Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект

Общей особенностью данных методик является то, что ребен­ку предъявляют определенную проблемную ситуацию. В отли­чие от метода проблемных ситуаций, описанного выше, здесь ребенок сталкивается не с реальным конфликтом, а с проблем­ной ситуацией, представленной в проективной форме. Это мо­жет быть изображение какого-либо знакомого и понятного сю­жета на картинках, в рассказах, незаконченных историях и пр. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы. Способность решать социаль­ные задачи нашла свое отражение в термине «социальный интел­лект» (или «социальные когниции»). Решение такого рода задач предполагает не только интеллектуальные способности, но и по­становку себя на место других персонажей и проекцию собст­венного возможного поведения в предложенные обстоятельства.

Для определения уровня развития социального интеллектаможно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста :

Д. Векслера (субтест «Понятливость») и проективная методика «Картинки».

Понятливость

Для беседы можно выбрать шесть наиболее понятных детям и соответствующих современным условиям вопросов из теста Д. Векслера для измерения общего интеллекта (субтест «Понят­ливость»):

1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?

2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?

3. Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба там не оказалось?

4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка), меньше тебя ростом, стал(а) бы с тобой драться?

5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающий­ся к поврежденным рельсам?

6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спа­сать женщин и детей?

Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера:

0 баллов — отсутствие ответа;

1 балл — обращение за помощью к кому-либо;

2 балла — самостоятельное и конструктивное решение проб­лемы.

Картинки

Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знако­мой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре кар­тинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации (см. Приложение 1, рис. 1—5):

1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.

3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Картинки изображают взаимодействие детей со сверстника­ми, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.

Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

Степень решения проблемы оценивается по той же шкале, что и в предыдущем тесте.

Помимо уровня развития социального интеллекта, методика Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при реше­нии конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, по­жалуюсь маме).

2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т.п.).

3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

В тех случаях, когда из четырех ответов более половины яв­ляются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок скло­нен к агрессивности. Если же большинство ответов детей име­ют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к свер­стнику.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Методика «Картинки»

Приложение 1

Вариант для девочек

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис. 1

Вариант для мальчиков ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru Рис. 2

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Беседа

Для выявления представлений ребенка о состояниях или пе­реживаниях сверстника и своих с ним проводится индивидуаль­ная беседа. Перед ее началом взрослый знакомится с ребенком и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжела­тельную атмосферу общения с ребенком.. Ребенку задаются сле­дующие вопросы:

1. Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему?

2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?

3. Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не успел наиграться, как ты думаешь, какое на­строение будет у него?

4. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насов­сем? Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты пода­ришь ему игрушку?

5. Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?

7. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?

8. Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?

9. Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?

10. Если у твоего друга не получается какое-то дело, как дума­ешь, какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?

11. Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать до­машние дела (убраться, постирать и др.) и она не может идти с то­бой в цирк. Какое у тебя будет тогда настроение?

Эти десять вопросов можно подразделить на три группы:

Первая — вопросы, выявляющие общее оценочное отноше­ние и представление ребенка о других детях. Например, второй вопрос является провокационным. Предполагается, что гуман­ная позиция — это принятие всех детей и их положительная оценка. Если же ребенок дает отрицательную оценку детям — это свидетельствует о поверхностном, предметно-оценочном отношении к сверстникам.

Вторая — вопросы, позволяющие судить об уровне сформиро­ванное™ представлений ребенка о состояниях сверстника и адек­ватности их оценки. К таким вопросам относятся 3,4,5,8,9 (см. текст беседы). Задавая ребенку такие вопросы, важно выявить по­нимание ребенком субъективных состояний сверстника, т.е. что ребенок переживает в конкретной моделированной ситуации, а не его знания о том, какой сверстник (жадный, добрый и т.д.).

Третья — вопросы, имеющие целью выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных пе­реживаниях и степень их адекватного оценивания. Примером таких вопросов являются вопросы 6,7,10.

При обработке ответов на вопросы первой группы фиксиру­ются: а) ответы, в которых дается отрицательная оценка детско­му саду и сверстникам; б) ответы, положительно оценивающие детский сад и детей в группе; в) варианты отсутствия ответов.

