Лекция вторая. Виды мер пресечения
Как было отмечено в предыдущей лекции, к мерам пресечения относятся: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу (ст. 98 УПК). Рассмотрим последовательно виды мер пресечения.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении. Эта мера пресечения связана с отобранием от обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении предусмотрена ст. 102 УПК и применяется к лицу, которое не вызывает каких-либо особых опасений в том, что оно может уклониться от предварительного расследования и суда, а также ненадлежащим поведением воспрепятствовать ведению расследования и разбирательства дела судом.
Избирая такую меру пресечения, лицо, ее избирающее, должно быть максимально уверено в том, что эта мера в отношении данного лица будет наиболее эффективна. В этих целях составляется мотивированное постановление об избрании меры пресечения и объявляется лицу, в отношении которого эта мера избирается с разъяснением ст. 102 и ст. 110 УК и порядка его обжалования. Копия постановления направляется прокурору и вручается обвиняемому (подозреваемому). В самой подписке указываются обязательства: не покидать указанные адреса, проживания без разрешения до окончания предварительного расследования судебного разбирательства уголовного дела; являться по вызову в указанный срок, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Тут же указывается, что при нарушении этих обязательств может последовать изменение более строгой меры пресечения.
Личное поручительство. Сводится к применению лицам, заслуживающим доверия, их письменного обязательства о том, что они поручаются за выполнение обвиняемым (подозреваемым) обязательств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу (ст. 103 УПК). Избирается эта мера по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей, причем с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.
Поручителю сообщается сущность этой меры пресечения и разъясняется существо подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность. Каждый из поручителей предупреждается о том, что в случае не выполнения поручителем своих обязательств, на него может быть наложено денежное взыскание до 100 минимальных размеров оплаты труда. Оно производится судом в порядке, установленном ст. 108 УПК.
Наблюдение командования воинской части. Это мера пресечения отражена в ст. 104 УПК. Она состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил, чтобы обеспечить надлежащее поведение лица и его явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также исключить возможность иным путем воспрепятствовать производству по делу. Наблюдение командования воинской части применяется к военнослужащим срочной службы, а также к лицам, проходящим военные сборы в воинских подразделениях и находящимся на казарменном положении. На период действия меры пресечения эти лица лишаются права на ношение оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников, не направляются на работы вне части в одиночном порядке и не назначаются в караул, а также в другие ответственные мероприятия, лишаются увольнения в городской отпуск.
Для избрания данной меры не требуется получение письменного согласия командования воинской части. В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) избранной меры пресечения командование воинской части немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю, прокурору или в суд, с согласием которого избрана данная мера пресечения.
Закон не указывает ответственность командования воинской части за невыполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению наблюдения. Данную меру пресечения может избрать сам командир воинской части, если он выступает как орган дознания.
Тема 7. Ходатайства и жалобы
План
1 Лица, имеющие право заявлять ходатайства
2 Сроки и порядок разрешения ходатайства
3 Право на обжалование действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
4 Судебный порядок рассмотрения жалоб
5 Сроки рассмотрения жалоб
Ходатайства – это официальная просьба участника уголовного судопроизводства, адресованная дознавателю, следователю, прокурору или суду.
Ходатайство может быть заявлено письменно или непосредственно путем обращения с просьбой о производстве следственных или судебных действий, принятии, отмене или изменении тех или иных решений по делу. Право заявлять ходатайство закреплено в законе. Ходатайствам и жалобам в УПК посвящается отдельный раздел V. Заявлять ходатайства вправе подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, а также эксперт.
С учетом равенства сторон в судебном разбирательстве обращение государственного обвинителя к суду также именуется ходатайством.
Участники судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты имеют право заявлять ходатайства о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений. Имеют право заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для производства судебных экспертиз, также эксперты (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК).
Ходатайство должно содержать обоснование необходимости проведения тех или иных процессуальных действий или решений, которые имеют значение по делу.
