Какие существуют способы выражения проблемы в тексте?

ТЕМА 2.

Задание С1. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ и критерии их оценивания

Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста

Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, волнующий конкретного человека в определённой жизненной ситуации и требующий решения. Проблематика — это совокупность подобных проблем.

Маловероятно, что, создавая то или иное произведение, автор просто хотел досадить выпускникам, задумываясь над вопросом, который волнует только его, и заставляя бедных школяров выискивать этот самый коварный вопрос в тексте его статьи или рассказа. Все проблемы, над которыми размышляют авторы многочисленных «текстов ЕГЭ», взяты из вполне реальной жизни, и появление их обусловлено самой жизнью.

Итак, что же это за проблемы и на какие типы они делятся?

Нравственные (этические) проблемы — духовная жизнь людей, их взаимоотношения: честь и бесчестье, дружба и предательство, духовность и бездуховность, эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, конфликт отцов и детей, интеллигентность и хамство и др.

Философские проблемы — самые общие вопросы природы человека, развития общества: познание и самопознание, смысл жизни, свобода и ответственность, человек и культура, человек и история, язык и мышление и др.

Социальные проблемы — это вопросы устройства и жизни общества: соблюдение прав человека, социальная справедливость и несправедливость, построение идеального общества, подлинный и мнимый патриотизм, наука и общество, прогресс и общество и др.

Политические (социально-политические) проблемы — деятельность государственной власти, партий и общественных организаций: гражданское общество, создание правового государства, политика в жизни общества, демократия, национализм, шовинизм, вопросы межнациональной вражды, международные конфликты, терроризм и борьба с ним и др.

Эстетические проблемы — восприятие человеком прекрасного: воспитание эстетического вкуса, восприятие искусства, духовность в искусстве, роль книги в жизни человека, влияние массовой культуры, телевидения и Интернета на человека и др.

Экологические проблемы — взаимодействие человека и окружающей среды: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к природе, сбережение духовных богатств: экология культуры, экология языка и др.

Помните: выявление и формулирование проблемы — это ключевой, принципиально важный момент в работе над содержанием сочинения! На всех остальных этапах его создания вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему будете комментировать; именно по отношению к ней выражать позицию автора текста; высказывать своё мнение о его позиции вам придётся опять же по сформулированной именно вами проблеме, а затем соглашаться или не соглашаться с автором и аргументированно доказывать свою точку зрения. Неверно выявленная или неточно сформулированная проблема является прямой угрозой всему сочинению!

Что нужно искать в тексте, чтобы сформулировать проблему?

В публицистическом тексте искать нужно точку зрения автора, главную мысль текста. Это ответ автора на вопрос, над которым он размышляет. Подумайте над тем, на какой вопрос автор отвечает своим текстом. Этот вопрос и есть проблема.

В художественном — анализировать поступки, взаимоотношения, речь героев, затем выделять ключевые слова, а потом на основании этого анализа формулировать проблему.

В какой части текста искать формулировку проблемы?

Наиболее вероятны следующие части текста:

начало;

начало основной части;

конец основной части или абсолютный конец.

Какие существуют способы выражения проблемы в тексте?

Проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса.

Проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту.

Проблема не называется в тексте, а выявляется путём анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее, что характерно для текста художественного стиля.

Наши рекомендации