Гендерные и культурные особенности Я-концепции
8. Способы формирования Я-концепции: интроспеция, наблюдение за своим поведением, я-схемы, социальное взаимодействия.
Локус контроля личности.
Люди с внешним локусом контроля отличаются соц пассивностью и, оказавшись в неблагоприятных обстоятельствах, не пытаются переломить ситуацию в свою пользу. Люди такого типа сильнее . чем люди с внутренним лк, подвержены соц влиянию.
Люди с внутренним локусом контроляотличаются лучшими физическими и психическим здоровьем. По другим показателям, таким как самооценка, уровень оптимизма, развитость соц навыков, дела у них обстоят лучше, чем у людей с внешним лк.
Феномен выученной беспомощности
Марин Селигман (1975)
Животное (собака) помещалась в такие услловия, когда не могло избежать ударов электрическим током.
Позднее, когда эксперим-ор создавал другие условия, позволяющие уклоняться от ударов, собака, пережившая ситуацию безысходности, уже не пыталаь этого сделать и безучастно переносила электрошок.
Переживание состояния неконтролируемых последствий приводило к возникновению у животного 3 видов дефицита:
1 – дефицит мотивов:собака не пыталась научиться новому поведению.
2 – когнитивный дефицит: отсутствие попыток освоить новое поведение приводило к отсутствию нового опыта, и животное не приобретало нового опыта, тк у него отсутствовало желание и стремление его получить.
3 – эмоциональный дефицит:животное впадало в депрессию, у него пропадал интерес к жизни, что в естественных условиях неизбежно приводит к гибели.
Приобретённая беспомощность, таким образом, оборачивается животного смертью.
Феномен выученной беспомощности
Может возникать у определенных соц групп, например у детей и стариков под влиянием существующих в обществе стереотипных представлений о слабости и недееспособности стариков и детей.
Элен Лангер и Д. Родин исследование в пансионате для престарелых: разделили всех на 2 группы, каждой и которых предписывались свои правила проживания.
1 группа – типичные правила для домов престарелых – жизненные условия сводили к минимуму их самостоятельность и чувство контроля.
Иллюзия контроля поведения
Даже в тех ситуациях, которые заведомо нельзя контролировать, люди все равно пытаются это делать, создавая иллюзию контроля.
Действия студентов для того, чтобы вытащить «счастливый» билет.
Элен Лангер (1975)
Участие в лотерее – одна из тех ситуаций, где выигрыш определяется чистой случайностью, а не способностями и умениями человека.
Тем не менее многие люди полагают, что и в этих условиях они могут контролировать ход событий и влиять на результат.
В этом случае человек наиболее явно создает иллюзию контроля.
Иллюзия контроля –своего рода реактивное психическое сопротивление в ситуациях, кот невозможно контролировать. Таким образом, при помощи иллюзии контроля люди стремятся поддерживать свою Я – концепцию.
Индивидуальные различия в лкзакладывается в детстве и обусловлены отношением родителей к ребенку, а в целом – лк самих родителей – лк передаётся от родителей к детям через воспитание (научание).
ЛКвыражает некую общую жизненную установку индивида.
У каждого человека, вне зависимости от его ЛК,всегда имеется достаточно таких сфер жизни, где он самостоятельно, или по крайней мере, уверен, что контролирует своё поведение и жизненные обстоятельства.
Понятие, структура и содержание социализации личности.
Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе. Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, с другой – он активно воспроизводит систему социальных связей, преобразуя и социальную среду, и себя самого.
Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но преобразует его в собственные ценности, установки, позиции.
Социализация начинается по сути с момента рождения и продолжается всю жизнь, так как человек переходит из одной социальной группы в другую (безработные, беженцы, пенсионеры).
Структура социализации:
- содержание, т. е. что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы и ценности формируются;
- широта, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность; определяет, насколько социально зрелой и развитой является личность.