Личность: феноменология, структура и динамика, развитие.

В психологии личность рассматривается как:

1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физический и социальный аспекты;

2) множество (или система) относительно устойчивых черт, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, в поведении с другими и их отношении к нему;

3) определенный тип (или сочетание типов) с характерными для него особенностями поведения;

4) система конструктов. Конструкт – это своеобразная оце­ночная ось (добрый – злой, плохой – хороший), элементарная еди­ница нашего восприятия как синтеза объективных сведений и их субъективной интерпретации;

5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний с акцентом на содержание потребностно-мотивационной сферы человека;

6) деятельное «Я» субъекта, т. е. планы, отношения, направ­ленность смысловых образований, корректирующих его поведение;

7) субъект персонализации, т. е. потребности и способности личности вызывать значимые изменения в физическом и социаль­ном окружении ее и т. п.;

8) «осуществление процесса жизни в свободном, социально ин­тегрированном индивидууме, наделенном духовным началом», т. е. по мере развития личности определяется не только ее отношение к тем или иным собственным поступкам, желаниям, эмоциям и т. д., но и сопричастность к жизни в целом.

Личность – это системное качество, которое приоб­ретает индивид во взаимодействии со средой, в форме общения, по­знания и совместного с другими труда.

Основными сферами личности являются:

1) потребностно-мотивационная, связанная с удовлетворе­нием определенных потребностей к деятельности и направлен­ности;

2) эмоционально-волевая – субъективно окрашенные реакции отношения к окружающему миру, волевые усилия, переживания;

3) когнитивно-познавательная – получение, хранение, узна­вание, воспроизведение, забывание, творческое преобразование информации;

4) морально-нравственная, включающая личностные репрезен­тации основных нормативных регуляций действий человека, закреп­ленных в привычках, обычаях, традициях социальной жизни людей;

5) экзистенционалъно-бытийная, проявляющаяся в состоя­нии самоуглубления, переживании личностью своей самости, обусловленном мерой сопричастности бытию в этом мире;

6) действенно-практическая сфера человека как деятеля, реа­лизующего свои способности, навыки, умения, достижения, т. е. праг­матические аспекты личности;

7) межличностно-социалъная – это обмен информацией, взаимодействия, взаимоконтакты и т.д.

Основными элементами личности являются:

1) темперамент – особенности нейродинамической органи­зации индивида;

2) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

3) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или несколь­ких видов деятельности;

4) направленность – система устойчивых предпочтений и моти­вов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая тен­денции ее поведения, позволяющая прогнозировать будущее лично­сти, обусловливающая активность и целенаправленность поведения.

Ключевым системообразующими признаками личности выступают эмоциональность, активность, саморегуляция и побуж­дения.

Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент). Тест-опросник Стреляу.

Ян Стреляу на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова-Теплова разработал тест, направленный на изме­рение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня под­вижности.

На русскоязычной популяции стандартизационное исследование было проведено Н. Н. Даниловой.

Очевидно, что возможности прогнозирования поведения с помо­щью результатов по тесту-опроснику Стреляу зависят от того, насколь­ко указанные понятия теории Павлова - Теплова могут быть коррект­но применены к заданному классу ситуаций.

Тест-опросник Айзенка

Пытаясь соединить воззрения И. П. Павлова и К. Юнга, Г. Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию-интроверсию», «нейротизм-эмоциональную стабильность».

Феноменологически в поведении «экстраверты» и проявляют себя как возбудимые и подвижные, а «интроверты» - как заторможенные и инертные. Нестабильность - результат неуравновешенности про­цессов возбуждения и торможения.

В настоящее время разработаны две параллельные формы (А и В) адаптированного русскоязычного варианта тест-опросника Айзенка.

ОСТ Русалова

Опросник структуры темперамента (ОСТ). Если раньше темперамент рассматривали как проявление биологических свойств человека на уровне поведения, то сейчас – как результат системного обобщения инвариантных биологических компонент, вовлеченных в функциональные системы поведения.

2 формы ОСТа: для детей 13-17; для взрослых 18-55, 105 вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет». 8 темпераментальных шкал:

1. Предметная эргичность - потребность в освоении предметного мира, стремление к физическому и умственному труду. 2. Социальная эргичность - потребность в социальных контактах, стремление к лидерству. 3. Пластичность – легкости или трудности переключения с одного предмета на другой. 4. Социальная пластичность – выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ. 5. Темп или скорость – включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. 6. Социальный темп – скоростные характеристики речедвигательных актов. 7. Эмоциональность. 8. Социальная эмоциональность – эмоциональная ч-ть в коммуникативной сфере.

Имеется контрольная шкала (9-ая), оценивающая уровень социальной желательности (вопросы на откровенность и искренность высказываний).

На основании этих шкал могут быть получены темпераментальные индексы и типы. Каждая шкала по 20 вопросов различной степени трудности, оценка 0-12 баллов. Время работы 20 минут. Каждая шкала по баллам: низкие показатели 0-3, высокие 9-12.

Наши рекомендации