Словарь основных психологических понятий
Воспроизведение- процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты.
Воссоздающее воображение- вид воображения, предполагающий создание образа на основе описания.
Гиперболизация- операция воображения, состоящая в преувеличении или преуменьшении определенных сторон знакомого объекта, в результате чего получается новый образ.
Двигательная память- память на движения и действия.
Деятельность- активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.
Забывание- утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить.
Запоминание- процесс памяти, состоящий в фиксации новой информации.
Знаково-символическая функция сознания- возможность использовать объект в качестве заместителя другого.
Импульсивность- особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению- один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов.
Интеллектуальные чувства чувства, возникающие и развивающиеся в процессе познавательной деятельности (удивление, сомнение, радость познания).
Интериоризация процесс перехода внешних действий во внутренние.
Классификация- мыслительная операция, состоящая в разделении объектов на группы по определенным признакам.
Коммуникативное умение- освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.
Концентрация внимания- степень углубления в деятельность при отвлечении от всего остального.
Культура наблюдения- качество восприятия, характеризующее возможность поставить цель, спланировать и руководить процессом восприятия.
Латентный период запоминания- время, в течение которого информация удерживается в памяти.
Личность- устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.
Логическая память-вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала.
Манипулирование- нецеленаправленные действия с объектами, не учитывающие их специфику (назначение).
Механическая память- вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления.
Мнемическая память- сознательно принимаемая или поставленная самим человеком цель запомнить.
Мнемические приемы- действия, которые применяются для управления своей памятью.
Мнемические средства- идеальные или материальные объекты, предназначенные для облегчения протекания процессов памяти.
Мотив- побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности.
Мотивировка- словесное объяснение своего действия или поступка.
Мышление- процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью происходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.
Наблюдение- систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов.
Наглядно-действенное мышление- вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.
Наглядно-образное мышление- вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы.
Непроизвольная память- вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели.
Новая внутренняя позиция дошкольника- возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью.
Нравственное развитие- процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
Нравственные качества- постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам.
Нравственные, моральные чувства- переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам.
Нравственные нормы- общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.
Обобщение- мыслительная операция, состоящая в объединении объектов по общим существенным признакам.
Образная память- память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.
Общение- взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
Объем памяти- количество объектов, которые человек запоминает (воспроизводит) за единицу времени.
Опосредованная память- вид памяти, предполагающий опору на внешние или внутренние мнемические средства.
Опосредованное воображение- вид воображения, предполагающий создание образа с опорой на внешние или внутренние средства.
Орудийные действия- действия, предполагающие воздействие предметом-орудием на предмет-цель.
Ощущение- психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Память- психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта.
Переключение внимания- переход от одного объекта (вида деятельности) к другому.
Перцептивные действия -действия, сознательно направляемые на обследование объектов.
Потребность- источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития.
Предметные действия- общественно выработанные способы употребления предметов.
Припоминание- сознательный поиск информации в памяти.
Произвольная память- вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения.
Произвольное действие- действие, совершаемое в соответствии с заранее поставленной целью.
Произвольность поведения- способность отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью.
Психическое развитие- процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.
Психологическая готовность к школьному обучению- комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов - мышления, восприятия, памяти, воображения); личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми).
Психологическая защита- регулятивная система личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Распределение внимания- способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности.
Рассеянность внимания- неспособность к сосредоточению, что проявляется в частых и длительных отвлечениях от предмета или деятельности.
Речь- процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения.
Самооценка- оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания.
Самосознание- осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям.
Сенсомоторный образ- зрительно-двигательный образ действия или предмета.
Сенсорные эталоны- исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов.
Синтез- мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в единое целое.
Ситуативные желания- желания, мотивы поведения, возникающие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас».
Словесное мышление- вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия. Словесно-логическая память- память на мысли.
Соотносящие действия- действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей.
Соподчинение мотивов- определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие.
Социальная перцепция- восприятие, понимание и оценка человеком других людей.
Сравнение- мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью установления их сходства и различия. Суждение - логическая форма, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами.
Творческое воображение- вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта.
Творчество- деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Узнавание- процесс памяти, состоящий в опознании воспринимаемого объекта как уже известного в прошлом опыте.
Умозаключение- логическая форма мышления, вывод, получаемый путем сопоставления фактов или суждений.
Устойчивость внимания- длительное удержание внимания на объекте или деятельности.
Фантазия- синоним воображения или его продукт.
Фрустрация- тяжелое психическое состояние, вызываемое ситуацией, когда человек хочет, но не может преодолеть барьер, переживает неудачу.
Целеполагание- способность порождения новых целей в деятельности человека.
Чувства высшие- отражения устойчивых эмоциональных отношений человека, связанных с его потребностями и мотивами, к явлениям действительности.
Чувственное познание- познание, протекающее с помощью органов чувств.
Эмоции- психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
Эмоциональная память- память на эмоциональные переживания.
Эмпатия- постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.