Запоминание иностранных слов 2 страница
Начать освоение метода локаций лучше с небольшого, хорошо знакомого пространства. Например, квартиры, в которой вы живете. Представьте, как она выглядит. Выделите места, в которые можно расставлять и раскладывать предметы.
Например, в вашей квартире есть прихожая, жилая комната, коридор, кухня и ванная. Мысленно обойдите каждую комнату против часовой стрелки. (Если это окажется сложным, пройдите по квартире и внимательно осмотрите комнаты.) Вот что можно отметить:
1. Прихожая:
— маленькая скамейка:
— шкаф с тремя отделениями;
— вешалка для одежды.
2. Жилая комната:
— угловая полка;
— два отделения книжного шкафа;
— диван;
— стол;
— подоконник;
— комод;
— картина, висящая на гвозде;
— два книжных шкафа.
4. Кухня:
— миски для кота на полу;
— стол;
— маленький диван и т.д.
Таким образом, в небольшой квартире легко найти 20-30 мест, в которые можно разложить или расставить предметы. Естественно, в вашем случае квартира и расположение локаций в ней будут другими, главное, чтобы они были хорошо вам знакомы.
Вот уже знакомый вам список слов:
фейерверк; | функция; |
апельсин; | доктор; |
автомобиль; | журнал; |
часы; | редакция; |
диван; | небоскреб; |
панно; | метеорит• |
Его можно запомнить следующим образом.
Вы заходите в дверь и сразу же натыкаетесь на фейерверк.К скамейкев прихожей прикреплены «китайские колеса». Они крутятся, разбрасывая горячие искры, и свистят. Прихожая наполнена дымом с резким запахом пороха. В первом отделении шкафа лежит оранжевый и сочный апельсин.Он настолько большой, что для того, чтобы засунуть его в шкаф, пришлось его сдавить. Кожура потрескалась, и липкий пахучий сок течет в соседнее, второе отделение шкафа,где стоит миниатюрный автомобиль.Кислый апельсиновый сок капает на автомобиль, и его кузов покрывается рыжими пятнами ржавчины. В соседнем отделении шкафа, третьем,тикают большие настенные часы.Они отмеряют время, которое осталось жить стремительно ржавеющему автомобилю. За шкафом стоит вешалка,на которой висит мягкий зеленый диванс бархатной обивкой. Это удобно, носить диван с собой, всегда есть где сесть, если устал. Но где оставлять диван? Конечно, на вешалке.
Вы входите в жилую комнату. Сразу за дверью - угловая полка.Вы хотите посмотреть, что на ней стоит, но не можете увидеть, потому что она полностью скрыта большим и ярким панно,непонятно зачем сюда повешенным. Вы пытаетесь пробраться к полкам, но панно прибито накрепко. В первом отделении книжного шкафа функция.Точнее, ее интерактивный график. Чему рад докторматематики, сидящий в соседнем отделении шкафа.Он давно хотел изучить именно эту функцию. Ученый счастлив. Он не собирается расставаться с функцией и долго еще пробудет в этом шкафу. На диванерасположился большущий журнал,видимо, принесенный доктором математики. Журнал огромный и тяжелый. Понятно, почему журнал лежит на диване: больше он нигде не поместится. Видно, как он продавливает мягкий диван. И как только доктор его принес? Вокруг стола сидит редакцияэтого журнала. Ей не хватило места, и она теснится здесь вся, от главного редактора до последнего курьера, который цепляется за стол, потому что его оттеснила шумная, спорящая о чем- то журналистская братия. На подоконникерядом со столом стоит макет небоскреба,в который мечтает переехать редакция. Но небоскреб этот имеет такую причудливую форму, что кажется, никогда не будет построен. Видимо, судьба редакции — скитаться по чужим комнатам. Но вот, в углу на комодестоит что-то любопытное. Это метеорит.Его оплавленная, пупырчатая, рыжая от ржавчины поверхность напоминает строения Гауди. Вероятно, он упал совсем недавно, потому что еще горячий и пахнет раскаленным железом. Собственно, метеоритом и заканчивается все любопытное в квартире. Он совсем недавно принесен сюда, и вы остаетесь возле комода, рассматривая интересную находку.
