Эффекты межличностного восприятия и понимания
Для достижения эффективности взаимодействия необходимо знать закономерности восприятия человека человеком, его понимание и оценку, которая может быть адекватной, а может не соответствовать действительности. Существуют различные эффекты, которые искажают восприятие и которые необходимо учитывать. Это:
Эффект первичности – мнение, сложившееся вначале очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Первая информация сильнее последующей. Первое впечатление возникает в первые 15-20 секунд общения с человеком.
Эффект новизны – о человеке хорошо знакомом нам важнее новая информация (вспомним фильм "Самая обаятельная и привлекательная" , когда главная героиня, которую все считали "синим чулком" вдруг пришла на работу совершенно преображенная, в новом наряде).
Эффект бумеранга – людям обычно подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давление со стороны другого человека воспринимается обычно как покушение на их право свободного выбора.
Эффект ореола означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные - либо затушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. В повседневной жизни это явление называют «приклеиванием ярлыков».
Эффект последовательности состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем.
Эффект проекции - неосознаваемая тенденция переносить (проецировать) нежелательные для себя качества и свойства на другого человека.
Эффект снисходительности - щедрая, излишняя благожелательность, то есть некритичность при оценке другого человека.
22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный и сверхличностный.
1. Внутриличностный – диалогическая природа сознания (в сознании представлено не одно «Я», а множество, в частности Я-ТЫ). Самообщение.
2. Личностный – общение.
3. Сверхличностный – общение групп (команды КВН, общение одной пары с другой).
Межличностные отношения в обществе бывют трех уровней: макро (между большими социальными группами в рамках всего общества или между обществами – государствами, странами, этносами. Мезоуровень – отношения школьных классов, студенческих групп в вузе. Микроуровень – между микрогруппами (диады, триады).
Группа выступает своеобразным субъектом деятельности, т.к. является функциональной единицей общественной жизни. Однако в отличие от личности как субъекта деятельности она несет в себе структуру внутренних межличностных формальных и неформальных отношений, которые связаны непосредственно с внешними отношениями группы. Внешние отношения влияют на внутренние отношения.
23. Разновидности общения: субъект-реальный партнер, субъект – субъектированный объект, субъект – воображаемый партнер.
Особенности субъекта с реальным партнером, который также является полноценным субъектом взаимодействия. Общение реального субъекта с реальным партнером может выступать на уровне материально-практическом (практическое общение, возникающее в результате реального, материального совместного действия и духовное общение, которое может приобретать форму переписки). На уровне практически-духовной формы Каган выделяет обряд и игру. На уровне духовно-информационного общения – представительское общение, групповое общение культур.
Общение субъекта с субъектированным объектом относится мир живой и неживой природы. Также сюда можно отнести произведения искусства.
Общение реального субъекта с воображаемым субъектом – процесс самообщения, процесс внутренней коммуникации с образом отсутстующего, но реально существующего или придуманного человека (Квазиобщение). Образцом может выступать произведение искусства как источник диалога между автором и зрителем, читателем, слушателем.
Общение воображаемых персонажей. Яркий пример – литературные и живописные произведения. Именно искусство расширяет рамки реального общения, обогащая его новыми культурными формами.
Каган описывает возможные функциональные ситуации реализации общения, с точки зрения системного анализа, где: 1. цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов; 2. цель общения заключается в самом взаимодействии; 3. цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4. цель общения – приобщение самого инициатора к ценностям партнера.
Транзактный анализ
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.
Лидерство в группе
Теория черт включает идею о том, что лидерство - феномен, рождаемый специфическими чертами лидера. В социологических концепциях М. Вебера Э. Трельча был введен специальный термин харизма - исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей. Теория получила достаточно много опровержений в связи с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера.
Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Лидер – функция ситуации. Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, высока вероятность смены лидера. Г. Ш и бута ни выделил два психологических фактора, которые зависят от изменения ситуации: степень формализации группы и степень автономии членов группы. Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов: 1) внезапные критические ситуации. 2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации.
3)лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства.
4) руководитель в процессе влияния на подчиненных
имеет значительно больше санкций, чем лидер
различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений.
Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером.
Д. Майерс считает, что лидерство -это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу. При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.
К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).
При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция. Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации. Что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп.
При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации. Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами.
Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности. Данный стиль4 способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности.
Попустительский стиль встречается реже. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности. Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается. В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута. Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении.