Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Психология подросткового и юношеского возраста»

1. Психология подросткового и юношеского возраста: предмет, метод, задачи дисциплины.

Психология подросткового и юношеского возраста – это…

Предмет – закономерности развития?

Метод - ?

Задачи дисциплины?: - рассмотреть предмет задачи и основные функции психологии подросткового возраста и сферы применения психологических знаний в различных областях жизни; - рассмотреть закономерности онтогенетического развития психических процессов человека на возрастных этапах отрочества (10-11 – 15-16) и юности (15,16 – 20,23) - рассмотреть критерии определения нормы и патологии психической деятельности на этапах отрочества, а также пути и средства компенсации и восстановления нормы; - рассмотреть цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога по работе с людьми 10 -23 лет; - рассмотреть основной диагностический инструментарий по организации и проведению психологического исследования людей на этапах отрочества; - отработать умения психологической психодиагностики и организации исследования на основе проведения студентами самостоятельных психологических исследований подростков.

2. Концептуальные подходы зарубежной и отечественной психологии в психологии подросткового и юношеского возраста.

1. Классические исследования подросткового и юношеского возраста в первой половине ХХ в. (Ст.Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Гецер Г., Штерн Э.)

В соответствии с теорией рекапитуляции, Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни.

Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков:

-чрезмерная активность может привести к изнурению,

-безумная веселость сменяется унынием,

-уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость,

-эгоизм чередуется с альтруистичностью,

-высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями,

-страсть к общению сменяется замкнутостью,

-тонкая чувствительность переходит в апатию,

-живая любознательность - в умственное равнодушие,

-страсть к чтению - в пренебрежение к нему,

-стремление к реформаторству - в любовь к рутине,

-увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения.

Ст. Холл по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает "чувство индивидуальности".

Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.
Также он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Это возраст мечтаний, неясных стремлений, неудовлетворенности, пессимистических настроений; возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств. Э. Шпрангер объясняет это явление тем, что подросток стоит перед близкой перспективой занять определенное, но не удовлетворяющее его положение в обществе.
Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков.Он попытался понять - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрастах. Дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Э. Шпрангеру, принадлежат разным слоям психики (Шпрангер Э.,1931).

Э. Шпрангер выделяет три ступени эротических переживаний.

Первая - вчувствование, когда юный человек по мере своего созревания научается воспринимать внутреннюю, одухотворенную красоту.

Вторая - психическое понимание, которое "воспринимает другого как духовное образование, как определенную осмысленную форму".

И третья - понимающая симпатия - "созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, но основывающееся также и на совместном переживании глубоких ценностей".

Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. "Источником силы юношеского эроса, - пишет Э. Шпрангер, - во всех его формах является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен".
Сексуальность, по Э. Шпрангеру, означает комплекс психических и телесных переживаний и влечений, характеризующихся специфическим чувственным наслаждением.

По мнению Э. Шпрангера, в сознании подростка эротика и сексуальность в переживании резко отделены друг от друга. При сексуализации эротического в переходном возрасте, по мысли Э. Шпрангера, может быть разрушена, причем необратимо, идеальная любовь. Вследствие того, что с сексуальной стороны подросток еще недостаточно развит, полная сексуализация эротического может и не произойти. Согласованность эротики и сексуальности "в одном большом переживании и связанным с ним акте оплодотворения" считается "симптомом зрелости".


Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания,когда человек становится половозрелым.
Основная его характеристика — то, что Ш. Бюлер называет психической пубертатностъю,Допубертатный период она считает детством, а заключительную часть пубертатного периода — юностью. Психическая пубертатность связана с вызреванием особой биологической потребности — потребности в дополнении,которая выводит подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побуждает к поискам сближения с существом другого пола.
Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной (физической), которая приходится в среднем у мальчиков на период между 14—16 годами, у девочек — между 13-15 годами. С ростом культуры период психической пубертатности удлиняется по сравнению с периодом физической, что и является причиной многих трудностей в эти годы.
Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза жизнеутверждения, характерная для юношества.
Основные черты негативной фазы:повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также "физическое и душевное недомогание", которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки неудовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется и ряд новых внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в это время особенно притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения — "пассивная меланхолия" и "агрессивная самозащита". Следствие всех этих явлений — общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.
Окончание фазы связано с завершением телесного созревания. Позитивный период начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив: "переживание природы", сознательное переживание прекрасного, любовь.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.
Им описано 6 типов ценностей и соответственно типов личности, которые заметны уже в подростковом возрасте:

1) теоретический тип— личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

2) эстетический тип— личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями";

3) экономический тип —жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с "наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата";

4) социальный тип —"смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей";

5) политический тип— для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

6) религиозный тип— такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира".


Переходный возраст, по Э. Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его "серьезной игрой"и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Примерами таких игр могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях.


Исследование Г. Гецер содержит интересные данные, связанные с переходом от негативной фазы пубертатного периода к позитивной (Гецер Г., 1931).
Первым признаком завершения негативной фазы Г. Гецер считает повышение продуктивности, отмечая, что у 70% девочек первой продуктивной работой была литературная работа: писание писем, ведение дневников, стихосложение. Нужно сказать, что у девочек, которые до негативной фазы занимались литературным творчеством, в период негативной фазы это творчество прерывалось. Рассматривая течение негативной фазы у мальчиков, Г. Гецер отмечает, что во время негативной фазы у мальчиков возникает "тоска по другу", но она, так сказать, еще пассивна. К концу негативной фазы подросток активно ищет друга и находит его, хотя впоследствии их дружеские отношения могут и не сохраниться. Ссылаясь на Ш. Бюлер, Г. Гецер пишет о том, что в заключение негативной фазы наступает так называемая стадия мечтательности, которая находится во временном промежутке от 13 до 16 лет.

2. Классические исследования подросткового и юношеского возраста во второй половине ХХ в. начало XXI в.. (Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Д. Элкинд, Р. Энрайт, Кле М., Ремшмидт Х., Райс Ф., Шэффер Д.)

Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка, подтвердили важность общества для конструктивного развития индивида.

В эпигенетической теории развития личности Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни. Ключевым термином эпигенетической теории является понятие «идентичность», определяемое как «субъективное...ощущение тождества и целостности». Э. Эриксон подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет. Так отрочество в его концепции относиться к пятой стадии, которая ставит перед индивидом задачу первого целостного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного Я («диффузия идентичности», «спутанная идентичность»). Перед подростком стоит задача объединения на новом уровне всего того, что он знал и знает о себе в нечто целое, и затем спроецировать это представление на будущее: «Кто Я?» «Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?». В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития: подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности, полно выраженную в верности.

В теории Э. Эриксона идентичность - это чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития. Это субъективное переживание: "Я тот же самый".
Другое его определение. Идентичность - это самоопределение себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь - это итог социализации личности, определение своего места в системе социальных отношений, которое можно выразить словами: "Я часть групповой общности".


Женевская школа генетической психологии, созданная Ж. Пиаже описывает возраст от 11-12 лет и до 14-15 лет, как возраст когда осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, согласно представлениям Ж. Пиаже, окончательно формируется личность и строится программа жизни.
Для создания программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. Только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.
В возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Ж. Пиаже назвал ее "наивным идеализмом" подростка, стремящегося к переустройству мира. Достигнув формально-операциональной стадии в развитии мышления, подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но и о том, что только может быть. Он освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. При этом он приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией.


