Изучение учащихся в целях профориентации

Основные направления профориентационной работы с учащимися и их психологическое сопровождение

Профориентация– это комплекс мер по оказанию школьнику помощи в выборе профессии.

Направления:

  • Профинформация
  • Профагитация (при условии достоверности)
  • Профдиагностика
  • Профконсультация
  • Профпросвещение.

Разведём понятия профессионального выбора и профессионального самоопределения:

проф выбор – более узкое понятие, касающееся конкретной ситуации. Д. Сьюпер считает, что Ч. в течение жизни совершает множество проф выборов.

проф самоопределение – более широкое понятие. Относится к процессу самоопределения ч-ка. Включает череду проф выборов (И. Головаха).

Задачи:

  1. просвещение
  2. диагностика
  3. эмоциональная поддержка
  4. помощь в выборе и принятии решения.

3 уровня профориентационной работы:

1) консультант всё делает сам (даёт инф)

2) совместно с Кл

3) формируется готовность Кл самостоятельно решать задачу (цель!)

Профессиональное просвещение

Опираемся на труды Е. Климова. Его работы были проведены давно, но и сегодняшние исследования сделаны на заложенном им фундаменте.

Личная профессиональная перспектива (ЛПП)

Попытка конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать на практике.

В левой части таблицы - компоненты схемы построения ЛПП, а в правой -соответствующие вопросы для работы с клиентами.

Если работа проводится с классом, то каждый ученик берет обычный тетрадный листочек, подписывает его, проставляет номер очередного вопроса и сразу же записывает свой ответ (обычно на весь опрос затрачивается около 25-30 минут). После этого результаты определенным образом обрабатываются.

Если проводится индивидуальная профконсультация, то психолог-консультант может вставлять вопросы схемы построения ЛПП в беседу с клиентом.

Учесть!

  • Мотивацию ХОЧУ!
  • Способности МОГУ!
  • Среда (потребности общества) НАДО!

Восьмиугольник Климова:

ЛПП

- способности

-уровень притязаний

- информированность

- склонности

- мнение родителей

- мнение друзей

- требования общества

Черняховская:

Уровень информированности оптанта не влияет на выбор профессии

Влияет МОТИВАЦИЯ!

Т.е главное мотивировать на поиск.

Посмотреть перечень профессий можно в энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Модель Черняховской – 5 факторов проф готовности

  1. автономность
  2. информированность о мире профессий
  3. умение принимать решения
  4. умение планировать свою жизнь
  5. включение…. ? не успела записать J откликайтесь!

Психологические аспекты ознакомления учащихся с миром профессий и отдельными профессиями.

Информационно – справочные просветительские методы:

В форме лекций, фильмов, ярмарки профессий, экскурсии, проф реклама и агитация.

Знакомство с профессиграммами (описание профессии, условия труда…)

Профориентационные игры (угадай профессию)

Профессиональная консультация

Типы:

  1. ранняя детская проф консультация (родителей)
  2. школьников (подготовка к выбору)
  3. старшеклассников (помощь в конкретном выборе)
  4. абитуриентов (в связи со специализацией ВУЗа)
  5. ретроспективная (тем ли занимался)
  6. в центре занятости безработных / при отборе персонала

«-» влияние на выбор профессии

  • как единственный выбор
  • выбор профессии «за компанию»
  • предрассудки чести (ориентация на престиж) Пр: девочка пишет хорошие сочинения, хочет стать журналистом. НО: поездки, коммуникабельность, работоспособность, твёрдость
  • отождествление человека который нравится с профессией (любимая актриса)
  • внешняя привлекательность профессии
  • под чьим-то влиянием (родители)
  • недоучет своих физических возможностей

Изучение учащихся в целях профориентации

Сбор информации – академическая успеваемость, олимпиады.

Внеучебная д-ть – музыка, спорт..

Наши рекомендации