Картина кажется абсурдной, нелепой, несусветной, но тем она и хороша. Такой она легче запомнится. Главное, чтобы вы расставили предметы в хорошо знакомом вам пространстве, которое можете легко восстановить в воображении. Обратите внимание, что в рассказе соблюдены три главных требования мнемотехники.
1. Ассоциативность.Предметы привязаны к хорошо знакомому пространству. Кроме того, для надежности некоторые соседние предметы связаны между собой.
2. Образность.Все слова превращены в яркие образы. Они движутся, звучат, имеют температуру, вес, цвет, вкус, запах, фактуру.
3. Эмоциональность.Вы опасаетесь обжечься искрами фейерверка; хотите апельсинового сока, но морщитесь, когда представляете, насколько он кислый и как липнут испачканные им стенки шкафа; вам жалко, что автомобиль ржавеет; вы удивляетесь человеку, который не разлучается со своим диваном. Вам любопытно, что находится за панно, и вы переживаете за математика, которому приходится носить с собой тяжелый журнал.
Использование метода локаций
Для того чтобы использовать метод локаций, нужно хорошо знать несколько мест вроде достаточно большого дома, квартиры или улицы. Вам необходимо ориентироваться в этих местах, уметь мысленно перемещаться между комнатами, ясно представлять, что за чем находится. При этом мало просто помнить, что за дверью находится шкаф, желательно представлять этот шкаф, его размеры, форму, цвет, ощущения от прикосновения к нему, скрип его дверей и запах внутри.
Лучше выбирать локации так, чтобы они отличались друг от друга. Одинаковые или стоящие рядом шкафы могут вызвать интерференцию памяти, а значит, возникнет опасность перепутать лежащие в них предметы.
При освоении метода локаций выбирайте реальные места, а в идеале — те, в которых можете побывать.
Например, ваша квартира или любимая улица в городе.
Когда вы освоите метод локаций, в дополнение к реальным местам попробуйте использовать выдуманные. Создавайте их запоминающимися, продумывайте во всех деталях. Почаще возвращайтесь туда, и эти воображаемые пространства будут верно служить вам.
Упражнение
Подберите три пространства для использования метода локаций. Мысленно обойдите каждое из них, представляя каждый уголок, каждый предмет. Все в вашем пространстве имеет размеры, форму, цвет, вес, фактуру, особые ощущения при прикосновении, запах. Освойте его: подвигайте воображаемую мебель, постучите по столу, откройте дверцу, погладьте ручки кресел.
В качестве прототипов мнемонических пространств используйте квартиру, дом, любимый музей, улицу, маршрут от дома до работы.
Создайте одно пространство без прототипа, пользуясь только фантазией. Вы наверняка улучшили воображение, выполняя упражнения.
Локации на собственном теле
На первых порах для запоминания коротких списков можно использовать... собственное тело. Предположим, вы готовите публичное выступление и вам нужно запомнить его план. Разместите образ первого пункта на стопах, привяжите его к ботинкам. Второй пусть будет на коленке, третий - на бедре и т. д. и т. п. Ваше тело всегда при вас, вы знаете его досконально, и вам не составит труда представить его.
Разместить на теле можно не меньше десяти предметов:
1) стопы; | 6) грудь; |
2) колени; | 7) плечи; |
3) бедра; | 8) шея; |
4) пояс; | 9) голова. |
5) живот; |
Список слов. Метод мест. Первый уровень
http://improve-memory.net/words_list/2
В целях ускорения оперативного розыска утраченных документов РСХА предлагаю наделить агента "Симонид” полномочиями внештатного оперативного сотрудника, переведя на него связь с завербованными им агентами "Археолог", "Михаил" и "Ростовец".
Предлагаю также поручить "Симониду" организацию подставы для выявления агентурной сети, заинтересованной в доступе к психологическим разработкам.
