Мин.) Тренинг навыков школьного поведения
Звенит колокольчик, дети занимают свои места. Психолог объясняет:
- Сейчас я выйду за дверь, а когда войду обратно, вы должны молча встать около своих стульчиков.
После этого психолог говорит:
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок.
( 5 мин.) Упражнение «Потопаем, похлопаем»
Психолог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе, например:
- Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит.
Затем психолог говорит:
- А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя - потопаете ногами. Начинаем!
Слушать учительницу? Разговаривать с соседом по парте? Вставать и ходить по классу? Писать в тетрадях буквы? Рисовать в тетрадях машинки? Есть конфеты? Рисовать на страницах учебника? Отвечать на вопросы учительницы? И т. д.
(9-10 мин.) Упражнение «Складываем и считаем»
Психолог раздает наборы счетных палочек.
Детям предлагается сложить треугольник, квадрат и прямоугольник, а затем посчитать, сколько палочек понадобилось для каждой фигуры.
Следует обратить внимание детей на отличия квадрата от треугольника и прямоугольника от квадрата.
На доске - рисунок:
Психолог спрашивает: «Что это за фигуры и сколько их?»
(Пять.)
Затем детям предлагается выложить рядом два треугольника и сосчитать, сколько палочек они использовали. Задание можно усложнить, попросив детей выложить из пяти палочек Два треугольника. Если дети не справляются с заданием, следует дать образец.
Также можно использовать и более сложные задания*.
٭Подходящие задания можно найти в книге: Михайлова З.А. Игровые задачи Для дошкольников. - СПб., 1996.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 3)
Мин.) Задание для выявления уровня зрительно-моторной координации
•Психолог раздает детям бланки, простые карандашии предлагает «скопировать» крестик.
Заключительный этап (см. Занятие 1)
Занятие 5
Задачи:
v развитие групповой сплоченности;
v тренировка тонкой моторики;
v развитие слухо-моторной координации и внимания;
v развитие кругозора, речи и мышления;
v диагностика самооценки.
Материалы:
сшитая концами узкая лента, колокольчик, наборы «Учись считать», подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
( 4 - 5 мин.) Игра «Паутинка»
Все встают на равном расстоянии друг от друга и берутся за края ленты, образуя круг.
Психолог называет одного из детей и задает ему вопрос, например: «Какого лесного зверя ты знаешь?».
Если ребенок правильно отвечает на вопрос, он переходит на другое место круга, потянув за собой ленту. Остальные участники ослабляют натяжение ленты, но не отпускают ее.
После того, как все дети ответят на вопросы, психолог обращает их внимание на образовавшуюся «паутинку» и предупреждает, что она распадется, если даже кто-то один отпустит ленту, а, значит, важен и значим каждый участник.
Звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)