Знаки препинания: их голосовые «фигуры». 4 страница
Следовательно, в простом нераспространённом предложении обычно одно ударение, которое падает или на подлежащее, или на сказуемое.
5. Ещё одно правило, касающееся подлежащего и сказуемого:
когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает:
- Прибой шумит.
- Трубы затрубили.
- Вдруг молния всю чашу озарила.
Ударением подчеркивается только подлежащее. Акцентировать сказуемое не следует - это утяжеляет речь. Исключениями, как и в других случаях, являются противопоставления и новые понятия.
Теперь нам следует выяснить логические взаимоотношения между главными членами предложения (подлежащим и сказуемым) и их определителями, то есть определениями, дополнениями и обстоятельственными словами.
Определения относятся главным образом к группе подлежащего. Они бывают согласованные и несогласованные. Согласованные определения - это прилагательные. Начнём с них.
6. Прилагательное, находясь перед существительным, сливается с ним и отдельного ударения на себя не принимает:
- Мы любим красную гвоздику.
- Я впервые услышал соловьиное пение.
Прилагательное может быть подчеркнуто только в случае противопоставления:
- Имеется в виду красная гвоздика (подразумевается: не белая).
- Я слышал именно соловьиное пение (имеется в виду: а не чье-нибудь другое).
Если же автору нужно особо выделить прилагательное, заострить на нём внимание, придать ему характер противопоставления - он переставляет его на второе место.
Он пишет:
- Человек честный всегда найдет себе применение.
- Вот эта комната дикторская.
- Иванов диктор хороший.
В таких случаях (находясь на втором месте) прилагательное получает большее ударение, чем существительное.
7. Ещё одно правило о согласованных определениях - прилагательных.
Если перед существительным перечислено несколько определений - прилагательных, имеющих общий признак - они также не акцентируются. Ударение падает на существительное, с которым сливается последнее прилагательное:
- На столе лежат черные, красные, зеленые и синие карандаши.
Ещё пример:
- Это была милая, славная, хорошая девушка.
Но если перечислены прилагательные без общего признака, то они требуют ударения на каждом из них, за исключением последнего, которое интонационно присоединяется к существительному:
- Это была талантливая, умная, смелая и красивая девушка.
- Его большие, пристальные, умные глаза следили за мной.
Теперь поговорим о несогласованных определениях.
Прежде всего, о существительном в родительном падеже, т.е. о законе родительного падежа.
8. Определение в родительном падеже сильнее определяемого слова. В определении обычно больше точности и реального смысла.
Поэтому ударение всегда падает на определение в родительном падеже.
- Образ Родины. Причина недостатков. Председатель колхоза. Смысл фразы. Борьба классов. Единство наций. Идея произведения.
И всё-таки родительный падеж, несмотря на всю свою силу, уступает законам противопоставления и незнакомого понятия. Например:
- Заместитель председателя сказал, что он скоро придет, но явился сам председатель колхоза.
- Мы не только обнаружили недостатки, мы вскрыли причины недостатков.
Закон родительного падежа по своей природе очень органичен - дикторы редко грешат против него в тех случаях, когда определение и определяемое стоят в тексте рядом. Но нередки случаи, когда существительное и определение отделены друг от друга группой слов: вот тогда диктор как будто забывает о родительном падеже и «проглатывает» ударение. Например:
Образ Родины - определение в родительном падеже, ударение должно быть в слове Родины, а читают неверно, вот так:
- Их волновал образ, изменившейся, ставшей другой и, как они понимали, более прекрасной родины.
А нужно читать вот так: (читается правильно).
- Их волновал образ, изменившейся, ставшей другой и, как они понимали, более прекрасной родины.
9. Кроме определения - существительного в родительном падеже, нередко употребляется в текстах несогласованное определение - существительное с предлогом:
- Человек с ружьем.
- Всадник без головы.
- Живопись на глине.
В этих случаях ударение всегда падает на существительное с предлогом - оно выделяет отличительные признаки названных понятий: не вообще всадник, а всадник без головы!
10.11. Теперь о пояснительных словах при глаголах. Это - дополнения и обстоятельственные слова. И те, и другие являются своего, рода несогласованным определениями и обычно стоят после глагола - сказуемого. Они поясняют глаголы и как бы снимают с них ударения. Т.е. ударение чаще всего падает на эти слова, а не на глагол (разумеется, если нет противопоставления или нового понятия).
- Я захлопнул дверь.
- Пришлось прибавить скорость.
Это - дополнения; теперь - обстоятельства. Если при глаголах имеются обстоятельственные слова (отвечающие на вопросы КАК, КУДА, ГДЕ, КОГДА), то ударение падает на них:
-Ребята шли, еле передвигая ноги.
- Яйцо сварить вкрутую.
- Ходить на цыпочках.
Подчеркиваются обстоятельства, отвечающие на вопрос: как?
- Волга впадает в Каспийское море.
- Мы спустились в долину. - Ответы на вопрос: куда?
- Молодой месяц показался на ясном небе.
-Поезд шел диким ущельем. На вопрос: где?
И, наконец, ответы на вопрос: когда?
- Войско двинулось на заре.
- Байкало-Амурская Магистраль будет построена в ближайшие годы.
Во всех этих примерах ударение падает не на глагол, а на обстоятельства.
12. Следующее правило называется правилом об однородных членах.
Если в предложении с однородными членами (простыми или распространёнными) один из них получает ударение, то получают ударение и остальные однородные члены, причем наиболее выделенным иди отяжелённым окажется тот, который заканчивает фразу. Приведу вам широко известный пример:
.. Вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.
