Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ
Проект | Научное исследование |
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ | |
Формулировка замысла проекта: · предварительное описание продукта проектных работ, · его соответствие условиям будущего использования | Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере. Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы |
Формулировка целей: | |
на выполнение замысла проекта (очень конкретно) | на решение научной проблемы (большая степень свободы) |
Интерпретация целей на языке задач | |
получение конкретного продукта проектных работ | разностороннее научное исследование объекта изучения |
Выбор методологического инструментария | |
В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д. | Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности |
Проведение проектных или исследовательских работ | |
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности. | Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования. |
Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию. | Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации. |
Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях. | Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами. |
Практическое использование полученного продукта. | Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления. |
Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам. Исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен.
Не следует забывать, что реализация проектной деятельности требует значительного творческого потенциала от разработчиков – зачастую, не меньшего, чем при исследовательской работе. Один и тот же продукт проектной деятельности, выполненный разными разработчиками, хотя и отвечает всем заданным требованиям проекта, но может отличаться по некоторым деталям, дизайну и т.п. все это следует отнести к творческому потенциалу тех, кто его выполнил.
Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определенной теме химии, физики, биологии и т.д. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны – для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта также очевидна.
Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, следует учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования. В основном, это касается необходимости получения в ходе профессионального научного исследования результатов, характеризующихся очевидной научной новизной, тогда как важнейшим результатом исследовательской деятельности школьников является «добыча», выведение знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.
Таким образом, для успешного овладения исследовательской и проектной деятельностями учащиеся должны овладеть следующими действиями:
- постановка проблемы и аргументирование ее актуальности;
- формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла – сущности будущей деятельности;
- планирование исследовательских или проектных работ и выбор необходимого инструментария;
- собственно проведение исследования или проектных разработок с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
- оформление результатов деятельности, как конечного продукта;
- представление результатов исследования или продукта проектных работ широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.