В пространстве и мобильности
1.1. Основные подходы к построению программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности
инвалидов по зрению
Обучение незрячих ориентировке в пространстве является одним из важнейших условий компенсации нарушения зрения, так как всякая деятельность человека связана с его умением ориентироваться и передвигаться в пространстве.
От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, в доме, на рабочем месте, на улицах и в учреждениях своего микрорайона, города, в общественных местах, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция инвалидов по зрению в современное общество. Овладение инвалидами с глубокой патологией зрения обобщенными способами ориентировки в пространстве является залогом преодоления их изолированности в обществе, необходимым условием реализации их возможностей.
Отечественный и зарубежный опыт работы с взрослыми инвалидами по зрению убедительно показал, что люди, не имеющие зрения с детства, и, особенно, те, кто потерял его в более поздние возрастные периоды жизни, только лишь в исключительных случаях самостоятельно преодолевают страх пространства и овладевают обобщенными способами ориентировки и передвижения в незнакомом пространстве. В основном же они нуждаются в специальном обучении, имеющем целью формирование навыков самостоятельного передвижения инвалида по зрению, как в знакомом (замкнутом и свободном), так и в незнакомом (также замкнутом и свободном) пространстве.
Обучение ориентировке в пространстве инвалидов по зрению должно планироваться и проводиться с учетом таких индивидуальных особенностей как психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве, время потери зрения, наличие и характер остаточного зрения, возраст реабилитанта, его семейное положение и социальное окружение, готовность сохранных анализаторов инвалида воспринимать предметный мир и окружающее | н пространство, имеющиеся у реабилитанта навыки самостоятельно- > т го передвижения в пространстве (только в квартире; только в квар- I N тире и в своем микрорайоне и т.п.) и др. ^и н
ю
Реабилитологу надо понимать, что овладение незрячими навыками самостоятельного передвижения в знакомом и тем более в незнакомом пространстве процесс сложный и длительный, требующий строго индивидуального подхода. От самого реабилитанта требуется большое терпение и упорство в изучении конкретных актуальных для него маршрутов. Без этого даже при очень хорошем образовании и высоком уровне интеллекта конкурентоспособность реабилитанта и его действительная интеграция в открытое общество становятся не возможными.
Содержание занятий по ориентировке в пространстве отражено в представленной ниже базовой программе обучения ориентировке в пространстве и мобильности инвалидов по зрению в условиях мегаполиса, которая в помощь практическим реабилитологам специально изложена в виде тематического плана. Распределение часов по темам в базовой программе является примерным, так как овладение приемами самостоятельного и мобильного передвижения в пространстве инвалида по зрению - процесс весьма индивидуальный и не может быть заключен в строго определенные рамки. В каждом конкретном случае этот вопрос должен решаться препо-давателем-реабилитологом строго индивидуально с учетом совокупности всех индивидуальных особенностей реабилитанта.
Порядок изучения тем также можно варьировать (изменять). При этом отдельные темы (например, такие как «Приемы перемещения с помощью трости в различных помещениях», «Приемы работы тростью при передвижении по городу» и др.) должны изучаться с незрячими реабилитантами практически на протяжении всего срока обучения. Это вызвано тем, что при ориентировке незрячего трость необходима для решения всех задач, стоящих перед реаби-литологом.
В качестве примера на основе нижеследующего «Базового варианта программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности инвалидов по зрению в условиях мегаполиса» в помощь реабилитологам в приложениях к пособию приводится два варианта программы (тематического плана занятий) по ориентировке в пространстве с учетом наиболее часто встречающихся потребностей реабилитантов.
Первый вариант (см. Приложение 1) рассчитан на обучение незрячих, не имеющих форменного (предметного) остаточного зрения. При организации занятий по первому варианту целесообразно теоретический материал изучать в форме фронтальных занятий с малыми группами (по 2 человека), а практические занятия, в основном, проводить индивидуально.
.11
Второй вариант (см. Приложение 2) ориентирован на инвалидов,, имеющих форменное (предметное) остаточное зрение. Теоретические занятия по второму варианту целесообразно проводить в группах по 3-4 человека, а практические - по 2 человека или индивидуально. Вопрос о соотношении занятий парами или индивидуально решается реабилитологом, исходя из возможностей и потребностей реабилитантов, их психологического состояния и других показателей.
Заметим, что программа любого варианта может быть скорректирована реабилитологом с учетом потребностей конкретного человека или группы. Коррекция плана предполагает увеличение учебного времени на темы, в изучении которых реабилитант испытывает трудности. Целесообразно сокращать время на изучение тем, материал которых реабилитантам знаком или усваивается относительно легко. Кроме того, желательно исключать из рассмотрения те темы, которые по каким-либо причинам являются для обучающегося не актуальными. При этом следует более тщательно (дольше) работать над реабилитационно значимыми темами. Например, незрячий хорошо ориентируется в своем микрорайоне, в котором он не только живет, но до последнего времени и работал. Однако, в связи с сокращением производства, на котором он был занят, он стал искать новую работу, нашел ее, но у него нет навыков изучения новых маршрутов, поэтому без специального обучения добраться до нового места работы и ориентироваться на рабочем месте ему будет весьма трудно.
Таким образом, в каждом конкретном случае реабилитологу следует, во-первых, выбрать наиболее подходящий для реабили-танта вариант программы (тематического плана занятий) по ориентировке в пространстве, а, во-вторых, скорректировать его с учетом имеющихся у реабилитанта навыков ориентировки в пространстве, состояния его зрительных функций (наличия и форм остаточного зрения, особенностей поля зрения, состояния световой чувствительности), уровня физического развития, времени потери зрения, образования, места работы (или предполагаемого места работы) и других данных, которые позволяют наиболее рациональным путем реабилитировать инвалида по зрению в плане его самостоятельности при ориентировке в пространстве и мобильности в передвижении (см. Приложения 1, 2).