Здесь двадцать два однородных члена, они все совершенно одинаково относятся к одному понятию «мелькают мимо». Выделяя один на них, мы также должны выделить и все остальные, причем наиболее выделенным, или отяжелённым, окажется тот, который заканчивает фразу. Ещё один пример:
- В Президиум собрания были избранны: председатель колхоза Центров; бригадиры: Иванов, Кузнецов; колхозники: Орлова, Савельев, Дмитриев, Соколова, Вавилова.
Выделяются ударением все фамилии, а последняя фамилия получает наиболее сильное ударение с понижением на точку.
13. Всякое перечисление (так же, как и счет) требует на каждом понятии или слове самостоятельного ударения:
- Я встал, оделся, умылся и позавтракал.
- На поляне появился танк, за ним второй, третий, четвертый.
14. Обобщающие слова при однородных членах (или итог после перечисления) выделяются больше, чем эти однородные члены:
- В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
- Ни просьбы, ни мольба, ни жалобы - ничто не помогло.
15. К однородным членам предложения относится и такой случай, как повторение слов. Повторяемые слова, как правило, выделяются ударением, но не в одинаковой степени: или первое ярче второго, или - наоборот. Это зависит от смысловой значимости повторяемых слов: если смысловое значение идет с возрастающей энергией, то и ударное выражение их повторяет тот же путь:
- Пора, пора, рога трубят!
- Теркин крутит «Тула», «Тула», «Тула», слышишь ты меня?»
Если же смысловое значение выражено с энергией убывающей, то и ударное выражение повторяет ее:
- Мечты, мечты! Где ваша сладость?
16. Обращение. Оно получает ударение, если открывает фразу, т.е. стоит на первом месте:
«Товарищи, позвольте начать наше совещание!» Если обращение стоит в середине фразы или в конце ее, оно не выделяется ударением:
- Позвольте, товарищи, считать наше совещание открытым. Или:
- Высокий авторитет партии - наше самое ценное достояние, товарищи.
17. Всегда ударны междометия. (Ах, эх, ой, ай, и т.п.). Не подчеркивать междометия - значило бы игнорировать выразительную сущность этой части речи.
18. Требуют ударения и слова, отражающие физические усилия, как носителя проявления силы:
- Толк ногой! Хвать за руку!
19. В нашей речи большое место занимают так называемые групповые многословные понятия. Это - словосочетания, смысл которых не окончен, пока не произнесено последнее слово. Это - всевозможные названия, наименования, заглавия, имена собственные, звания, адреса, группы числительных и т.д. Все такие словосочетания произносятся с ударением на последнем слове. Говоря точнее, их нужно произносить, как единое речевое звено: по возможности без пауз, равномерно распределяя логическую нагрузку на все слова, с «отяжелением» последнего слова:
Александр Сергеевич Пушкин.
Народный артист Советского Союза Михаил Ульянов. Организация объединённых наций.
Союз Советских Социалистических Республик. Коммунистическая партия Советского Союза.
Когда эти понятия даны в аббревиатурах (в сокращениях), ударение должно быть сохранено на последнем слоге аббревиатуры:
Эс-эс-эс-эр, Ка-пэ-эс-эс.
(Нельзя говорить: эс-эс-эр, вместо эс-эс-эс-эр. Если почему-либо трудно сказать эс-эс-эс-эр, можно сказать: Союз эс-эс-эр).
Ударения внутри этих словосочетаний могут возникать только при противопоставлениях.
20. Правило это распространяется и на единые понятия - на фразы или словосочетания, в которых мысль выражается только совокупностью всех слов, где каждое слово одинаково нужно для выражения мысли: Объединённые усилия стран Запада.
- Они проходили по четыре километра в час.
- Мы с Олегом читали объявления.
Единые понятия также читаются с отяжелением конца, и ударения внутри них могут возникать только при противопоставлениях.
* * *
Вы познакомились с наиболее универсальными правилами логического ударения. Они помогут вам определять ударные слова в тексте. Помните, что ударения - «это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу слушателя логическая мысль», - говорил К.С.Станиславский. Не зная мысли, которую вы хотите сказать, вы не найдете главного слова во фразе. Не зная всего, что составляет тему и идею передачи, не будете знать и тех мыслей, которые выражены в отдельных фразах.
Кстати, К.С.Станиславский всегда избегал термина «ударение» и где можно заменял его другими словами: подчеркивание, выделение, акцентирование. Он говорил, что сам этот термин (ударение) толкает нас на звуковой удар, напор. А нельзя превращать ударение в «подзатыльник» иди «зуботычину». Главное слово в предложении акцентируется не только и не столько усилением звука, сколько интонацией, ритмом, постановкой пауз. Оно не ударяется, а «выделяется и любовно подаётся слушателю, как на блюдечке».
Оглавление.
Беседа 1 _______________________________________________стр. 3
Логические закономерности устной речи (введение)__________________________ 3
Знаки препинания, их голосовые фигуры____________________________________4
Точка_________________________________________________________________4
Вопросительный знак____________________________________________________ 6
Восклицательный знак___________________________________________________ 7
Многоточие____________________________________________________________ 8
Скобки________________________________________________________________ 8
Кавычки_______________________________________________________________ 8
Запятая_______________________________________________________________ 9
Точка с запятой________________________________________________________ 10
Двоеточие_____________________________________________________________10
Тире__________________________________________________________________11
Беседа 2__________________________________________________ 11
О паузе (введение)______________________________________________________11
Логическая пауза_______________________________________________________11
Речевые звенья_________________________________________________________12
Соединительная и разделительная роль паузы_______________________________13
Люфт-пауза___________________________________________________________ 14
Интонация вводности___________________________________________________16
«Пауза на переломе»____________________________________________________17
Логико-психологическая пауза___________________________________________17
Беседа 3___________________________________________________18
Об ударении - введение________________________________________________18