Участникам процесса должно быть разъяснено право на заявление ходатайств в любой момент производства по делу. Отклонение ходатайств не лишает права субъекта вновь повторить заявление ходатайства на любом этапе судопроизводства. В УПК не установлены сроки их рассмотрения. Однако в ст. 121 УПК отмечены такие слова, как «непосредственно» и «немедленно». Отсюда следует, что ходатайство всегда нуждается в рассмотрении и принятии по нему решения сразу же после его заявления. Сроки рассмотрения ходатайств регламентированы ст. 121 УПК. Ходатайства подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, то оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.
Порядок разрешения ходатайств определен в ст. 122 УПК. Об удовлетворении ходатайства либо полном или частичном отказе в удовлетворении дознаватель, следователь, прокурор, судья выносят постановление, а суд – определение, которое доводится до сведения лица, заявившее ходатайство. Решение по ходатайству может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 16 УПК.
Решения по заявленным в суде первой инстанции ходатайствам об исследовании доказательств подлежат обжалованию вместе с приговором (постановлением). См. Постановление Конституционного суда РФ от 2 июля 1998. № 20. п.1 ч. 5 ст. 355 УПК.
Ст. 123 УПК закрепляет право на обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Правом обжалования обладают участники уголовного судопроизводства. Правом обжалования наделены также и иные лица, в той части, где процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Закон обозначил два способа обжалования. Ст. 124 УПК регламентирует порядок рассмотрения жалобы прокурором. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
Прокурор по результатам рассмотрения жалобы выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом решении заявитель должен быть уведомлен незамедлительно.
В случаях, предусмотренных УПК, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора в адрес вышестоящего прокурора.
Ст. 125 УПК устанавливает судебный порядок рассмотрения жалоб. Постановление дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования.
Жалоба, поданная в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора проверяется в судебном заседании не позднее, чем через 5 суток со дня поступления жалобы.
Жалоба рассматривается с участием заявителя и его защитника, законного представителя и представителя, если они участвуют в уголовном деле, а также иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемыми действиями (бездействием) или решениями с участием прокурора.
В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам и разъясняет их права и обязанности. Затем заслушивается заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, а затем заслушиваются все явившиеся в судебное заседание лица.
По результатам рассмотрения жалоб судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании действия (бездействие) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнения обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья. В соответствии со ст. 126 УПК, администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащихся под стражей.
Сроки рассмотрения жалоб предусмотрены ст. 128 УПК. Исчисляются они часами, сутками и месяцами. При исчислении сроков заключения под стражей, домашнего ареста и нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре в них включается и нерабочее время.
Ст. 129 УПК устанавливает правило, в соответствии с которым срок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайство или иной документ до истечения срока сданы на почту, переданы или заявлены лицу, уполномоченному их принять. Для лиц содержащихся под стражей или находящихся в медицинском или психиатрическим стационаре, срок не считается пропущенным, если жалоба или иной документ до истечения срока сданы администрации места предварительного заключения либо медицинского или психиатрического стационара.
Тема 8. Реабилитация
План
1 Понятие реабилитация и основания возникновения права на реабилитацию
2 Порядок признания права на реабилитацию
3 Порядок возмещения имущественного, морального вреда и восстановления прав реабилитированного
УПК РФ впервые закрепил институт реабилитации (гл. 18), предусмотрев основные понятия данного института, круг субъектов, подлежащих реабилитации, основания возникновения права на реабилитацию, а также порядок реализации права на реабилитацию, виды вреда, подлежащие возмещению.
Введение этого института, основанного на принципиально важном положении Конституции РФ, согласно которому каждый гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (ст. 5), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 9) содержит также аналогичные положения.
Введение этого института подчеркивает значимость закрепления защиты прав и интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод как назначение уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК).
Реабилитация – это восстановление в юридических правах. Поэтому п. 34 ст. 5 УПК дает разъяснение, что реабилитация в уголовном процессе означает порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутому уголовному преследованию, и возмещение причиненного ему вреда. Право на реабилитацию понимается как право на возмещение вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в таких правах как трудовые, пенсионные, жилищные и иных, а также обеспечение возмещения вреда реабилитированному гражданину посредством возложения обязанности такого возмещения на государство в полном объеме независимо от вины должностных лиц.
