Семейно-бытовая обрядовая поэзия
Наряду с календарными обрядами, которые совершались всей общиной, практически в масштабах всего села или деревни, в крестьянской среде проводились также обряды, преимущественно связанные с жизнью отдельных семей. Поэтому и называются эти обряды семейно-бытовыми. Все значительные события в жизни крестьянских семей (рождение человека, вступление его в брак, смерть и др.) сопровождались специальными обрядами, получившими большое развитие.
Особое внимание обрядов и обрядовой поэзии к семье объясняется тем, что она имела исключительно важное значение в жизни народа. Характерной особенностью патриархального уклада, когда семейно-бытовые обряды получили наибольшее развитие, является то, что в нем семья была основной производственно-экономической и духовной единицей.
Поэзия, связанная с рождением человека. Родильные обряды являются очень древними по своему происхождению. Назначение этих обрядов, по мнению их исполнителей, состоит в том, чтобы обеспечить безопасность новорожденному, положительно повлиять на будущую судьбу человека, уберечь его от «порчи», «сглаза» и болезней, сделать его жизнь обеспеченной и счастливой. Так, например, купая новорожденного в бане, бабка-повитуха заговаривала: «Ручки, растите, толстейте, ядренейте; ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми». Предполагалось, что этот заговор обеспечит хорошее здоровье и быстрый рост новорожденному. Новорожденному посвящались также специальные песни. Постепенно родильные обряды отмирают, забывается и сопровождающая их поэзия. Можно полагать, что их функции в какой-то мере стали выполнять различные колыбельные песни. Так, в одной из таких песен ребенку предсказывается богатая жизнь: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить».
Свадебные обряды.Свадебные обряды — самые значительные во всей народной обрядности и по их разработанности, и по продолжительности: в северных районах стртан они занимали от двух до трех недель. В различных местностях свадебная обрядность отличалась частными деталями, но и в целом она имёла общий характер и неизменно-включала в себя такие основные этапы, как сватоватво, сговор- девищник, день свадьбы и послесвадебные обряды.
В свадебной обрядности яркое отражение получили особенности крестьянского мировосприятия. Крестьянин выбирал невесту здоррвую, умеющую хорошо работать, потому во время сватанья сваты могли попросить невесту попросить невесту, показать свое умение прясть, шить, вышивать и т.п. Наглядным доказательством женского мастерства служили (полотенца, рубашки и т. д.), которыми_невеста обязана была одаривать жениха и его родных.
Некоторым действам свадебной обрядности, а также отдельным фольклорным произведениям, сопровождающим эту обрядность, придавалось магическое значение. Так, например, чтобы уберечь будущих супругов от «сглаза», «порчи» и всевозможных происков злых духов, исполнялись соответствующие заговоры, когда провожали жениха с поездом к невесте, при отъезде жениха и невесты к венцу и в другие моменты. Приехавших от венца жениха и невесту обязательно, обсыпали хмелем или зернами, чтобы они были богатыми. «На дружбу» их_угощали вином из. одной рюмки. Невесте сажали на колени крепыша-мальчика, чтобы она родила здоровьгх_детей и т.д.
Но свадьба — это не толькс факт этнографии, но и замечательное явление народной поэзии. Она была пронизана произведениями самых различных жанров фольклора. В нее входят присловия, пословицы, поговорки и загадки. Однако особенно полно в свадебных обрядах представлены причитания, песни и приговоры.
Причитания невесты.Причитания (причеть, плач, голошение) — речитативно, с плачем исполняемые песенные импровизации. (Если невеста не умела причитать, то это делала специально приглашенная плакальщица.) Причитания. исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед ее отъездом вместе с женихом к венцу. После венчания причитания не исполнялись. Главное содержание причитаний – тяжелые переживания, горестные размышления девушки в связи с предстоящим выходом замуж, прощанием с родной семьей, любимыми подругами, своим девичеством, молодостью. В основе причитаний лежит противопоставление жизни девушки в «родной семье», на «родимой сторонке», предполагаемой жизни в «чужой семье», на «чужой стороне». Если в родной сторонке — «луга зеленые», «березы кудрявые», «люди добрые», то в «чужой стороне» — «березы кужлявые», луга «кочковатые» и люди «лукавые». Если в родной семье к девушке относятся с любовью, ее ласково приглашают за столы «дубовые», скатерти «браные» и яства «сахарные», то в чужой семье ей предстояло встретиться с недоброжелательным отношением свекра, свекрови, а часто и мужа.