1.2. Базовый вариант программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности инвалидов по зрению в условиях мегаполиса
Темы | Теория (час.) | Практика (час) |
Введение | ||
Значение навыков ориентировки и мобильности для социальной адаптации инвалидов по зрению. Краткое знакомство с курсом. | 0,5 | |
Значение сохранных органов чувств (осязания, слуха, обоняния) и остаточного зрения для самостоятельной ориентировки в пространстве инвалидов по зрению | 0,5 | |
Системы мобильности для людей с нарушением зрения. Адаптация окружающей среды для людей с нарушением зрения. | ||
Диагностика исходного уровня реабилитанта по пространственной ориентировке. Готовность сохранных анализаторов и остаточного зрения (если оно имеется) для ориентировки в пространстве. | ||
Ориентировка в различных помещениях | ||
Макетирование знакомых помещений с помощью приборов «Ориентир», Трафика" и "Школьник". | 1,5 | |
Приемы обследования предметов, заполняющих помещения. Приемы перемещения в замкнутом знакомом пространстве без трости. | 1,5 | |
Передвижение без трости и с помощью трости в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов (коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки площадки и т.п.) и заполненных большим количеством предметов. Использование для ориентировки различных предметов, находящихся в помещении, приемы защиты тела от столкновения с предметами. | ||
Приемы передвижения с помощью трости в различных знакомых и не знакомых помещениях (знакомый магазин, аптека, цех, лаборатория и т.п.) | ||
Приемы ориентировки (по месту жительства обучаемого) в магазинах, сберкассе, отделении связи, комбинате бытовых услуг, на предприятиях коммунального обслуживания населения и т.п. | 0,5 | |
Ориентировка в помещениях и на рабочем месте в учреждениях (организациях, предприятиях), где работает реабилитант. |
Библиотека для слепых, территориальная первичная организация ВОС, культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС. Упражнения в ориентировке в помещениях этих учреждений. | 0,5 | |
Макетирование ранее знакомого или уже изученного помещения и передвижение в нем. Анализ ошибок. | 0,5 | 1 I | |
Ориентировка в городе | ||
Приемы работы тростью при передвижении по городу. Выделение главного ориентира при передвижении по улице, постоянные и временные препятствия и т.п. | ' | I 1 |
Выбор приема (техники) работы тростью при передвижении по тихим и оживленным улицам, по знакомому двору. Комплексное использование сохранных анализаторов при движении по улице: звуковые линии, как главные ориентиры при передвижении по тротуару, использование для ориентировки рельефа дороги, ориентир на характерные запахи местности. | ||
Приемы передвижения с опытным и случайным сопровождающим по тротуару, через дорогу, по узким местам, преодоление препятствий. | 0,5 | |
Правила и приемы перехода инвалидом через дорогу при различных видах перекрестков (трехсторонние, четырехсторонние, двухсторонние и др.), включая переход оживленных улиц, регулируемых различными типами светофоров. | 0,5 | |
Макетирование с помощью приборов «Ориентир», «Графика», «Школьник» различных улиц, перекрестков, маршрутов и вариантов ситуаций на них. | 0,5 | |
Изучение маршрутов до различных остановок общественного транспорта: особенности расположения трамвайных и автобусных остановок. Упражнения в нахождении остановок. | 0,5 | |
Упражнения в пользовании подземными переходами. | ||
Макетирование знакомых маршрутов с помощью тифло-приборов («Ориентир», «Графика», «Школьник»). | ||
Составление макета маршрута по его словесному описанию. | ||
Приемы ориентировки при посадке в городское транспортное средство. | ||
Особенности ориентировки в кассовом зале метро. Спуск на платформы к поездам метро. Специфика ориентировки в метро в зависимости от архитектурных особенностей станции (наличие или отсутствие колонн, особенности зала и платформ). Проход на эскалатор | 0,5 |
и выход с эскалатора. Ориентировка на платформах метро при подходах и посадке в вагоны метрополитена и выходе из них. | - | • |
Ориентировка во дворах, приемы нахождения нужного подъезда, пользование лифтами, кодами и др. Развитие мышечно-двигательной памяти на маршруте следования. | 0,5 | |
Изучение особенностей маршрута до места работы инвалида по зрению. | 0,5 | |
Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке и изучение конкретных маршрутов | ||
Изучение конкретных пешеходных маршрутов от дома реабилитанта до ближайших остановок общественного транспорта, до ближайших магазинов, скверов и др. важных для конкретного инвалида объектов. | ||
Комплексное использование сохранных анализаторов и мышечно-двигательной памяти на маршруте следования. | ||
Работа тростью при подходе к транспортному средству, при посадке в салоны и при выходе из транспортного средства. | *1 | |
Особенности посадки в транспортное средство в разное время года. Точка отсчета, соблюдение расстояния, нахождение двери, измерение высоты ступеньки, методика посадки в транспортное средство и выхода из него. | ||
Практические упражнения при посадке в разные виды транспорта с комплексным использованием сохранных анализаторов. | ||
Особенности ориентировки на железнодорожных платформах и в поездах. Особенности поворотов на 90 и 45 градусов на платформах железнодорожного транспорта | ||
Нахождение подземных переходов и сохранение образа наземного пространства. | ||
Составление наиболее безопасных для инвалида маршрутов. | ||
Упражнения в передвижении по маршрутам, включающим пересадки и использование различных видов общественного транспорта: до поликлиники, до места работы, до библиотеки для слепых, до местной первичной организации ВОС и т.д. | ||
Итого: 60 часов |