При обработке вопросов второй и третьей групп фиксируют­ся иные показатели: а) адекватность оценки; б) варианты отве­тов «не знаю» либо отсутствие ответов.

Методика Рене Жиля

Данная методика выявляет избирательные предпочтения де­тей, а также преобладающую позицию ребенка среди других.

Начиная с 4 лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относит- я к своим сверстникам. Методика позволяет выявить следую­щие данные:

· чье общество — сверстников или взрослых — ребенок предпочитает;

· наличие внутрисемейных конфликтов;

· стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях.

Для проведения методики необходимы картинки с изобра­жением различных ситуаций из детской жизни (см. Приложе­ние 2).

Ребенку одна за одной предлагаются картинки, по поводу ка­ждой из которых взрослый задает вопросы.

1. Ты на прогулке за городом. Покажи: где находишься ты (см. Приложение 2, рис. 6)?

2. Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек. Скажи: что это за люди (см. Приложение 2, рис. 7)?

3. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один полу­чил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел ви­деть на его месте?

4. Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты (см. При­ложение 2, рис. 8)?

5. С кем ты больше всего любишь играть?

6. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерут­ся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло.

7. Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты бу­дешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься ото­брать, начнешь бить?

Ситуации (1—2) помогают выяснить отношения, с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к зна­чимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними.

Ситуации (3—7) определяют отношения ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто по­лучает вместе с ним подарки (3), находится рядом на прогулке (4), с кем малыш предпочитает играть (5).

Ситуации (6—7) определяют стиль поведения ребенка в кон­фликтных ситуациях и его умение решать их.

Приложение 2

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис. 6

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Незаконченные истории

Еще одним проективным методом, позволяющим выявить отношение ребенка к окружающим, является тест «завершение историй». Эта методика состоит из ряда незавершенных пред­ложений, предъявляемых ребенку для их завершения. Обычно предложения выбираются с целью исследования конкретных важных моментов в установках ребенка.

Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила ку­бики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закон­чить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера дого­няла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сест­ренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил... Ч то ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и ска­зал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького ко­тенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Са­ша... Что сделал Саша? Почему?

При анализе ответов детей и результатов наблюдения следу­ет обращать внимание на следующие моменты:

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ров­но, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по соб­ственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально; на­чинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и и каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких си­туациях, как на это реагирует.

5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, млад­шим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, ре­агирует адекватно, неадекватно, т.е. завидует успеху другого, ра­дуется его неудаче).

При обработке результатов особое внимание обращают не только на правильность ответа

Тест Розенцвейга

Для диагностики особенностей реакции людей на конфликт­ные ситуации в психологии используется тест Розенцвейга. Существует детский вариант этого теста, специально адаптиро­ванный для детей 5—7-летнего возраста. Методика определяв реакции ребенка на стрессовые, фрустрирующие ситуации (т.е. ситуации, вызывающие психологическую напряженность, пере­живания, ощущения субъективной непреодолимости барьера).

Тест содержит 24 картинки с изображением различных ситуа­ций, которые представлены в Приложении (см. Приложение 3). На рисунках изображены два или более человека, занятые еще не­законченным разговором. Эти картинки по очереди предлагают ребенку и просят его закончить разговор. Предполагается, что, «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из кон­фликтных ситуаций. Каждую картинку ребенок должен хорошо рассмотреть, детям 5—6 лет может помогать взрослый, который обсуждает содержание картинки вместе с ребенком, после чего за­читывает ему текст. Так, разбирая, например, картинку 5 (рис. 11), детям объясняют, что здесь нарисована витрина магазина, в кото­рой стоит очень красивая кукла. Девочке очень хочется эту куклу, и она, наверное, попросила папу ее купить. А папа ей отказал. После этого задают вопрос: «Как ты думаешь, что ответит де­вочка?»

Каждый из полученных ответов оценивается по двум крите­риям: по направлению реакции и по типу реакции.

По направлению реакции выделяют:

Экстрапунитивная направленность (Э) — направленность реакции ребенка вовне, на окружающих. Ребенок видит причи­ну конфликта во внешнем мире, требует от другого лица разре­шения ситуации.