Конечно, в изображении родной семьи мы встречаемся с несомненными чертами приукрашивания,- идеализации, но в целом свадебные причитания отличает ярко выраженная реалистическая направленность. В них правдиво рисуются переживания выходящей замуж девушки, на каждом шагу проступают черты конкретной бытовой обстановки, говорится об обычных повседневных занятиях в крестьянской семье.
Причитания дают довольно полное представление о бытовой жизни крестьян. Однако главное их значение не в этом. Причитания — один из ярчайших жанров народной лирики. Их основной-смысл не в подробном описании тех или иных явлении и фактов жизни (в данном случае связанных. с темой замужества), а_в выражении к ним определенного эмоционального отношения; их главное предназначение в_том, чтобы выражать определенные чувства.
Этими жанровыми особенностями содержания причитаний обусловлена и специфика их художественнои формы (композиция и поэтяческий стияь): Причитания не имеют сюжета, повествовательност в них ослаблена до предела
Главная композиционная форма причитаний – монолог. Чаше всего такие монологи — плачи невесты начинаются с обращений к родителям, сестрам, братьям и подругам. Например: «Вы, родные мои родители!», Сестрица моя родная!», «Люба, милая подружечка!» и т. д.
В причитаниях широко используются синтаксические паоалели в изобилии включают в себя всевоз-
можные вопросы и. восклицания. Это усиливает их драматизм_и_
эмоциональную выразительность.
В причитаниях, как и во многих других жанрах фольклора, широко используются эпитеты. Однако лирическая природа причитаний особенно ярко сказывается в том, что в них чаще всего употребляются эпитеты не изобразительные, а выразительные, например, такие, как «родная сторонка», «желанные родители», «милые подруги», «дорогие соседи», «чужая сторона», «чужой род-племя», «чужие отец-мать», «тоска великая», «горючие сле-
зы»л т. д.
Отличительной чертой причитаний является необычайно широкое употребление в ниx слов с уменьшительными суффиксами. Особенно часто в них употребляются такие слова как «матушка», «батюшка», «братцы», «сестрицы,_подруженькй, «соседушки», «головуушка». «горющко»,. «кручинушка.». и др.
Нередко все отмеченные приемы и средства поэтического стиля (синтаксический параллелизм, слова с уменьшительными суффиксами, выразительные эпитеты, обращения и вопросы) в причитаниях применяются одновременно, и тогда достигается выразительность необычайной силы. Примером может служить причитание, в котором девушка-невеста обращается к «голубушке, тетушке» с такими словами:
Ты, голубушка, тетушка! Ты скажи-как, голубушка, Уж ты как расставалася С родимым-то батюшкой, С кормилицей матушкой, С соколом малым братом, |
Со голубушкой милой сестрой,
Со тетушкам, со бабушкам,
Со подружкам голубушкам,
Со душам красным девушкам,
Со девьей-то красотой,
Со девичьим украшеньицем?
Свадебные песни.Песни, как и причитания, сопровождали свадебную обрядность. Однако причитания исполнялись только до венчания жениха и невесты, а песни пелись и после венчания. Особенно много песен исполнялось во время «красного стола» — свадебного пира. В отличие от причитаний, которые представляли собой песенную импровизацию и исполнялись в одиночку, сольно, свадебные песни имели относительно устойчивый текст и звучали лишь в хоровом исполнении. По своему эмоциональному содержанию свадебные песни значительно разнообразнее причитаний: в них мы находим и мотивы грусти, и мотивы веселья. Общий эмоциональный тон их более светлый, чем эмоциональный тон причитаний. Если в причитаниях передавались лишь мысли и чувства выходящей замуж девушки, то в большинстве песен выражалось отношение к этому факту общества, определенного круга людей: подруг девушки, врех, принимающих участие в свадьбе. Свадебные песни рассказывают о свадьбе, в том числе и о переживаниях невесты, как бы со стороны, поэтому они всегда в той 52 или иной мере сюжетны, включают в себя элементы повествовательное™.