Ст. оперуполномоченный g-го отдела второго главного управления майор И.О. Милославский
28 апреля 1955 г. г. Москва
Список слов. Метод мест. Второй уровень
http://improve-memory.net/words_iist/5
Слова под диктовку. Метод мест. Первый уровень
http://improve-memory.net/words_dict/2
Метод историй и метод мест
Вы знаете два способа запоминания списков: метод историй и метод локаций. У них много общего, и прежде всего оба они удовлетворяют трем основным принципам мнемотехники: ассоциативности, образности и эмоциональности. Но есть и различия: в методе историй ассоциации строятся от предмета к предмету, в методе локаций — от предмета к его расположению в воображаемом пространстве.
Желательно уметь использовать оба метода. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
Важное достоинство метода мест состоит в том, что вам не нужно воспроизводить всю историю, чтобы вспомнить часть списка. Если вам нужен элемент, следующий за часами в нашем примере, вы сразу же идете к часам, а от них к вешалке, на которой висит диван.
Ограничения метода мест тоже очевидны. Во- первых, чтобы запомнить длинный список, нужно представлять себе большое пространство. Во-вторых, нужно иметь в запасе много пространств, чтобы не спутать разные списки. Это самое главное ограничение метода мест, но некоторым он все равно нравится больше метода историй.
Кстати, одно и то же пространство можно использовать много раз. После того как запомненный список перестанет быть актуальным, мысленно обойдите ваши локации и освободите их, удалив находящиеся там образы. Обойдите пространство, проверьте, что в нем ничего не осталось. Теперь его можно использовать снова.
Может быть, вы предпочтете один метод другому. Возможно, освоите оба метода и будете использовать их для разных задач. Решать вам.
Упражнение
Запомните несколько списков слов разными способами. Сравните, какой метод эффективнее лично для вас.
Список 1 | Список 2 | |||
Кофе | Холодильник | |||
Море | Примерка | |||
Экран | Суффикс | |||
Дверь | Линейка | |||
Кран | Сюрприз | |||
Конь | Навигатор | |||
Гром | Симметрия | |||
Дрозд | Штурвал | |||
Край | Люминесценция | |||
Миф | Креативность | |||
Слова под диктовку.
Метод мест. Второй уровень
http://improve-memory.net/words_d}ct/4
Источник: "Симонид" Принял: майор Милославский 30 апреля 1955 г. По делу 1В 283
О контактах Ковалева
В ходе опроса знакомых Ковалева о его возможных связях с иностранными гражданами стало известно следующее.
Ковалев хорошо знал Франсуа Легли, сына советника по культуре посольства Франции в СССР Жана Легли.
Кроме того, есть сведения, что в Государственном Эрмитаже в Ленинграде Ковалев познакомился с неизвестным иностранным любителем искусства. Они неоднократно встречались.
В комнате Ковалева обнаружены альбомы по искусству Италии на испанском языке, никогда не продававшиеся в СССР.
Список слов. Четвертый уровень
Немного истории
У метода локаций древняя история. Сохранилось предание, описанное римским оратором Марком Туллием Цицероном, согласно которому метод мест изобрел живший в VI-V веках до нашей эры греческий поэт Симонид Кеосский. Симонид вместе с другими участвовал в пире, когда его вызвали неизвестные люди. Поэт вышел, и в это время обрушилась кровля. Все гости погибли. Опознать тела было невозможно, но Симонид вспомнил место каждого за столом и таким образом помог родственникам найти тела своих близких.
Цицерон, описавший этот случай в трактате «Об ораторе», сделал вывод, что для того, чтобы запечатлеть в памяти список предметов, надо сформировать их мысленные образы и разместить в воображаемом пространстве. Порядок мест сохранит порядок запоминаемых предметов.
Сам Цицерон использовал метод локаций, когда заучивал свои речи. Репетируя выступления, он ходил по своей вилле, и каждый зал соответствовал отдельной теме или идее.
Другой замечательный пример использования метода локаций - театр памяти Джулио Камилло. В эпоху Ренессанса, в XVI веке, этот философ и алхимик попытался создать всеобъемлющую систему накопленных человечеством знаний, разместив ее в специальном здании - театре памяти. Каждая область знания имела здесь свое место, все области были связаны между собой, перекликались и составляли целостную картину. Камилло даже начал строительство деревянного здания для своего театра, но не завершил его. Не окончил он и задуманную им фундаментальную книгу, описывающую театр во всех подробностях. Однако сама идея визуального представления знаний и связей между ними оказала заметное влияние на современников Камилло.
