Методологические проблемы социально-психологического исследования. 3 страница
7. Специфика коммуникативного процесса между людьми
Рассмотрим основные черты, определяющие специфику коммуникации между людьми
Во-первых, в процессе общения люди не только обмениваются объективным содержанием, но вырабатывают общий смысл, т.е. общее видение ситуации. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. Данное обстоятельство предполагает необходимость учета своего собеседника как личности, знания его взглядов, установок. В этом плане коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.
Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.
В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: “все должны говорить на одном языке”.
Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Понимание –способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.
Но дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их не одинаково вследствие социальных, политических, возрастных особенностей. У общающихся людей должно быть также и одинаковое понимание ситуации общения, что возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.
В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер –психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер.
8. Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее "движения", активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и т.д. Ответ – см. предыдущий
О Общение как перцептивный процесс. Социально-перцептивный стиль личности.
1. Основные смыслы понятия «социальная перцепция»: восприятие человека человеком и социальной действительности.
Термин “социальная перцепция” был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Перцепция социальная – восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.
Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова “восприятие” кажется здесь не совсем точным, так как ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению “connaissanse d’autrui”, что означает не столько “восприятие другого”, сколько “познание другого”. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима “восприятие другого человека” употребляется выражение “познание другого человека” (А.А. Бодалев).
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
2. Оценочные стереотипы и понимание других людей.
Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев).
Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент “грубой настройки”, позволяющий человеку “экономить” психологические ресурсы. Они имеют свою “разрешенную” сферу социального применения (например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека).
Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям:
А. К определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит “сдвига” в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.
Б. К возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.
3. Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей.
Эмпатия определяется как особый способ понимания другого человека, основанный не на рациональном осмыслении проблем другого человека, а на стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия – это аффективное “понимание”.
Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения.
В ВОПРОСЕ понимании других людей важную роль играет и интуиция, поскольку в какой-то степени отображает жизненныйопыт.
4. Роль первого впечатления о другом человеке в последующем его восприятии.
Все исследования поставили чрезвычайно важный вопрос более общего плана – вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева (1982). Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости “идти до конца” в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
В экспериментальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта восприятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции
5. Роль социальных эталонов в понимании другого человека.
В процессе взаимодействия с другими людьми у каждого человека со временем формируется свой, индивидуальный социально-перцептивный эталон, являющийся результатом соотнесения индивидуальных межличностных представлений-оценок и исходов взаимодействия с наиболее распространенными социальными стереотипами. Можно сказать, что социально-перцептивный стиль в содержательном плане есть результат интериоризации социальных стереотипов в процессе повседневного общения и совместной деятельности с другими людьми, а в плане технологическом – реализация в конкретных действиях восприятия и оценки партнера по общению сложившегося социально-перцептивного эталона.
Источниками формирования социально-перцептивного эталона являются два вида информации: общеосведомительная (информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях других людей, которая накапливается и сохраняется длительное время и используется при выработке общего подхода к оценке людей и их действий) и оперативно-регулятивная (формируется при взаимодействии с конкретными людьми в данный момент при решении определенной задачи). С ростом степени знакомства с конкретным человеком, группой, типом и категорией людей удельный вес использования оперативной информации снижается, уступая место информации общей, более устойчивой и обобщенной.
6. Социально-перцептивная способность и социально-перцептивная компетентность личности.
Подлежит ли социально-перцептивный стиль изменению и совершенствованию? В социальной психологии идея отыскать средства развития перцептивных способностей не нова. Целый ряд экспериментов был поставлен для того, чтобы выявить, обладает ли определенной стабильностью способность отдельных индивидов “читать” характеристики других людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа на вопрос: примерно в 50% случаев такая стабильность была зафиксирована, а в других 50% случаев ее не удалось выявить. Такие же противоречивые результаты были получены и относительно того, можно ли обучить искусству более точного восприятия другого человека. Несмотря на то, что вопрос этот остается дискуссионным, ряд усилий тем не менее предпринимается.
Они связаны с использованием для этих целейсоциально-психологического тренинга. Наряду с тем, что тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы ориентированы на повышение перцептивной компетентности, то есть точности восприятия (Петровская, 1989). Программы тренинга, применяемые в этом случае, весьма разнообразны. Самой простой и неожиданной из них является фиксирование внимания лиц, для которых точность восприятия других людей особенно значима (учителя, врачи, руководители разных рангов), на таком простом факте, как чрезвычайная распространенность различных “ходячих представлений” относительно связи физических характеристик человека и его психологических особенностей. Произвольные представления о связи различных характеристик человека получили название “иллюзорных корреляций”
7. Структура и механизмы социальной перцепции: идентификация, каузальная атрибуция, рефлексия, аттракция, стереотипизация.
Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения.
Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностной перцепции относят:
1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;
2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация);
3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция)
8. Функции социальной перцепции в общении (инициация общения и познание человека человеком).
Выделяют следующие основные функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания (взаимопонимание – социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга); установление эмоциональных отношений.
9. Эффект «ореола» и его практическое использование.
Эффект “ореола” – эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном.
Сущность “эффекта ореола” заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.
В более широком плане эффект можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.
0 Общение как межличностное, взаимодействие.
1. Взаимодействие в системе групповой деятельности.