По своему конкретному содержанию, поэтике и назначению свадебные песни очень разнообразны. Но все их можно разделить на две группы. Первую группу составляют песни, самым тесным образом связанные со свадебной обрядностью, конкретным моментом в ее развитии. Каждая из этих песен по характеру образов замкнута тем эпизодом обряда, который она сопровождает, комментирует, дополняет, поэтически углубляет.
В свадебных песнях дается описание. обряда сговора; говорится о подарках невесты жениху и его родным, о девишнике; описывается обряд расплетания косы девушке; рисуется отъезд жениха к невесте со свадебным поездом; рассказывается о том, как жених и невеста уезжают к венцу. И приезжают от венца. В них сообщается о начале «красного стола» — свадебного пира; они, наконец, дают определенное представление об этнографически-поэтическом содержании свадебного веселья.
Однако эти песни не только описывают обряд, но и дают яркую поэтическую характеристику его участников необычайно четко., выражая при этом определенное эмоциональное настроение Ярким примером может служить получившая широчайшее распространение в народе песня «Не в трубушку трубили рано по заре», в которой рассказывается об обряде расплетания косы девушке, что было знаком прощания ее с молодостью.
Эта песня очень печальна по содержанию. В ней не только рассказывается о горестных переживаниях девушки, но также создается идеальный, по народным представлениям, портрет невесты: она красива («румяна»), ее косы заплетены «шелковыми плетушками», а «плетушки» унизаны «жемчужными камушками».__
Необходимо подчеркнуть, (что мотивы идеализации пронизывают большинство свадебных песен о женихе и невесте, которые в них называются «князем» и «княгиней», рисуются людьми, роскошно наряженными, необычайно красивыми и т. д. В этом следует видеть определенное проявление магического назначения свадебных песен: желаемое в них рисуется как реально существующее.
Тенденция идеализации особенно ярко проявилась в такой жанровой разновидности свадебных песен, как величания. Величания — это, как правило, небольшие по размерам песни описательного характера, в которых в идеализированном плане рисуется портрет величаемого, говорится о его красоте, уме или богатстве.Свадебные величания исполнялись главным образом во время свадебног пира. В первую очередь величальные песни пелись в честь жениха и невесты. Так, в одной из них рисуется идеальный портрет невесты —сельской красавицы:
Без белилецек бела, Без мазилец румяна. |
Опросинья хороша:
Без подставы высока,
Без подвивочки толста,
По своей красоте невесте не уступал и жених. Величания пелись также дружке, свату, свахе и другим гостям. Величаемые должны были одаривать певиц небольшими подарками, чаще всего мелкой разменной монетой. Если же певиц не одаривали, то они в адрес «провинившихся» пели уже не величальные, а «корильные песни».
Корильные песни — это своеобразные пародии на величания, ими смешили и веселили гостей. Корильные песни нередко имели плясовой ритм, рифму. Одну такую корильную песню о свате записал А. С. Пушкин:
От красных девок, От белых лебедок. Дари, дари девок!, Дари лебедок! Не станешь дарити- Мы пуще корити! |
Все песни перепели,
Горлушки пересохли!
А сватушко рыжий
По берегу рыщет,
Хочет удавиться,
Хочет утопиться,
Сватушко, догадайся!
За машёночку принимайся!
В мошне денежка шевелится,
К красным девушкам норовится.
Рассмотренные свадебные песни были тесно связаны с конкретными моментами обряда, имели определенный смысл только в обряде и, естественно, постепенно выходили из употребления в связи с разрушением, отмиранием самого обряда.
Однако наряду с этими песнями во время свадебного обряда исполнялись и песни другого типа. Они также разрабатывали свадебную тематику, их основными образами также были образы жениха и невесты. Но в отличие от песен первой группы они не были закреплены за каким-нибудь определенным эпизодом свадебного обряда, а могли исполняться в любой момент свадьбы. В них свадьба рассматривалась как бы в целом, говорилось о бракосочетании вообще. Художественное время и пространство этих песен далеко выходили за рамки конкретно совершаемой обрядности.