Искусство памяти всегда было связано с государственной властью, международными отношениями
и разведкой. Известно, что Симонид Кеосский имел политическое влияние в Греции благодаря своим поэмам о греко-персидской войне. Кроме того, он был дипломатом - разрешал конфликты и предотвращал кровопролития. Цицерона, во многом благодаря его красноречию и уникальной памяти, избрали консулом. Нанимателем Джулио Камилло был Франциск I, правивший Францией более 30 лет.
Аристотель, Сенека, Аврелий Августин, Альберт Великий, Фома Аквинский, Джордано Бруно, Рене Декарт, Фрэнсис Бэкон, Вильгельм Лейбниц — вот далеко не полный список известных людей, занимавшихся теорией и практикой развития памяти. Каждый из них был влиятельным человеком своего времени, а кое-кто занимался разведкой и шпионажем.
Пары предметов, 4x5
http://improve-memory.net/smb_pairs/3
Из дела оперативной провернина Франсуа Легли (в дело Н8 283)
Франсуа Легли, сын советника по культуре посольства Франции в СССР Жана Легли, 1933 г. р. Проживает на территории посольства Франции в Москве. Дипломатического статуса не имеет. Возможно, связан с французской разведслужбой. Не исключено, что он является главой французской резидентуры в Москве под дипломатическим прикрытием. Ранее уже отмечались случаи использования для связи с агентами иностранных разведок членов семей резидентов, поэтому за Франсуа Легли велось выборочное негласное наблюдение (объект "Франт").
Франсуа Легли имеет очень широкий круг общения. В отчетах оперативных сотрудников седьмого управления есть сведения о встречах Легли и Ковалева на пл. Дзержинского и на ул. Кирова и об их совместных прогулках по Москве, во время которых они передавали друг другу большие бумажные пакеты и свертки. Встречи не выглядели законспирированными: Легли и Ковалев не пытались уйти от оперативников, контрнаблюдения не было.
Во избежание конфликтов с посольством Франции никаких мер в связи с контактами Франсуа Легли не предпринималось.
Ст. оперуполномоченный g-го отдела второго главного управления майор И.О. Милославский
3 мая 1955 г. г. Москва
Слова под диктовку. Третий уровень
http://improve-memory.net/words_dict/5
Цифры и числа
Многим людям трудно запоминать цифры и числа. Возможно, это самая абстрактная информация. Числа гораздо менее осязаемы, вещественны, чем слова и имена. Чтобы сделать их конкретнее, а значит, лучше запомнить, можно перекодировать их в образы.
Для начала достаточно представить в виде образов десятичные цифры. Кодировать числа можно по- разному. Один из вариантов - по сходству формы числа с формой предмета. Например:
0 — мяч, шляпа, кольцо;
1 — свеча, копье, перо птицы;
2 - лебедь, ползущая улитка, настольная лампа;
3 — усы, облако, верблюд (если перевернуть эти пред
меты);
4 - стул, яхта с парусом, флюгер;
5 — крюк крана, ложка, ладонь с пальцами;
6 — свернутый колечком слоновий хобот, тачка с од
ним колесом, арбуз с хвостиком;
7 — дверная ручка, настольная лампа, клюшка для
гольфа;
8 - очки, песочные часы, велосипед;
9 — воздушный шар с веревочкой, монокль с цепоч
кой, леденец на палочке.
Другой вариант кодирования цифр — использование сходства по звучанию или рифмы:
0 — тролль, моль, соль;
1 - паладин, павлин, рубин;
2 — сова, трава, булава;
3 — гриб, бриг, стриж;
4 - чемодан, черепаха, чешуя;
5 - кровать, знать, рать;
6 — шерсть, шеф, шейкер;
7 - сеть, семечка, семафор;
8 — возчик, воск, волк;
9 - дед, дерево, денди.
