Вклад Л.С. Выготского в периодизацию психического развития детей.
Проблема возрастной периодизации психического развития – одна из самых трудных проблем психологии человека. Изменение процессов психической жизни ребенка (и в общем человека) происходят независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом. Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каждый из процессов в своем реальном протекании и развитии зависит от личности в целом: направленности, характера, способностей, эмоциональных переживаний. Отсюда избирательный характер восприятия, запоминания, забывания и т.д. каждого конкретного человека.
Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов. Л.С.Выготский делил все попытки периодизации детства на три группы:
-по внешнему критерию (Р.Заззо – по принятым во Франции ступеням обучения);
-по какому-либо одному признаку детского развития (П.П.Блонский, З.Фрейд, Ж.Пиаже);
-по системе существующих особенностей самого детского развития (Э.Эриксон).
В отечественной психологии впервые научную возрастную периодизацию детства на основе анализа существующих особенностей самого детского развития создал Л.С. Выготский. Его ученики и последователи развили основные идеи, заложенные Л.С. Выготским в периодизацию развития (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков и др.).
Разрабатывая периодизацию развития, Л.С. Выготский опирался на понимание конкретно-исторической природы детства вообще и его отдельных периодов в частности. Он считал, что в любом обществе продолжительность детства, его периодизация и тем более его содержание в каждом возрастном периоде определяются требованиями общества к детству, т.е. конкретно-исторической ситуацией развития ребенка.
К концу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л.С. Выготский назвал «социальной ситуацией развития в данном возрасте». Социальная ситуация развития обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
Возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением личности. Поэтому полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Итак, Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение.
Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада, личности в целом. Давайте вспомним из курса общей психологии, что же является движущими силами психического развития личности? (Работа с таблицей «Движущие силы развития»).
-Противоречиемежду образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни, приводит к возникновению новых потребностей. Появляется мотив деятельности, в соответствии с этим деятельность перестраивается, совершается переход к новой стадии развития психической жизни ребенка. Н-р, ребенок в раннем детстве знает несколько слов, он произносит их по-своему, называя тот или иной предмет. Мать и другие близкие люди из его окружения понимают его, но ребенок растет, и круг его общения расширяется, ему нужно, чтобы его понимали и другие люди. Возникает противоречие между желанием ребенка что-то сказать, объяснить и неумением этого делать. Противоречие разрешается через развитие речи ребенка.
Противоречие всегда разрешается формированием более высокого уровня психического развития. Удовлетворенная потребность рождает новую, неудовлетворенная потребность в возрастном изменении образа жизни и деятельности тормозит развитие, не порождает новых потребностей, не мотивирует более сложную деятельность.
-Общее движение развитияопределяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям –сензитивность возраста. Нормальное развитие ребенка требует от взрослых понимания сензитивности того возрастного периода, в котором сейчас находится ребенок: преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.
А.В. Запорожец подчеркивал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка создаются не путем сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение маленького ребенка в учащегося, а наоборот, широкое и максимальное обогащение игровой деятельности, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и взрослыми, способствует наилучшему развитию психики ребенка.
-Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, затем выступает образцом эмоциональных отношений, образцом действия с общественными предметами, носителем знаний, культуры, социальных норм, образцом профессионального мастерства и т.д.. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрослым разрастается, это вызывает образование нового мотива, порождающего новую деятельность, которая в свою очередь вновь «разрастается» и т.д..