Отличительной особенностью песен этой группы является широкое использование символики. Так, символом молодца, жениха в них чаще всего выступают голубь, сокол, орел, селезень и гусь; символом девушки — лебедушка, утушка, голубушка, пава и ласточка.
В композиционном отношении эти песни часто строятся на принципе образного параллелизма. Это такое построение песни, когда в ее первой параллели дается картина природы, а во второй — картина человеческой жизни. Первая параллель имеет символическое значение, она создает определенное эмоциональное настроение, а вторая — конкретизирует первую, наполняет песню определенным жизненным содержанием.
Эти песни, отличаясь высокой поэтичностью, обладали большой силой обобщения, в прошлом исполнялись не только в свадебном обряде, но бытовали и вне его. Многие из них продолжают жить и в наши дни.
Приговоры дружек.Основу свадебной поэзии составляют песенные жанры — причитания и собственно песни. Но в нее входят и другие жанры фольклора, без учета которых не было бы полного представления о народной свадьбе. Особое место среди этих жанров занимают приговоры дружек.
Приговоры — это своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определенную ритмическую организацию. Нередко приговоры имеют рифмы — и тогда перед нами типичный раешный стих:
Богатые люди пиво да вино пьют,
А меня, бедного, только по шее бьют:
— Полно тебе полорот,
Стоять у чужих ворот,
Разиня рот!
.Все свадебные обряды были тесно связаны, шли друг за другом в строго определенной последовательности, представляя собой как бы единую, растянувшуюся на несколько дней пьесу. Центральным актом этой пьесы был день свадьбы, а распорядителем этого дня и главным режиссером всего свадебного «представления» был дружка. Он просил благословения у родителей жениха и отправлялся со «свадебным поездом» в дом невесты. Просил благословения у родителей невесты и увозил жениха и невесту к венцу. После венца он привозил их в дом жениха, где начинался свадебный пир.
Во время пира дружка следил за соблюдением обрядности, руководил застольем, веселил гостей.(На другой день после свадьбы дружка будил молодых и нередко приглашал к себе в гости. Во все моменты свадебной обрядности дружка много шутил, стремился говорить складно, только приговорами.
От дружки во многом зависело, так сказать, «качество» всей свадьбы, поэтому в дружки выбирали человека уважаемого, хорошо знающего свадебную обрядность, тонко чувствующего специфику ее поэзии, сообра- зительдого, веселого и бойкого на язык».
Особенность приг6воров хорошего дружки состояла в том, что они были высокопоэтичнымй, по своему содержанию вполне отвечали тому или иному эпизоду в свадебной обрядности, а по
стилю и образности органически сливались с другими жанрами фольклора, исполняемыми в тот или иной момент обряда.
Так, учитывая специфику свадебных песен, дружка жениха и невесту называет только «князем» и «княгиней». Перед отъездом со свадебным поездом к невесте он говорит, что они поедут в «чистое поле», в том поле найдут «зеленый садик» и в этом садике постараются поймать «белую лебедушку» — «красную девушку», «новобрачную княгиню». Приехав к невесте, дружка сообщает, что у его жениха — «князя новобрачного» «тулупы лисьи», «воротники куничьи», «шапки собольи», «верха бархатны». Все это — типично свадебная идеализация.
Приговоры, как правило, пересыпаны шутками и прибаутками^ Так, например, на вопрос сватьи, как здоровье родителей жениха, дружка в своем приговоре отвечает: «У нашего свата все здоровы, быки и коровы, и телята гладки, привязаны хвостами за грядки, и овцы пестры, как быки толсты, два мерина стельны и бык дойный»
На протяжении всего свадебного обряда звучат песни, в которых сваха упрекается за то, что она обманула бедную девушку, лишила ее молодости и т. д. В духе «корильных» свадебных песен говорит о свахе и дружка. Так, в одном из приговоров он рассказывает о том, как ехали свадебным поездом к невесте, а валявшаяся под ракитовым кустом сваха вскочила и выхватила поедназначенные для невесты орехи. Пронизывая свадебный обряд, органически сливаясь с другими жанрами фольклора, приговоры дружек придавали всей свадебной поэзии художественную цельность, определенное эмоционально-стилистическое единство.