Можно даже закодировать цифры литературными или сказочными героями:
0 — Колобок;
1 — Аладдин;
2 — двое из ларца, одинаковых с лица;
3 - три мушкетера;
4 — черепаха Тортилла;
5 - пять пальцев;
6 — тигр Шерхан;
7 — семеро козлят;
8 — Белоснежка (цифра 8 похожа на женскую фигуру);
9 - доктор Айболит.
Вы можете взять готовую систему или придумать свою, более подходящую. Главное, чтобы образы в этой системе были конкретными, представляемыми (имели форму, цвет, возможно, фактуру и запах) и понятными для вас. Желательно, чтобы среди образов не было сходных, иначе они могут вызвать интерференцию памяти.
Чтобы запомнить число, вам достаточно сочинить и представить себе историю про него, закодировав каждую цифру образом. Например, история, которая поможет запомнить телефон 120-15-80, может быть такой. По воздуху медленно кружится перо (1).Оно выпало из пролетающего мимо белого лебедя (2)в черной шляпе (0).Лебедь держит в одной лапе горящую свечу (1),прикрывая ее от потока встречного воздуха ложкой (5).На шее лебедя висят песочные часы (8),которые отмеряют, за какое время лебедь в очередной раз облетит кольцевой (О)маршрут.
Другой пример. Пусть вам нужно запомнить пин-код банковской карты - 4837. Про это число можно сочинить следующую историю. По морю плывет яхта (4).Из-за штиля ее парус обвис, и, чтобы как-то двигаться, матросы опустили в воду колесо велосипеда (8)и усиленно крутят педали. Но тут рядом с ними проплыло облако (3)с дверной ручкой (7)на нем. Матросы бросили крутить педали, схватились за ручку, и яхта плывет.
В технике запоминания чисел с помощью образов-заменителей работают все те же универсальные принципы мнемотехники: абстрактные цифры кодируются в визуально представляемые образы; образы связываются друг с другом через историю; абсурдность историй работает на их запечатление в памяти.
Научиться запоминать числа немного труднее, чем научиться запоминать слова. Но тем не менее это вполне возможно. Мнемонисты любят ставить рекорды запоминания на числе я. На сегодня рекорд запоминания п составляет более 60 ООО знаков.
Если вы хотите усовершенствовать способность запоминать числа, создайте собственную систему образов для двузначных чисел (в таком образном алфавите будет уже 100 элементов).
Запомните постепенно вашу личную числовую информацию: номера и пин-коды банковских карт, номера документов, телефоны родных и друзей, даты их рождения.
Упражнение
Упражнение
Как известно, самые надежные компьютерные пароли содержат в себе буквы, числа и специальные знаки. Заведите и запомните сложные пароли, защитив тем самым свои данные. Буквы можно закодировать словами, которые начинаются с этой буквы. Специальные символы — предметами, на которые они похожи: @ — собака с хвостом или свернувшаяся в клубок кошка;
# — решетка, тюрьма; $ — доллар, монета, купюра; % — лицо (глаза с длинным носом между ними); Л —домик, крыша и т.д.
К примеру, ваш пароль r45Ahlm. Описывающая его история может быть такой: рыба (г) тащит за трос яхту (4), у руля яхты стоит пиратский капитан Крюк — вместо одной руки у него протез-крюк (5). Крыша (Л) яхты увита пышными зарослями хмеля (h). Ловкие львы (I) срывают шишки хмеля и бросают их на палубу, где их подбирают и, громко чавкая, едят неуклюжие медведи (т).
Чем больше вы запоминаете, чем чаще сочиняете подобные истории, тем быстрее вы научитесь делать это быстро и без большого труда.
Кубики. Четвертый уровень
http://improve-memory.net/dices/4
Карта. Первый уровень
http://improve-memory.net/maps/1
СВОДКА НАРУЖНОГО НАБЛЮДЕНИЯза объектом "Франт"
5 мая объект встречался со студентом МГУ Приваловым Е.Ф. (1935 г.р.), 7 мая — со студентами МФТИ Григорьевым М. Р. (1935 г.р.) и Лукиным В. Л. (1935 г.р.),
8 мая — со студентом МИСИ Фоминым А.А. (1933 г.р.). Встречи происходили на скамейках в ЦПКиО им. Горького, Нескучном саду, в Парке декабрьского восстания. Во всех случаях происходила передача от "Франта" объемных пакетов и свертков.