В сущности и значимости реабилитации заключены три функции: политическая, компенсационная и нравственная.
Институт реабилитации представляет устранение негативных последствий уголовного преследования, применения мер процессуального принуждения и принудительных мер медицинского характера и связанных с этим ущемлением трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав граждан.
Согласно ч. 2 ст. 133 УПК субъектом права на реабилитацию являются: а) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор (ч. 2 , 8 ст. 302 УПК);
б) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения (ч. 7 ст. 246, ч. 3 ст. 249, ч. 2 ст. 254 УПК);
в) обвиняемый (подозреваемый), в отношении которого уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям (п. 1, 2, 5, 6, ч. 1 ст. 24, п. 1, 4-6 ч. 1 ст. 27 УПК);
г) осужденный, в отношении которого полностью или частично отменен вступивший в законную силу обвинительный приговор суда и уголовное дело прекращено (п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 УПК);
д) лицо, в отношении которого отменено незаконное или необоснованное постановление суда о применении к нему принудительной меры медицинского характера по любому реабилитирующему основанию (ст. 373, 378, 444 УПК).
Закон также содержит указание на права на реабилитацию лица, незаконно и необоснованно подвергнутого мерам процессуального принуждения в ходе производства по делу. Субъектом права на реабилитацию не может быть признано лицо, в отношении которого применены меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор был отменен или изменен по не реабилитирующим основаниям на любом этапе судопроизводства (ч. 4 ст. 133 УПК).
Закон устанавливает исчерпывающий перечень видов возмещаемого вреда, причиненного реабилитированному незаконными действиями или решениями должностных лиц органов предварительного расследования, прокуратуры и суда (ст. 135, 136, 138 УПК). Для возмещения имущественного вреда реабилитированный в пределах сроков исковой давности (ст. 196 ГК) обращается с письменным требованием в орган расследования, вынесший постановление о прекращении дела, либо в суд, постановивший оправдательный приговор или определение (постановление) о прекращении дела. Таким правом обладает и представитель реабилитированного.
Для разрешения органами расследования и прокуратуры вопроса о характере и размере подлежащего возмещению имущественного вреда, необходимо истребовать документы, отражающие размеры вреда. В итоге выносится постановление о производстве выплат о возмещении вреда. Устранение последствий морального вреда реабилитированному осуществляется путем принесения прокурором официального извинения от имени государства реабилитированному за причиненный ему вред; взыскание по искам компенсации морального вреда в денежном выражении, предъявленным в порядке гражданского судопроизводства; опровержения сведений, в том числе помещенных ранее в средствах массовой информации, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, а также помещение сообщения о его реабилитации. Отказ в публикации может быть обжалован в суд в порядке ст. 152 ГК.
На обращение реабилитированного с требованием о компенсации морального вреда не распространяется правило о сроках исковой давности (ст. 208 ГК).
Реабилитированный вправе обжаловать в суд постановление судьи, прокурора, следователя, дознавателя о возмещении имущественного вреда, производство выплат и возврате имущества в порядке, установленным для кассационного расследования дел (ст. 137 УПК).
Закон предусматривает также право на восстановление иных прав реабилитированного: это восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного, а также возвращение ему государственных наград, специальных воинских и почетных званий, восстановление классного чина (ст. 138 УПК). Все вопросы, связанные с восстановлением иных указанных прав реабилитированного, подлежат рассмотрению судьей в порядке, установленном для разрешения вопросов, возникающих в связи с исполнением приговора (ст. 399 УПК). Для этого реабилитированный обращается с письменным требованием в суд по месту рассмотрения дела в первой инстанции (ч. 1 ст. 397). В случае не согласия реабилитированного с принятым постановлением судьи в части восстановления обозначенных прав он может обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Закон впервые ввел положение о праве юридических лиц на возмещение вреда, причиненного незаконными или необоснованными действиями (бездействием) и решениями должностных лиц органов предварительного расследования, прокуратуры и суда в ходе уголовного судопроизводства (ст. 139 УПК).
Такой вред подлежит возмещению государством в полном объеме, в установленных законом порядке, и в сроки, обозначенные для возмещения вреда реабилитированным гражданам.