Однако наблюдения показывают, что талантливые, поэтически одаренные дружки в своих приговорах используют мотивы, образы и поэтику не только свадебной поэзии, но и других жанров фольклора. Так, в одном приговоре дружка в былинной манере просит разрешения у отца жениха «на широкий двор сойти», к своему «храброму коню» подойти, богатырски заседлать его, взять «во левую рученьку сафьяновые вожжи», «во правую рученьку шелковую плеть» и выехать со своей дружиной в «чистое поле».
В другом приговоре отчетливо ощущается сказочная образность. Дружка говорит: «Есть у нашей княгини молодой на море, на океане, на острове на Буяне двенадцать девиц, родных сестриц: все они набелены, намазаны и к дубу привязаны...». Во время свадебного пира дружка величает жениха приговорами, составленными в стиле колядок, желает ему всего наилучшего, большого богатства: «Дай тебе, господи, дваста бы конь, полтораста бы меринов, семьдесят барашков все скакунов, на поле прирост, на гумне примолот, на мельнице примол».Использованные в приговорах жанры несвадебного фольклора '^выполняют ту же роль, что и жанры свадебной поэзии. Они не только не ослабляют функционального значения собственно свадебной поэзии, но, наоборот, усиливают ее, помогают еще глубже выразить основные идеи, связанные с тем или иным обрядовым моментом, значительно повышают общее поэтическое звучание всего свадебного обряда.
Эстетическая ценность свадебного обряда. На основе всего сказанного можно сделать вывод, что вся свадебная поэзия, все входящие в нее фольклорные жанры тесно связаны между собой по образному содержанию и назначению. Отличаясь по своей поэтике, эти жанры вместе с тем имеют и объединяющие их черты, представляют собой, в известном смысле, единую художественную систему.
Свадебная поэзия находилась в самой неразрывной связи с ее обрядностью, которая имела не только большое этнографическое, но и определенное эстетическое значение. (Несмотря на то что к самому факту бракосочетания в значительной степени подходили с практической стороны, думали прежде всего о том, чтобы в семью жениха вошла хорошая хозяйка, в целом свадьба воспринималась не как практическая сделка между родителями жениха и невесты, а как большой и яркий праздник. Тон праздничности проступал во всем. Все участвующие в свадебной обрядности выглядели подчеркнуто празднично, одевали на свадьбу' свои лучшие наряды. Особенно нарядно одевались жених и невеста. Для свадебного поезда 'выбирали самых хороших лошадей, в гривы им вплетали разноцветные ленты, впрягали их в лучшую упряжь; к дугам привязывали звонкие колокольчики. Грудь дружки была украшена расшитым полотенцем. На свадьбе много пели и плясали. Все это делалось с явным осознанием праздничности свадебного обряда, с определенной установкой на зрелищность: люди специально выходили на улицу, чтобы полюбоваться свадебным поездом; многие приходили на свадьбу только для того, чтобы насладиться праздничным убранством и весельем.
Похоронные и рекрутские причитания. Прямой противоположностью свадебной обрядности и сопровождающей ее поэзии по своей эмоциональной тональности были похоронные и рекрутские обряды с единственным их поэтическим жанром — причитаниями. Похоронные и рекрутские.обряды, посвящённые самым горестным, трагическим событиям в жизни человека, от начала до конца были насыщены плачем, воплями и рыданиями. Похоронные обряды являются очень древними по своему происхождению. В них можно отметить черты анимистических представлений, что выразилось в культе почитания предков. Полагали, что души усопших не умирали, а перемещались в иной мир. Считалось, что умершие предки могли оказывать определенное влияние на судьбу живущих, поэтому их боялись, старались всячески задобрить. Это нашло отражение в похоронной обрядности. Гроб с телом покойного выносили очень осторожно, боясь коснуться им до косяка двери (магия касания), чтобы не оставить смерти дома. Во многих обрядах и обычаях нашло отражение почитание покойного. Во время поминок одно место оставляли не занятым, так как полагали, что на поминках присутствует душа покойного. И до сих пор прочно удерживается обычай не говорить о покойном ничего плохого.