Дальнейшее наблюдение за людьми, с которыми встречался "Франт", показывало, что они шли к месту своего проживания. Контрнаблюдения замечено не было, попыток уйти от оперативников не предпринималось.
Сотрудники седьмого управления проводили беседы с людьми, с которыми встречался "Франт". На контакт они не шли, отговаривались общими словами, что видели "Франта" случайно, в первый раз и никаких предметов у него не брали. Цель встреч, таким образом, выяснить не удалось.
Считаю целесообразным продолжать наблюдение за объектом.
Ст. оперуполномоченный седьмого управления капитан М. В. Козьмин
16 мая 1955 г. г. Москва
№ юга
Спички. Четвертый уровень
http://improve-memory.net/matches/4
О РЕЗУЛЬТАТАХ РОЗЫСКАС«Я» Бернштейна (в дело В 283)
Мероприятия по розыску гражданина Бернштейна С. Я., 1897 г.р., пропавшего в феврале 1955 г. никаких результатов не принесли. Проверены родственники Бернштейна, его знакомые» Ввиду возможности проживания Бернштейна по фиктивным документам проверены данные всех вновь прописанных в Москве и Ленинграде в период с конца февраля 1955 года по настоящее время. Никого, подпадающего под описание Бернштейна, среди них не обнаружено.
Ст. оперуполномоченный g-го отдела второго главного управления майор И.О. Милославский
16 мая 1955 г. г. Москва
Шахматный конь, 5x5
http://improve-memory.net/chess/1
О задержании иностранного гражданинаФрансуа Легли
(в дело В 283)
Сводками наружного наблюдения, проведенного оперативными сотрудниками седьмого управления, обоснованы подозрения, что гражданин Франции Франсуа Легли является связником, через которого осуществляется связь французской реэидентуры с агентами. Было принято решение о задержании Франсуа Легли во время передачи инструкций или оборудования вероятному агенту.
17 мая в 18:30 Франсуа Легли вышел с территории посольства и направился в Нескучный сад со свертком, упакованным в газеты. В 19:05 у входа в парк он подсел на скамейку к гр. Лукину В.Л., 1935 г.р., студенту 2-го курса 1ІФТИ. Во время передачи свертка оба были задержаны оперативными сотрудниками второго главного управления.
В свертке оказались грампластинки французского производства. Гражданин Лукин показал, что покупал у Франсуа Легли пластинки с записями музыки в стиле джаз. Такие пластинки в Москве не продаются. За каждую пластинку Лукин платил Легли от 20 до 50 рублей.
Ст. оперуполномоченный g-го отдела второго главного управления майор И.О. Милославский
17 мая 1955 г. г. Москва
О РАССЛЕДОВАНИИфакта утраты документов,содержащих государственную тайну (в дело В! 283)
По факту необоснованного задержания гражданина Франции Франсуа Легли 17 мая 1955 года МИДом Франции в МИД СССР направлена нота протеста.
За допущенные ошибки и недостаточное внимание к выполнению служебных обязанностей сотрудникам группы расследования факта утраты секретных документов из архива РСХА и ее руководителю майору второго главного управления И. О* Милославскому объявить взыскание.
Зам. начальника
второго главного управления
полковник В. И. Рукин
18 мая 1955 г. г. Москва
Пары букв, 5x6
http://improve-memory.net/letters/2
Запоминание и узнавание
Единственный способ убедиться в том, что вы что- то запомнили, — воспроизвести это. Без подсказок, в полном объеме, сверив результат с исходным материалом. При проверке запоминания не полагайтесь на ощущение, что вы все запомнили. Возьмите бумагу, ручку и проверьте себя. В разведке существует незыблемое правило: когда нужно что-то выучить — инструкцию, легенду, задание, — проверка представляет собой полное припоминание.