Интрапунитивная направленность (Ин) — реакция направ­лена на самого себя: ребенок принимает вину на себя и ответст ценность за исправление возникшей ситуации; поведение окру­жающих не подлежит осуждению.

3. Импунитивная направленность (Им) — выражает степень стремления разрешить ситуацию «без жертв» (чужих или своих),

сглаживание остроты ситуации, которая рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со вре­менем.

По типу реакции выделяют:

Доминантный тип реагирования (Д) — определяет степень внутреннего напряжения ребенка, возникающего в стрессовых Фрустрирующих ситуациях. Чем чаще встречается данный тип реагирования, тем более у ребенка развиты впечатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию и тем сильнее фрустрирован предъявляемой ситуацией ребенок. В ответе выделя­йся препятствие, мешающее конструктивному разрешению ситуации.

Самозащитный тип реагирования (С) — определяет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу п слабость личности ребенка. Чем выше этот показатель, тем слабее личность: сильнее неуверенность в себе, ниже уровень самообладания, чаще колебания в принятии решений и сильнее эмоциональная нестабильность. В ответе делается акцент на са­мозащиту. Ответ в форме порицания кого-либо, отрицание соб­ственной вины, уклонение от упрека, направленные на защиту своего Я, ответственность никому не приписывается.

Упорствующий тип реагирования (У) — выражает степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой, фрустрирующей ситуации. Чем выше этот показа­тель, тем чаще ребенок проявляет самостоятельность и тем адекватнее воспринимает ситуацию. В ответе проявляется по­стоянная потребность найти конструктивное решение кон­фликтной ситуации (в форме требования помощи от других людей; в форме принятия на себя обязанности разрешить ситу­ацию или в форме уверенности, что время и ход событий приве­дут данную ситуацию к разрешению).

Анализ результатов проводится следующим образом. Всего возможно девять вариантов сочетания типов и направленности реакций. Мы обозначаем их буквами (первая обозначает напра­вленность реакции, вторая ее тип). При интерпретации анали­зируются все ответы ребенка. Для каждого типа ответов подчер­кивается их количество. Те реакции, которых большинство,

считаются наиболее типичными для данного ребенка. Опишем некоторые характеристики этих сочетаний.

Э-Д: Ребенок видит все причины своих неудач во внешних обстоятельствах. Он не может сам решить конфликтные ситуа­ции и требует этого от других людей. Вследствие этого ребенок отличается повышенной конфликтностью и, возможно, агрес­сивностью. Со временем эти черты могут еще более развиться и акцентироваться.

Э-С: Сильно выражена защита своегоЯ. Ответственность за то, что произошло, часто ни на кого не возлагается. Ребенок, ве­роятно, имеет завышенную самооценку.

Э-У: Ярко выражено желание разрешить конфликтные ситу­ации, но ответственность за это возлагается на других людей. Особых проблем в общении ребенок не имеет.

Ин-Д: Акцентируется сложность ситуации. Ответственность за разрешение конфликтных ситуаций ребенок обычно берет на себя. Это неплохо, но до определенных пределов, так как одна­жды может возникнуть ситуация, когда желания ребенка не будут совпадать с его возможностями.

Ин-С: Ребенок склонен обвинять себя за возникший конфликт, но при этом отмечается ярко выраженная самозащи­та. Такое расхождение может привести к неустойчивому эмоцио­нальному реагированию.

Ин-У: Ребенок уверен, что сам способен разрешить сложив­шиеся конфликтные ситуации конструктивно.

Им-Д: При столкновении со стрессовой ситуацией ребенок склонен отрицать существование препятствия. При этом воз­растает фрустрирующее влияние ситуации.

Им-С: Порицание ситуации, ярко выражена защита своего Я. Возможно, нарушена самооценка. Ребенок не умеет констру­ктивно решать конфликтные ситуации.

Им-У: Ребенок уверен, что конфликт можно преодолеть. Особых проблем в общении он не имеет.

Таким образом, тест Розенцвейга поможет понять, какой стиль поведения в сложных ситуациях присущ ребенку.

Приложение 3

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.9

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.10

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис. 11

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.12

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.13

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.14

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.15

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.16

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.17

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.18

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.19

ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект - student2.ru

Рис.20

Наши рекомендации