Все это в какой-то мере отразилось и на похоронных причитаниях. Каким бы ни был в жизни человек, его после смерти называли в причитаниях только ласковыми словами^ Так, например, вдова наделяла покойного мужа эпитетами «красное «солнышко», «любимая семеюшка», «кормилец-семеюшка», «законная сдержавушка» и т. д. Следы древнего анимистического мировоззрения в причитаниях мы находим в их антропоморфических образах, приемах олицетворения. В них, например, можно встретить антропоморфические образы смерти, несчастной судьбы.
Связи похоронных причитаний с ранними формами мышления "несомненны. Однако следует признать, что главная ценность похоронных причитаний для нас не в этом. Похоронные причитания особенно ценны тем, что в них получили правдивое отражение жизнь и социально-бытовое мировоззрение русского крестьянства на протяжении XVIII—XIX вв., когда эти причитания широко бытовали и когда они в большом количестве были записаны.Выражение любви к умершему и страх перед грядущим обставляют основное содержание всех похоронных причитаний. В плачах с огромной поэтической силой рисуется трагическое положение семьи, оставшейся без кормильца. Так, в одном из них бедная вдова говорит, что, с тех пор как умер отец семейства, все хозяйство пришло в полный упадок.
Для похоронных причитаний характерна подлинная реалистичность в описании суровых условий крестьянской жизни. В одном из таких причитаний о судьбе бедных сирот говорится:
Едят щеечки2 охлебочки И кусочики объедочки... |
Как сиротны малы детушки
Носят платьица обдержечки
И обуточку, — обтопочки',
В центре внимания похоронных причитаний — крестьянская семья, ее бедственное положение после смерти кормильца. Однако со временем (особенно после «крестьянской реформы» 1861 года, в эпоху капитализма) в них все сильнее и сильнее проникают и различные социальные мотивы. Особенно показательным в этом отношении является «Плач о старосте» знаменитой заонежской вопленицы Ирины Андреевны Федосовой (1831—1899). Плач этот, как, впрочем, и все другие плачи, основан на совершенно достоверном факте.
В 1867 г. был объявленгдобавочный сбор к оброчной подати. В одну из северных деревень за этим сбором приезжает «мировой посредник». За крестьян заступился староста, которого тут же арестовали, отвезли в город и некоторое время продержали в тюрьме. Не выдержав незаслуженного оскорбления, староста умирает. Плач И. А. Федосовой о старосте — это плач о народном заступнике. В этом причитании в ярких сатирических красках рисуется портрет бездушного и жестокого царского чи-•новника — «мирового посредника». Заканчивается плач гневным проклятием «посредника» от имени всего народа:
«Да ты дай же боже господи,
Чтобы тлен пришел на цветно его платьице,
Как безумьице во буйну бы головушку!
Еще дай да боже господи
Ему в дом жену неумную,
Плодить детей неразумныих!
-Слыши, господи, молитвы мой грешные!
Прими, господи, ты слезы детей малыих!
Для поэтики похоронных плачей, как и доя поэтики рассмотренных ранее свадебных причитаний, показательно широкое употребление устойчивых выразительных эпитетов, слов с уменьшительными суффиксами, всевозможных повторов, синтаксического параллелизма, обращений, восклицаний и вопросов, что служит средством усиления их эмоциональной выразительности и драматического напряжения.
Основной композиционной формой похоронных причитаний, ;как и плачей невесты, является форма лирического монологау» ^- Однако похоронные причитания, как правило, по своим размерам значительно больше свадебных причитаний. Многие из похоронных плачей, записанных на Севере, насчитывают более ста строк. В этих плачах под влиянием былинных традиций получает определенное развитие получает эпическое (повествовательное) начало. Особенно развитой повествовательностью отличаются плачи, в которых повествуется о людях, умерших трагически. Примерами служит насчитывающий 217 строк «Плач об убитом громом-молнией», содержащий более 180 строк, уже упоминаемый нами «Плач о старосте», огромный, в 430 строк, «Плач о потопших». Эти плачи являются типичными произведениями уже не лирического, а лиро-эпического характера.