Развивая идеи Ж. Пиаже, американский психолог Д. Элкинд выявил новые аспекты подросткового эгоцентризма, в большей степени затрагивающие развитие личности. Он заметил, что формальные операции наделяют подростков способностью к рефлексии и позволяют ему получать представление не только о собственном мышлении, но и о мышлении других людей. При этом подросток еще недостаточно хорошо различает объекты, на которые направлено его собственное мышление, и объекты, на которые направлено мышление других людей.
Из-за тех серьезных психофизиологических изменений, которые происходят с подростком в этом возрасте, он более всего интересуется собой. Соответственно он думает, что другие люди озабочены его поведением и внешним видом так же, как и он сам. Именно это убеждение Д. Элкинд обозначает термином - "воображаемая аудитория" и рассматривает его как одно из основных проявлений эгоцентризма в подростковом возрасте. Подросток настойчиво пытается предвосхитить реакции других людей на самого себя. Однако эти предвосхищения зависят от того, как сам подросток относится к себе. По его мнению, другие люди будут относиться к нему точно так же, как и он сам. В силу этих причин подросток постоянно конструирует "воображаемую аудиторию", центром внимания которой он сам и является. Понятие "воображаемая аудитория", по мнению Д. Элкинда, позволяет объяснить такие феномены подросткового поведения, как стремление к уединению, нежелание подростка открывать другому свои переживания, застенчивость и т.п. Поведение подростка является реакцией на ощущение, что он постоянно находится перед критическим взором других людей. Аффект, особенно часто переживаемый подростком, это - стыд как проявление реакции на постоянное внимание со стороны "воображаемой аудитории".
В то время как подростку не удается отличить предмет своего мышления от предмета мысли других, он очень хорошо дифференцирует собственные чувства. Подросток оценивает себя и особенно свои чувства как нечто уникальное, особенное. Только он может так страдать, любить, ненавидеть. Попытки многих родителей сблизиться со своими детьми отвергаются ими со словами: "Ты все равно не поймешь, что я чувствую!" Эту веру в уникальность своих переживаний в подростковом возрасте Д. Элкинд назвал "личным мифом". "Личный миф" - это история, которую подросток рассказывает себе о себе же самом, но которая не является правдой. Д. Элкинд считает "личный миф" вторым компонентом эгоцентризма в подростковом возрасте. "Личный миф" наиболее ярко проявляется в подростковых дневниках, а также в тенденции к вере в личного Бога. По словам Д. Элкинда, стремление подростка к уединению и вера в свою исключительность приводят к установлению отношений с Богом как доверенным лицом, к которому подросток обращается не с просьбой о подарках, как в более ранних возрастах, а за поддержкой и наставлением.

В дополнение к перечисленным проявлениям феномена эгоцентризма американский психолог Р. Энрайт ввел еще один компонент - "сфокусированность на самом себе". Р. Энрайт определяет его как общую подростковую тенденцию к сосредоточению внимания на своих чувствах и мыслях. Заслуга Р. Энрайта состоит в том, что он разработал методику "Подростковый эгоцентризм-социоцентризм" (AES), позволяющую не только констатировать степень выраженности аффективно-личностных компонентов эгоцентризма, но и дать качественный анализ этого феномена на протяжении подросткового возраста.


Многочисленные эмпирические исследования подросткового возраста можно сгруппировать по четырем основным направлениям: пубертатное развитие, когнитивное развитие, социализация, становление идентичности. (Кле М., 1991, Ремшмидт Х., 1994, Райс Ф., 2000, Шэффер Д., 2003).

3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович).

Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.
Основой чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов.
Наиболее яркими интересами (доминантами) подростка Л. С. Выготский считал "эгоцентрическую доминанту" (интерес к собственной личности), "доминанту дали" (установку на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние), "доминанту усилия" (тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях), "доминанту романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму).
Особое внимание он обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в нем — овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения подростка. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.
Воображение подростка "уходит в сферу фантазии", которая обращается в интимную сферу, скрываемую от других, являющуюся формой мышления исключительно для самого себя. Он прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну.
Л. С. Выготский указал еще на два новообразования подросткового возраста — развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания.

В концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

  1. Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.
  2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
  3. Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения". *

* Личные дневники до сих пор используются как источники сведений, позволяющих проникнуть в самую глубину души подростка [139].

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос "Кто я?".

Как уже отмечалось, многие авторы сводили эти симптомы к началу полового созревания. Однако как подчеркивает Д.Б.Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот к себе еще более интимным.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке"" подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т.В.Драгуновой [64; 65]. Они многообразны:

  1. Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.
  2. Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
  3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки – готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста – очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.
  4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма – то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно "продействована".

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С.Выготскому, это и есть самосознание. Co-знание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.

Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм – это и есть личность. По Д.Б.Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Л.И.Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни [12; 13]. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л.И.Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя "это будущее представляется ему еще очень туманно". Характеризуя подростковый возраст, Л.И.Божович писала: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь" [12, с. 23].

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, "наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов". Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И.Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И.Божович, "выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения, – производственной, научной, художественной и др." Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. "В результате, – писала Л.И.Божович, – он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл". Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие "недостаточной обобщенности нравственного опыта" нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Л.И.Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию".

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И.Божович называла "самоопределением". С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И.Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка".

А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

3. Современные тенденции исследования в психологии подросткового и юношеского возраста.

Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности

Рейтинг: Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности - student2.ru Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности - student2.ru Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности - student2.ru Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности - student2.ru Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности - student2.ru / 0

Начало формы

ПлохоОтлично

Конец формы

(Источник: Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2001. Потапова А. В., Нартова-Бочавер С.К. Детская психологическая служба. Курс лекций. Часть II — М.: МОСУ, 2001.)

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым, а период от 14-15 до 18 лет — юностью (ранняя юность — 16-17 лет — приходится на старшие классы школьного обучения).
Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».
Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал, чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.
Ведущие позиции в отрочестве начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками. В юности ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.
Подростковый возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего — личностной сферы, самосознания. Э.Эриксон говорит о формировании «Я»-идентичности в этом возрасте.
Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.
Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формирование убеждений и ценностей.
В социальном плане юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т. д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, растет потребность в дружеском, интимном общении.
В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», внутреннего мира и т. д. Нормы психического здоровье для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых.
Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связан: с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость.
Подростку и старшекласснику проблемы, стоящие перед ним, кажутся чрезвычайно важными, иной раз устрашающими. Круг проблем включает разрыв с родителями, открытие отрицательного отношения к ним, осознание себя, индивидуализацию, отношения с другими, любовь и многое другое. Этому возрасту присущи сильные колебания эмоционального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не принимает. К психологу попадают подростки, чье эмоциональное развитие и жизненный опыт нетипичны и отношение к обществу нереалистичны. Еще одну группу нуждающихся в помощи и поддержке психолога составляют подростки, которые были травмированы в раннем возрасте и чьи потребности и желания могут быть непоследовательны, а внешне выражаться в состоянии психоза. Поддержка нужна и тем подросткам, которые обладают достаточно цельной личностью, но при этом их страшит столкновение с жизнью и обществом. Они хотели бы, чтобы общество (родители, школа и т. д.) были бы другими.
Нормальной и почти универсальной техникой адаптации подростков к социуму служит обращение за поддержкой сверстников. Не ощущая себя сложившейся личностью, подросток предпочитает безопасность группы ужасу остаться наедине с самим собой.
Таким образом, обзор особенностей развития в подростковом возрасте и ранней юности позволяет выделить направления коррекционно-развивающей работы с данной возрастной категорией:
- развитие познавательных процессов;
- развитие и коррекция эмоциональной сферы;
- развитие навыков общения и коммуникативной компетентности;
- развитие личности и самосознания;
- работа по профориентации;
- аутотренинг, упражнения на релаксацию.
В связи с особой значимостью сверстников в этом возрасте наиболее продуктивной формой коррекционной работы с подростками является групповая.

Наши рекомендации