можно в энциклопедии Кирилла и Мефодия.
Модель Черняховской – 5 факторов проф готовности
- автономность
- информированность о мире профессий
- умение принимать решения
- умение планировать свою жизнь
- включение…. ? не успела записать J откликайтесь!
Психологические аспекты ознакомления учащихся с миром профессий и отдельными профессиями.
Информационно – справочные просветительские методы:
В форме лекций, фильмов, ярмарки профессий, экскурсии, проф реклама и агитация.
Знакомство с профессиграммами (описание профессии, условия труда…)
Профориентационные игры (угадай профессию)
Профессиональная консультация
Типы:
- ранняя детская проф консультация (родителей)
- школьников (подготовка к выбору)
- старшеклассников (помощь в конкретном выборе)
- абитуриентов (в связи со специализацией ВУЗа)
- ретроспективная (тем ли занимался)
- в центре занятости безработных / при отборе персонала
«-» влияние на выбор профессии
- как единственный выбор
- выбор профессии «за компанию»
- предрассудки чести (ориентация на престиж) Пр: девочка пишет хорошие сочинения, хочет стать журналистом. НО: поездки, коммуникабельность, работоспособность, твёрдость
- отождествление человека который нравится с профессией (любимая актриса)
- внешняя привлекательность профессии
- под чьим-то влиянием (родители)
- недоучет своих физических возможностей
Изучение учащихся в целях профориентации
Сбор информации – академическая успеваемость, олимпиады.
Внеучебная д-ть – музыка, спорт..