С 'Текрутские обряды и сопровождающие их плачи значительно мбложе похоронных обрядов и причитаний! Возникновение рекрутского обряда было связано с введением Петром I в 1699 г. обязательной воинской повинности. В рекрутских_обрядах, в_отличие от похоронных, не было ничего магического. В сопровождающих их причитаниях нет никаких черт антропоморфизма. Рекрутский обряд был очень простым. Вытянувший несчастливый жребий проходил медицинский осмотр, после чего перед отправкой в солдаты он несколько дней «рекрутился»: напоследок гулял, веселился, катался на запряженной лошади по деревне, прощался со всеми родственниками и знакомыми. Значительная часть этой рекрутской обрядности сопровождалась причитаниями, которые исполнялись родными и родственниками рекрута или специально приглашенной вопленицей. Правда, сам рекрут не голосил, причитаний не исполнял, но причитания имели такую форму (включали монологи от имени рекрута), что в них выражались также мысли и чувства рекрута, и поэтому они назывались рекрутскими. Рекрутские причитания по основным эмоциям ничем принципиально не отличались от причитаний похоронных: уход в солдаты народом психологически приравнивался к смерти. И это вполне понятно. Почти в течение всего XVIII в. служба была бессрочной. Указом 1793 г. был определен двадцатипятилетний, а в 1834 г.— двадцатилетний срок службы. Уходя в солдаты человек, по существу, навсегда отрывался от родной семьи. Домой он или вовсе не возвращался, или приходил разбитым стариком и калекой. И в причитаниях прямо говорилось, что рекрутчина не только подобна смерти, но даже страшнее ее: это смерть не мгновенная, а мучительная, растянутая на многие годы, на всю жизнь. Понаблюдав неделю за жизнью и ученьем молодого солдата-новобранца, его родная сестра голосит, что она, «бедная горюшица», «лучше... радела бы ему скорую злодийну бы смерётушку», «лучше опустила бы его «во сыру землю», чем узнать всю правду о еготяжелейшей солдатской жизни, своими глазами увидеть, как издеваются над ним командиры-начальники. В содержании рекрутских причитаний довольно отчетливо //выделяются две темы: жизнь семьи рекрута после его ухода в солдаты и описание солдатской жизни рекрута. Первая тема разрабатывается точно так же, как и в похоронных причитаниях. Солдатку, как и вдову, ожидает непосильный физический труд и вопиющая бедность. Дети солдатки, как и дети вдовы, должны будут ходить босиком, питаться жалкими подаяниями и т. д.
В одном из плачей молодая крестьянка, проводив мужа в солдаты, голосит:
«И я раздумалась бесчастным своим разумом:
И куды класть-девать сердечных своих детушек?
И во работнички ль отдать — дети малешеньки,
Ив пастухи ли то отдать - дети глупешеньки.
Приклоню лучше бесчастну буйну голову
И я по светушкам, по братцам богоданныим,
И покорю свое ретливое сердечушко.
И я ко милым ко ветляныим невестушкам,
Чтоб меня бедну горюшу не вспокинули,
И неспустили бы бесчестных моих детушек,
И до их по миру-то, бедыныих, шататися,
И по подоконью, победных, сталыпатася»
Раскрывая вторую тему, рекрутские причитания, наподобие солдатских песен, ярко рисуют картины тяжелой солдатской жизни, правдиво рассказывают о трудных солдатских походах, палочной дисциплине, ежедневной муштре. Особенно показательным в этом отношении является причитание, исполнявшееся при проводах солдата в армию после побывки дома. Прибывший на побывку солдат доверительно рассказывает своей матери про «безсчастну жизнь солдатскую»: суровой зимой солдатам не выдают «теплых шубенок», а морозят в холодных шинелях, питание солдатское очень плохое («уеденьице — мякинины нам сухарики, упоеньице — нам водушка со ржавушкой»), походы очень трудные, сражения — тяжелые, а «ученьице-то было —все мученьице». Описание побоев солдат —один из постоянных' мотивов рекрутских причитаний. Так, в одном причитании, рассказывая об избиении солдат розгами, плакальщица-очевидица говорит:
И вам не сто дают ведь разом целу тысячу;
И тело с мясом у бесчастныих смешается,
И как из плеч да ручьем кровь-то разливается.
Ленин, познакомившись с содержанием сборника Е. В. Барсова «Причитания Северного края», сказал: «Какой ценнейший материал, так отлично характеризующий аракчеевско-николаевские времена, эту проклятую старую военщину, муштру, уничтожавшую человека.