Возрастные задачи развития подростка.
Освобождение зависимости, приобретение автономии — умение становиться менее зависимым от родителей и определять своё место в семье и обществе при изменяющихся взаимоотношениях:
Уметь строить бесконфликтные отношения, договариваться с родителями и другими взрослыми, со сверстниками (13–15 лет);
Найти новое место в семье, формальных и неформальных коллективах, определить свои отношения с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, уметь решать проблемы без конфликтов (16–18 лет).
Здоровье и внешность — умение избегать излишнего риска, заботиться о своём физическом состоянии, внешнем виде, хорошем питании и:
Самостоятельно следить за своим весом, физическом состоянии и развитием (13–15 лет);
Вести здоровый образ жизни, уметь отказаться от вредных привычек или вовремя остановиться, если не удалось избежать соблазна (16–18 лет).
Свободное время — умение полноценно проводить время, свободное от обязанностей:
Уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, не приносящие вреда (13–15 лет);
Полноценно проводить свободное время, самостоятельно устраивать интересные мероприятия (16–18 лет).
Интимность и сексуальность — освоение сферы интимных и сексуальных отношений:
Открытие для себя телесных изменений, сексуальности (13–15 лет);
Окончание процесса половой идентификации, выбора партнёра для любви, установление и продолжение интимных отношений в форме, соответствующей культурным, этническим и другим социальным нормам (16–18 лет).
Учёба или работа — приобретение знаний и умений, дающих возможность выбирать себе работу и впоследствии хорошо справляться с профессиональными обязанностями:
Учёба, направления на выбор профессии (13–15 лет);
Самостоятельность в учёбе, выбор будущей профессии, приобретения знаний и навыков (16–18 лет).
Социальные контакты и дружба — умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими, готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к себе, принятие друг друга:
Готовность к дружбе, умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства (13–15 лет);
Умение оценить другого, установить контакты с другими, выражать свои чувства, заботиться о других и т.д.; постоянство чувств (16–18 лет).
Авторитет и инстанции — принятие того, что определённые лица и организации поставлены над тобой, и, в то же время, умение постоять за себя в рамках действующих правил и законов:
Неподчинение авторитетам, протест против их требований (13–15 лет);
Осознание необходимости подчинения требованиям законов и принятых в обществе, семье, школе и т.д. норм (16–18лет).
Жилищные условия — умение взаимодействовать с домашними и соседями, поддержание порядка в собственном жилом пространстве и квартире или в доме в целом, приобретение навыков для будущего поиска или приобретения собственного жилья:
Уметь подчиняться правилам, установленным там, где живёшь (13–15 лет);
Уметь самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живёшь (16–18 лет).
7.Формирование Я-концепции (образа «Я») и ее составляющие: социальное «Я»; физическое «Я»; психологическое «Я».
Формирование Я- концепции
Чувство взрослости – новообразование подросткового возраста. Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни.
Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как о «не-ребенке».
Таким образом, чувство взрослости становится центральным новообразованием пубертатного периода, а к его концу, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» (образ собственного «Я») – система внутренне согласованных представлений о самом себе, образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным «Я». Я-концепция с момента своего зарождения становится важным фактором в формировании личности, способствует достижению ее внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию жизненного опыта и является источником представлений о том, что должно произойти.
По выражению А.Н. Леонтьева, «личность рождается дважды»: первый раз – внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй – как самостоятельный субъект. Для него характерна не только самостоятельность решений, но и ответственность за совершенный выбор – при «втором рождении личности» происходит выход за рамки социального индивида. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. Тогда же происходит и формирование Я-концепции (образа «Я»).
Образ «Я» – это представление человека о себе самом, относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений
индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.
Я-концепция включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов «Я»:
1. Социальное «Я»возникает благодаря включенности личности в жизнь общества в целом, а также в игру «социальных ролей», в рамках которой поведение человека начинает подчиняться определенным правилам. «Человек», «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)» – это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте.
2. Физическое «Я».Внутренний мир человека во многом определяется свойствами его тела: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Внешний облик – предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку в процессе развития его самосознания предстоит приспособиться к своему телесному, физическому облику. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток.
3. Психологическое «Я»представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее определенными психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями. Здесь можно выделить:
• «Я – реальное» – восприятие человеком его реальных, объективно существующих свойств, то есть того, каков он на самом деле.
• «Я – идеальное» – представление о том, каким следует стать, чтобы соответствовать внутреннему критерию успешности,
• «Я – глазами других» – то, как, по нашему мнению, нас видят другие.
Я-концепция возникает на основе взаимодействия человека с окружающей средой и развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни. Она обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью, регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт, выступает как системообразующий субъективный мир личности. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации, раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации.
Для становления Я-концепции современных подростков характерны:
• ярко выраженное стремление к индивидуальному достижению определенной цели;
• скачкообразный характер возрастной динамики процесса становления Я-концепции и уровней личностно-ролевой рефлексии;
• неустойчивость, подвижность самооценки;
• скачкообразное увеличение с возрастом коэффициента социально-психологической адаптированности, открытости реальной практике деятельности и отношений;
• растущее вместе с развитием личности значение категорий личностных особенностей, отношения к себе, родственных уз и семейных отношений, отношения к противоположному полу, увлечений и интересов, социальных контактов;
• низкая значимость потребностей в поисках смысла жизни, самоутверждении, положительной оценке, творчестве, самовоспитании, самореализации.
В конце пубертатного периода, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную Я-концепцию.