Системообpазующим фактоpом совместной деятельности является взаимосвязь: с одной стоpоны, общей цели, опpеделяемой содеpжанием pешаемой задачи и с дpугой стоpоны, гpупповой мотивации, опpеделяющейся включенностью гpуппы в pешение этой задачи. Данная взаимосвязь обpазуется: а) в pамках самой совместной деятельности; б) в pамках общения, в котоpом пpоисходит кооpдинация индивидуальных действий, обмен ими, фоpмиpуются межличностные отношения и обpазуется внутpигpупповая стpуктуpа социально-психологических и функциональных pолей.(смотри следующие ответы)
2. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, мы должны рассматривать его как организацию совместной деятельности.Смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретной формой включения взаимодействия в контекст деятельности является способ организации деятельности. Основные признаки совместной деятельности (Журавлев А.Л.):
1) наличие общей мотивации, побуждения действовать вместе;
2) наличие единой цели;
3) объединение, совмещение и согласование (сопряжение) индивидуальных деятельностей; выделяются следующие уровни согласованности: изолированность; предполагаемая взаимосвязанность; “молчаливое присутствие”; влияние и взаимовлияние через коммуникацию; активная или действенная взаимосвязанность; коллективистская взаимосвязанность.
4) разделение единого пpоцесса деятельности на отдельные опеpации и pаспpеделение их между участниками;
5) кооpдинация индивидуальных деятельностей;
6) необходимость в упpавлении индивидуальными деятельностями;
7) наличие единого пpостpанства и одновpеменность выполнения индивидуальных деятельностей;
8) наличие единого конечного pезультата.
При анализе взаимодействия имеет значение тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. В этой связи конкретное содержание форм организации совместной деятельности может быть определено с учетом соотношения индивидуальных “вкладов” участников в общий процесс групповой деятельности.
Л.И. Уманский выделил три возможные формы или модели организации совместной деятельности:
1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого – “совместно-индивидуальная деятельность” (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником – “совместно-последовательная деятельность” (пример - конвейер); 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - “совместно-взаимодействующая деятельность” (пример – спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро).
3. Виды взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт), их характеристика.
Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д
За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.
А.Н. Леонтьев выделяет две основные черты совместной деятельности:
а) разделение единого процесса деятельности между участниками;
б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что “предмет” и “мотив” деятельности не совпадают.
Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем “тесноты” кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.
Что касается другого типа взаимодействий– конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте (см. раздел 5). Конкуренция (от лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противник
4. Внушение и заражение их взаимосвязь и различия
Воздействие одного партнера по общению на другого имеет цель изменить или сформировать установки последнего путем предоставления ему определенной информации. Эффект воздействия на человека зависит не только от того, каково содержание этой информации, но и от того, какие механизмы воздействия использовались:
Заражение представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя отодного человека к другому, основанную на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (оратора) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.
Внушение – социально-психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо (а иногда и против) их воли, механизм которого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию. Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации. Нося вербальный характер, внушение отличается усиленным экспрессивным компонентом. Очень велика здесь роль интонации голоса, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов.
5. Действие заражения в условиях паники.
Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (оратора) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.
6. Личность в общении.
Общение – это средство выражения межличностных отношений. Сама личность, с одной стороны, – “продукт” социальных связей, а с другой, – их созидатель, активный творец. Значит важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором “социальном контексте” [1].
Этот “контекст” представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и “психологические” отношения личности (Мясищев В.Н.).
Находясь в ситуации постоянной включенности в те или иные группы, человек выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая личность. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает, в свою очередь, в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений и межличностных ролей – ролей, обусловленных именно психологическими особенностями человека, проявляющимися во взаимодействии с окружающими.
7. Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности и общения.
В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность
В понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:
* деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми
* общение понимается как определенная сторонадеятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев А.Н.);
* общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации (А.А. Леонтьев). Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников.
В процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний. Общение – это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения – это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным.Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение и раскрывают характер межличностных отношений. Структуру взаимодействия представляют следующие коммуникативные операции, осуществляемые участниками взаимодействия в процессе выполнения задач совместной деятельности:
1) начало контакта (фактические операции; операции обращения);
2) поддержание контакта: а) информационные (информирование-разъяснение, пояснение, рассуждение, уточнение, суждение-высказывание, вопрос); б) информационно-оценивающие (мнение-оценка, запрос мнения-оценки); в) управляющие (советы, просьбы, указания, предложения, приказы-команды, запреты, угроза); г) согласующие (согласие на выполнение действия, принятие, отказ); д) адаптивные (шутка, молчание); е) личностно-оценивающие (лесть, поощрение, унижение, оскорбление).
Конкретным содержанием данной системы коммуникативных действий являются следующие коммуникативные задачи, направленные на реализацию общих целей деятельности в конкретной ситуации взаимодействия:пеpедача инфоpмации о пpоцессе совместной деятельности; изменение поведения другого;оценка действий партнера и сообщаемой им инфоpмации;изменение эмоционального фона совместных действий;изменение личностных установок другого и т.п.
Таким образом, общение как интеpакция пpедставляет собой процесс взаимодействия индивидов, обменивающихся социальными действиями в целях изменения поведения дpуг дpуга или сохpанения существующих социальных позиций-ролей (взаимоотношений) в pамках совместной деятельности.
8. Методика Бейзла для наблюдения за процессом социального взаимодействия.
Одна из наиболее известных попыток разработки типологии взаимодействия принадлежит Р. Бейлсу. Он разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Схема Бейлса получила широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес. Замечания эти сводятся к следующему: